Топливо постоянно дорожает. Несмотря на все объективные экономические законы, обусловленные уровнем цен на нефть, валютным курсом и прочими глобальными аспектами в нашей стране оно знает только одно направление движения – вверх по шкале стоимости. С этим приходится жить. Но с растущими расходами очень не хочется мириться.
Техническое состояние автомобиля
Чтобы экономить топливо необходимо регулярно следить за техническим состоянием своего автомобиля. Да, да, именно так скучно – регулярно, а не только резво спохватившись в преддверии очередного техобслуживания или вдруг возникшей неисправности.
В этом контексте огромное значение имеют воздушные фильтры: и двигателя, и, что немаловажно салона, поскольку засорение и одного и другого приводит к ощутимому перерасходу. С фильтром двигателя, пожалуй, все ясно и без лишнего объяснения, а вот по поводу салонника надо сказать несколько слов. Дело в том, что сокращение пропускной способности салонного фильтра приводит к росту нагрузки на климатическую систему. Особенно заметно это проявляется в автомобилях оснащенных не просто кондиционером, а полноценным климат-контролем – чтобы поддержать работоспособность системы на требуемом уровне энергозатраты растут. Естественно это приводит к увеличению расхода топлива.
Кроме того на потреблении бензина/дизеля сказывается давление в шинах. Оно не должно отличаться от регламентированного значения ни в одну из сторон более чем на 0,2 бар. Перекачка, так же как и недокачка одинаково неприятны, поскольку приводят ухудшению качества движения и повышенному износу. Хотя, конечно же, в определенных условиях, например, зимой, для решения понятных задач приходится идти на компромисс. Но в компромиссы не следует заигрываться, возвращаясь к норме максимально оперативно.
Ну и балансировка, углы установки колес, которые чаще у нас называют сход-развалом. Это тоже топливо, это тоже перерасход при отклонении от регламентированных параметров.
Прогрев двигателя
Если б вы знали, сколько топлива тратится совершенно бездарно для прогрева двигателя не на ходу, вы бы точно потеряли аппетит. Оно изливается литрами (от 1 литра в час и выше), и абсолютно без какой бы то ни было необходимости. В результате семейные бюджеты теряют тысячи и тысячи рублей при том, что толку от этой затеи ровно ноль, потому что прогревать стоя на месте в современном автомобиле попросту нечего!
Прогревать двигатель, а также амортизаторы (вы не знали? а между тем их прогрев тоже чрезвычайно важен) надо в движении. На оборотах не выше 2000 об/мин, пока температура не достигнет рабочего значения. Это наиболее оптимальный и очень полезный для агрегатов транспортного средства режим. Так что скорее забудьте про бесплодное тарахтение под окном. Не теряйте времени и не травите соседей.
Неплохо так же в холодное время года использовать разнообразные утеплители для моторного отсека. Они позволяют быстрее прогреться двигателю (режим прогрева – один из самых топливозатратных) и сохранить тепло, когда мотор глушится на остановках. Но только не используйте для этих целей домашние одеяла и подушки – сгорите быстрее, чем успеете достать огнетушитель. В продаже есть масса специальных средств, поэтому сложностей с подбором в принципе не возникнет.
Режимы движения
Про влияние режимов движения на расход топлива можно написать книгу. Даже две – одну про автоматическую коробку, другую про механику. Вот только явно не у всех хватит терпения их дочитать до конца, поэтому ограничимся самыми основными моментами.
Вроде как про резкие разгоны и торможения все знают: если хотите экономить – обойдитесь без них, как бы больно для вашей души это не было. И запомните основные цифры: 2500-3000 об/мин – это самый благоприятный с точки зрения расхода топлива диапазон. Старайтесь держаться в нем, своевременно подтыкая передачу. А скорость: 90-100 км/ч, ну, максимум 110 км/ч на наиболее высокой в конкретном автомобиле передаче. Есть, конечно, некоторые исключения, но с ними надо разбираться отдельно и слишком подробно. А вот в целом все именно так, как написано.
Еще важно понимать, что переключение на нейтральную передачу при движении накатом потребление топлива не сокращает, а наоборот увеличивает. Просто потому что мы переходим в режим холостого хода с соответствующим расходом. А если вы останетесь на скорости, но отпустите педаль акселератора, подача топлива будет значительно меньше.
Ну, и вообще – чем плавней происходит движение, чем плавней вы работаете педалью акселератора и тормоза (да, педалька тормоза так же любит подкушать горючки), тем экономичнее вы едете.
Использование оборудования
Использование любого оборудования в автомобиле приводит к увеличению расхода топлива. Эксперты уважаемого Всегерманского автоклуба ADAC по-немецки скрупулезно все посчитали и свели в таблицу:
Дополнительное потребление на 100 км (в литрах) | |
Дополнительный отопитель | До 2,0 л |
Обогрев переднего / заднего стекла | 0,8 л |
Вентиляция | 0,17 л |
Ближний свет | 0,12 л |
Противотуманные фары | 0,1 л |
Обогрев сиденья | 0,1 л |
USB-подключение | 0,1 л |
Обогрев рулевого колеса | 0,05 л |
Наружное зеркало | 0,04 л |
Прикуриватель | 0,18 л |
Радио | 0,02 л |
Так же имейте в виду, что в среднем на 10% повышают расход открытые даже менее чем на половину боковые окна, а лишние вещи в салоне, увеличивающие массу перевозимого груза, приводят к росту потребления топлива в геометрической прогрессии. Поэтому плотно закрывайтесь и избавляйтесь от всего ненужного в дороге.
Тюнинг
Тюнинг, если это не специально просчитанная профессионалами модернизация автомобиля, учитывающая расход горючего, практически всегда приводит к значительному росту аппетитов транспортного средства. Говорим ли мы о чип-тюнинге силовой установки, повышающей выходные параметры, или же о внешнем обвесе возможно красивыми, но совершенно бесполезными побрякушками. Сюда же нерегламентированные колеса/шины, сюда же гремелки на выхлопе, сюда же как бы антикрылья и как бы любая аэродинамика – повторимся: если аэродинамический обвес не рассчитан особым образом, он потребление топлива не снизит, а увеличит, как любая дополнительная масса и любой внешний объем, препятствующий воздушному потоку.
Большая ошибка (отнесем это тоже к своеобразному «тюнингу») экономить, заправляясь 92-м бензином, если автомобиль рассчитан на АИ95. Естественно, не очень понятно, что произойдет с деталями и компонентами. Но даже если на них в обозримой перспективе это и не окажет серьезного негативного влияния (скорее всего), расход однозначно будет выше. Причем настолько, что довольно быстро съест всю выгоду от более дешевого топлива.
А моторное масло выбираем с наименьшей из рекомендованных для конкретного автомобиля вязкостью. Дадим свободы деталькам, пусть им будет легко. Они нам горючки сэкономят.
Текст:Михаил Калинин