Рубрики

Его не обманешь. Радар-детекторы класса “hi-end” избавят вас от штрафов

14:29 04-07-2013

Систем контроля скорости с каждым годом становится все больше. К банальным радарам добавились лазерные измерители, кабельные индукционные комплексы, видеофиксаторы, устройства на фотоэлементах… Соответственно развивается и рынок автоаксессуаров. Сегодня в продаже есть широкая гамма детекторов – от недорогих портативных до встраиваемых систем класса “hi-end”, которые способны предупреждать практически о всех типах скоростных “ловушек”. С одной из таких новинок мы познакомились на дорогах Голландии.

Систем контроля скорости с каждым годом становится все больше. К банальным радарам добавились лазерные измерители, кабельные индукционные комплексы, видеофиксаторы, устройства на фотоэлементах... Соответственно развивается и рынок автоаксессуаров. Сегодня в продаже есть широкая гамма детекторов – от недорогих портативных до встраиваемых систем класса “hi-end”, которые способны предупреждать практически о всех типах скоростных “ловушек”. С одной из таких новинок мы познакомились на дорогах Голландии.

Небольшой дисплей системы контроля скорости “Stinger” в нашем “Renault Megane” выглядит весьма банально, пока не узнаешь его стоимость. А это примерно четверть цены нашей машины! Так что пока такие приборы в массовом сегменте автомобилей – большая редкость. Их можно увидеть лишь в салонах дорогих моделей престижных классов. Только не спутайте его с дешевым российско-китайским “однофамильцем”, который обзавелся схожим логотипом...

Традиционные радары, работающие в К-диапазоне, наше устройство распознает моментально, выбрасывая на дисплей надпись “RADAR” с указанием рабочей частоты прибора, а также собственной и разрешенной скорости. Здесь как раз и проявляет себя главная особенность устройства – антенна, состоящая из множества (около шести десятков) отдельных миниатюрных патч-антенн, каждая из которых отвечает за собственный узкий диапазон радиоволн и улавливает их с точностью до 0,0001 Ггц. Этот антенный блок устанавливается внутри переднего бампера, и от него не ускользнут практически все стоящие на вооружении радары, в каком бы широком диапазоне и какими короткими импульсами они бы ни работали. Подобная технология, кстати, применяется в военной технике, в том числе на истребителях.

Фирменное ноу-хау компании – сверхчувствительный блок, устанавливаемый за передним
бампером, который состоит из шести десятков миниатюрных патч-антенн. Каждая с точностью
до 0,0001 Ггц отвечает за узкий диапазон радарного излучения.

А как “Stinger” справится с системой контроля скорости SPECS, у которой нет никакого радиоизлучения – только камеры, расставленные в нескольких километрах друг от друга? Они снимают машину на входе и выходе из зоны измерения и по разнице времени вычисляют ее среднюю скорость. Эта система все чаще применяется в странах Европы, и обычный радар-детектор против нее бессилен.

Портативные радар-детекторы, крепящиеся возле лобового стекла, чувствительны к типу прозрачных элементов. Если у вас стандартный триплекс, то прибор должен работать без проблем. А вот стекла с различными покрытиями – атермальным, акустическим, защищающим от ультрафиолета и т.п. – могут стать препятствием на пути радиоволн и заметно снизить, а в отдельных случаях и свести на нет чувствительность прибора. Еще одна возможная помеха для сигнала – встроенные в лобовое стекло нити подогрева. Чем меньше расстояние между ними, тем хуже проходит сигнал.

...Мы выезжаем на шоссе близ Амстердама, оборудованное системой SPECS. Наш дисплей тут же показал традиционный набор предупреждений и... зеленый смайлик, мол, едете без нарушений. Ладно, будем провоцировать. Прибавляем скорость – смайлик стал желтым, а затем и красным, при этом анимированная полоска подсказывала, что у нас остается все меньше метров, чтобы выравнять среднюю скорость до разрешенной... Сбрасываем газ и снова укладываемся в норму.

Секрет прост. “Stinger” располагает базой данных о координатах SPECS и GPS-приемником для определения собственного местоположения. Заодно в базе прибора есть и другие сложные для обнаружения системы контроля вроде фотоэлементов, фиксирующих нарушение стоп-линии, индуктивных кабельных систем, а также практически все стационарные радары. Прибор может одновременно хранить в памяти базы для различных стран.

Современные полицейские приборы, в свою очередь, способны обнаруживать работающие радар-детекторы даже пассивного типа. Дело в том, что большинство детекторов для лучшего распознавания обрабатывают и усиливают перехваченный радиосигнал. При этом у вас создается собственное излучение, которое могут перехватить стражи порядка с помощью так называемых радиопеленгаторов типа VG или “Spectre” . В России это пока неактуально, но в странах, где радар-детекторы запрещены, радиоохота на них ведется постоянно.

Разумеется, все данные о “засадах”, которых с каждым днем становится все больше, необходимо обновлять. Разработчики специально сделали этот процесс весьма простым. Все обновления скачиваются с компьютера из “стингеровской” программы на обычную флешку, а с нее – в сам “Стингер”.

...Пересаживаюсь в представительскую “Audi A8”, где установлена топовая версия “Стингера” с расширенным набором датчиков. Вскоре экран оживает, и на нем появляется надпись “LASER” и изображение “лазер-гана”. Вдалеке вижу ассистирующего нам сотрудника компании с лазерным измерителем скорости в руках, который целится в нашу машину. Чтобы засечь “лазер-ган”, автомобилю необходимы внешние лазерные датчики, а я не обнаружил даже их следов, осмотрев “Ауди” по периметру перед посадкой.

Самая “демократичная” версия “Стингера”, чья цена начинается от 1.000 евро, вместо экрана
оснащается съемной картой с элементами управления. Она тоже способна предупреждать
почти о всех “ловушках”, правда, не так наглядно, как старшие модификации.

– Мы разработали самые миниатюрные лазерные датчики в классе, – объясняет специалист компании. – Видите на декоративной решетке радиатора эти пластмассовые квадратики со стороной примерно в сантиметр? Они выглядят как элемент декора, но для самых мнительных клиентов можем замаскировать их хоть под передние датчики парктроника. А теперь приглядитесь к торцам рамки номерного знака – эти маленькие незаметные точки являются детекторами стационарных боковых лазеров. Так что автомобиль защищен со всех сторон, причем незаметно для посторонних глаз.

На чувствительность портативных детекторов могут влиять даже, казалось бы, второстепенные факторы: высоко выступающие дворники при низком расположении прибора или наклейка вверху лобового стекла при высоком креплении, а порой и болтающиеся на зеркале заднего обзора игрушки.

Такая маскировка будет не лишней, особенно когда въезжаешь в страну с драконовскими законами по отношению к радар-детекторам. Впрочем, никто не помешает вам оставаться законопослушными гражданами – просто отключите одну или несколько, в зависимости от местного законодательства, функций обнаружения полицейских засад, и “Stinger” на время превратится в обычный маршрутный компьютер. А можно и вовсе убрать дисплей – и никаких следов в салоне. Все-таки инсталлируемая система намного удобнее, чем автономный прибор на ветровом стекле.

Миниатюрные датчики фронтального (слева) и бокового лазерного излучения практически
незаметны при беглом взгляде на автомобиль, но способны обнаружить все виды полицейских
переносных и стационарных лазерных измерителей скорости.

– А можно использовать для вашей системы штатный экран автомобиля? – спрашиваю исполнительного директора компании Джима де Вильде.

– Теоретически – да. Но это потребует серьезного вмешательства в бортовую электронику, перепрошивки программного обеспечения, времени... Да и ни у кого пока не возникала такая потребность. Почти все наши клиенты воспринимают “Stinger” просто как стильный гаджет...

На ошибках учатся

Дорога повела мимо дилерской “деревни” со множеством автоматических шлагбаумов, ворот и датчиков движения с собственным радиоизлучением. Обычно даже продвинутые приборы в такой ситуации верещат не переставая, но “Stinger” пискнул лишь пару раз. Разработчики сумели существенно сократить число ложных срабатываний, прежде всего за счет особо точной настройки под диапазон частот полицейских радаров. В этом еще одно достоинство патч-антенны, потому как обычные радар-детекторы с меньшей чувствительностью дают небольшой допуск в обе стороны этого диапазона, куда и “влезают” посторонние сигналы. “Stinger” помнит настройки для радаров в разных странах и, ориентируясь по GPS, автоматически переключает их при пересечении границы. Но для особо продвинутых и дотошных пользователей разработчики оставили возможность настраивать частоты вручную.

Уже при подъезде к системе контроля скорости SPECS на экране появляется предупреждение:
прибор показывает оставшуюся длину контролируемого участка трассы и вашу среднюю скорость.
Если она в норме, появляется зеленый смайлик; когда скорость слегка выше разрешенной,
смайлик становится желтым; а при явном превышении – “недовольным” красным.

В следующий раз система здесь уже не ошибется – она занесла источник ложного срабатывания в “черный список” и запомнила его координаты с помощью GPS. А если на этом же месте какой-нибудь хитрый полицейский попытается “замаскироваться под шлагбаум”, то “Stinger” сумеет отличить его радар, поскольку характеристики ложного сигнала были занесены в память с точностью отпечатка пальца. И все-таки “Стингеру” еще есть чему поучиться, например, получше отличать от радаров установленные на автомобилях системы активного круиз-контроля, которые прибор хоть и редко, но принимал за “ловушки”.

В России закон в отношении пассивных радар-детекторов нейтрален – у нас их использование не запрещено. Именно так: прямого разрешения нет, но и про запрет, не говоря уже о наказании, нигде не сказано.
Но если вы собрались путешествовать на машине за границей, не торопитесь водружать прибор под ветровое стекло – в разных странах у полицейских отношение к ним бывает диаметрально противоположным. К примеру, в Германии использование радар-детекторов даже поощряется. Там считают, что постоянное напоминание водителям о вездесущем электронном оке будет хорошей профилактикой. Доходит до того, что наряду с настоящими радарами на трассах устанавливают “обманки”, которые генерируют тревожный для детектора сигнал, но не фиксируют скорость. А вот в соседней Австрии за использование детектора вас оштрафуют и в придачу заберут прибор. Во Франции могут вдобавок изъять и сам автомобиль. Еще суровее законы в Бельгии, Люксембурге и Швеции, где за эти устройства можно даже угодить в тюрьму. Законодательство Великобритании также запрещает использование радар-детекторов.
Существуют и антирадары, которые, в свою очередь, либо просто глушат сигнал радара на его частоте, либо вносят в него искаженную информацию. Стоит подчеркнуть, что эти приборы запрещены почти во всех странах и их использование повлечет для водителя серьезные неприятности.

– Насколько успешно “Stinger” сможет распознавать российскую систему “Стрелка СТ/М”, которая давно стала головной болью для конструкторов радар-детекторов? – спрашиваю у одного из технических специалистов.

– Напомните мне ее характеристики... Да, смотрю, ваши разработчики полицейских радаров не зря едят свой хлеб – такой короткий импульс засечь крайне сложно. Спасибо, что подсказали – при подготовке “Стингера” к российскому рынку мы тщательнее изучим возможности ваших систем, которые порой превосходят европейские...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: