Рубрики

Экранные герои

20:53 19-12-2020

За рулем виртуального Porsche — в легенды автоспорта.

Киберспорт и виртуальные автогонки с каждым годом показывают все более высокий крутящий момент. Неудивительно, что одним из лидеров и в виртуальном пространстве остается Porsche. Ведь где скорость, там и Porsche.

Владимир Башмаков, спортивный комментатор и музыкант Ex-Driver.

Прогресс и симуляция

В этой вроде как нереальной дисциплине многое по-настоящему. Спортсмен выполняет практически те же действия, что и гонщик на треке. Разница лишь в том, что один сидит за рулем «живой» гоночной машины. А другой -- за специальной установкой перед экраном. Участие в реальных гонках стоит очень дорого, оставаясь «голубой мечтой» для миллионов влюбленных в скорость. А на виртуальный трек – и даже такие легендарные трассы, как Нюрбургринг, Спа или Индианаполис -- может выйти абсолютно любой человек. При этом почувствовав всю красоту управления болидом Формулы 1 или автомобиля NASCAR.

От современного симрейсера требуется максимальная концентрация. Фото: Porsche

Несмотря на разницу, навыки управления в обоих случаях оказываются весьма схожими. Профессиональные симрейсеры часто соревнуются в гоночных перчатках и обуви. Здесь всё очень серьёзно. Нужна максимальная концентрация. Главное отличие от реальных заездов заключается в том, что ты не ощущаешь машину телом. А значит, требуется быть ещё более внимательным к мелочам. Не судите по иным компьютерным покатушкам:  в симрейсинге потеют даже подготовленные спортсмены. Кстати, во время карантина я много времени проводил на виртуальных трассах. И сбросил пару килограммов. Виртуальность, словом, не отменяет того факта, что гонки на симуляторах являются действительно спортом, а не забавой в быстрое кликанье компьютерной мышью, как в каких-нибудь «шутерах» или «доте».  

Первые состязания, которые можно отнести к категории «симуляторов», начали появляться в середине 90-х. Мне особенно запомнились разработки группы Papyrus Design, выпустившей серии IndyCar Racing и Grand Prix Legends. Правда, о б увлекательным онлайн-соревнованиях в ту пору речь не шла. Интернет был такой, что даже  песню скачать за пару часов не всегда удавалось. Да и не у всех он был. И все же симуляторы давали возможность быть ближе к гонкам, погрузиться в них. Шли годы, развивались игры. Развивался интернет и установки. Рули с педалями превращались во всё более тонкую и точную технику. Но при этом она оставалась на порядок дешевле всего необходимого для реальных гонок.

К хорошему дисплею прилагается руль и педали. Что еще больше стирает грань между реальными и виртуальными гонками. Фото: Porsche

График кибергонок между тем становился все разнообразнее и плотнее. Мне всегда было приятно наблюдать за развитием в этой области. Я с самого начала был и остаюсь адептом симуляторов. Когда в России начали появляться серьёзные состязания, мне предложили основать свою команду. И я с радостью согласился. Сейчас коллектив продолжает расти, и мы уже готовим проведение собственного чемпионата. К слову, в этом году из-за известных ограничений виртуальные соревнования в какой-то момент даже вышли на главную сцену. Они обрели ещё больше поклонников, чем прежде. И заставили притихнуть  прежде многочисленных скептиков.  

График кибергонок становится все разнообразнее и плотнее. Фото: Porsche

Реальные чемпионы нереальных гонок

Современные симуляторы служат отличной тренировочной платформой и для профессиональных пилотов «живых» гонок. Особенно молодое поколение гонщиков – будь то представители Формулы 1 или раллийных чемпионатов -- всё активнее соревнуется и оттачивает навыки в виртуальной реальности.  Скажем, пилоты королевских гонок Макс Ферстаппен и Ландо Норрис регулярно участвуют в киберсоревнованиях параллельно с настоящими гонками. У Макса даже есть контракт с одним из сильнейших коллективов в виртуальном мире – Team Redline. У Фернандо Алонсо и Романа Грожана в виртуальном мире и вовсе свои собственные коллективы.

Кроме прочего, многие гоночные команды активно используют симуляторы с целью тренировки и поиска настроек перед сезоном. Понятно, что в Формуле 1 используются специальные многомиллионные системы. Но вот в Формуле Е или молодёжных чемпионатах применяют старый добрый rFactor, доступный всем и каждому. Или iRacing, если говорить о NASCAR.

А еще в наши дни у всех главных автоспортивных чемпионатов есть свои кибер-аналоги.  Formula 1,  Formula 3, Formula 4, NASCAR, Indycar, Formula E…    И  в них состязаются знакомые нам гоночные команды. Правда на стартовой решётке мы видим исключительно симрейсеров. В число наиболее популярных площадок для кибергонок входят iRacing, rFactor2, Assetta Corsa, Raceroom. Многие участники совмещают выступления на разных симуляторах.

Не получилось показать себя на настоящем треке? Всегда есть шанс реабилитироваться за рулем виртуального спорткара.

Драйверский азарт все ощутимее подкрепляется финансово. Да, пока по призовым деньгам и денежному обороту, особенно в России, кибергонки отстают от живых автомобильных ристалищ. Но это пока. И это не отменяет их растущую популярность.  Что касается денег: в начале 2017 года в Лас-Вегасе состоялась виртуальная гонка с призовым фондом в 1 миллион долларов. Победитель Боно Хьюис выиграл $200 000. На виртуальной Формуле 1 призовой фонд сейчас составляет 750 000 $. Участники нескольких чемпионатах на базе iRacing  разыгрывают по $300 000. В  России призовой фонд чемпионата Forza Motorsport 7 в 2020 году составлял 1 миллион рублей.

А ведь денежный куш – это не всегда главная награда. Победитель состязания «World’s Fastest Gamer» (самый быстрый геймер в мире) Руди ван Бююрен получил контракт с командой McLaren в Формуле 1. И тут речь уже шла о работе на профессиональном симуляторе, с поиском настроек для боевых пилотов. Кроме этого, он попал в настоящий чемпионат Porsche Carrera Cup, а это один из самых сильных монокубков в мире. В прошлом у геймера были успехи в картинге, но продолжить карьеру он не смог по финансовым причинам. Симрейсинг сметает многие барьеры, казавшиеся непреодолимыми.

Зачет Porsche

Один из быстрейших российских симрейсеров, Александр Галахов, в 2019 году выиграл Porsche Esports Challenge Russiа. Этот турнир, как известно,  собрал самые сливки российского симрейсинга. Для попадания в финал участникам пришлось пройти три отборочных этапа. Причём для каждого использовался уникальный спорткар Porsche. Например, официальным автомобилем третьего этапа, проходившего с конца ноября по 6 декабря, стал Porsche 911 GT3 R. И за его рулем 18 лучших спортсменов сразились в финале.

Гонки Porsche Esports Challenge Russiа собирают лучших представителей российского симрейсинга.

В плотной борьбе с Кириллом Антоновым и Егором Огородниковым, Александр одержал победу. Я присутствовал на месте проведения соревнования и болел за него, ведь Галахов входит в мою команду Vladimir Bashmakov Racing. Эмоции были столь же невероятными, как и во время настоящих гонок. В качестве приза Александр Галахов получил возможность провести целый день в центре водительского мастерства Porshe на реальной гоночной трассе Moscow Raceway под руководством сертифицированных инструкторов. Уверен, что он проявит свое мастерство и там.

Многочисленные дуэли звёзд реального мира против лучших симрейсеров показали, что в своей среде киберспортсмены часто оказываются даже быстрее. Таких дуэлей было особенно много во время карантина. Хуан Пабло Монтойя,  Макс Ферстаппен, Фернандо Алонсо и даже 73-летнй Эмерсон Фиттипальди бились отчаянно в виртуальной реальности. И проигрывали кибер-героям. Оказалось, что в виртуальном пространстве есть свои легенды: Боно Хьюис, Грегер Хуту, Руди ван Бююрен, Йерней Симончич,  Александр Галахов… Выходя на трек, они точно не ударят в грязь лицом. И они вправе поспорить даже с известными автогонщиками на тему "кто быстрее  всех на свете".

Porsche и Esports.

Знаете ли вы, что:

Именно Россия первой уравняла виртуальные состязания с традиционными, добавив киберспорт в 2001 году в федеральный спортивный реестр.

Участвовать в соревнованиях на платформе iRacing, например,  могут только гонщики, прошедшие лицензирование. Это помогает поддерживать высокий уровень пилотов.

В 2019 году Porsche дал старт первому мировому виртуальному монокубку.

Гоночный симулятор Porsche — один из самых современных в мире. Он представляет собой трехметровую конструкцию с гидравлическим приводом, опирающимся на 19-тонную стальную плиту. Именно на нем заводские пилоты отрабатывают, в частности,  приемы энергоменеджмента, который так важен в Формуле Е.

Подробнее в онлайн-журнале Christophorus

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Porsche читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: