Киберспорт и виртуальные автогонки с каждым годом показывают все более высокий крутящий момент. Неудивительно, что одним из лидеров и в виртуальном пространстве остается Porsche. Ведь где скорость, там и Porsche.
Владимир Башмаков, спортивный комментатор и музыкант Ex-Driver.
Прогресс и симуляция
В этой вроде как нереальной дисциплине многое по-настоящему. Спортсмен выполняет практически те же действия, что и гонщик на треке. Разница лишь в том, что один сидит за рулем «живой» гоночной машины. А другой -- за специальной установкой перед экраном. Участие в реальных гонках стоит очень дорого, оставаясь «голубой мечтой» для миллионов влюбленных в скорость. А на виртуальный трек – и даже такие легендарные трассы, как Нюрбургринг, Спа или Индианаполис -- может выйти абсолютно любой человек. При этом почувствовав всю красоту управления болидом Формулы 1 или автомобиля NASCAR.
Несмотря на разницу, навыки управления в обоих случаях оказываются весьма схожими. Профессиональные симрейсеры часто соревнуются в гоночных перчатках и обуви. Здесь всё очень серьёзно. Нужна максимальная концентрация. Главное отличие от реальных заездов заключается в том, что ты не ощущаешь машину телом. А значит, требуется быть ещё более внимательным к мелочам. Не судите по иным компьютерным покатушкам: в симрейсинге потеют даже подготовленные спортсмены. Кстати, во время карантина я много времени проводил на виртуальных трассах. И сбросил пару килограммов. Виртуальность, словом, не отменяет того факта, что гонки на симуляторах являются действительно спортом, а не забавой в быстрое кликанье компьютерной мышью, как в каких-нибудь «шутерах» или «доте».
Первые состязания, которые можно отнести к категории «симуляторов», начали появляться в середине 90-х. Мне особенно запомнились разработки группы Papyrus Design, выпустившей серии IndyCar Racing и Grand Prix Legends. Правда, о б увлекательным онлайн-соревнованиях в ту пору речь не шла. Интернет был такой, что даже песню скачать за пару часов не всегда удавалось. Да и не у всех он был. И все же симуляторы давали возможность быть ближе к гонкам, погрузиться в них. Шли годы, развивались игры. Развивался интернет и установки. Рули с педалями превращались во всё более тонкую и точную технику. Но при этом она оставалась на порядок дешевле всего необходимого для реальных гонок.
График кибергонок между тем становился все разнообразнее и плотнее. Мне всегда было приятно наблюдать за развитием в этой области. Я с самого начала был и остаюсь адептом симуляторов. Когда в России начали появляться серьёзные состязания, мне предложили основать свою команду. И я с радостью согласился. Сейчас коллектив продолжает расти, и мы уже готовим проведение собственного чемпионата. К слову, в этом году из-за известных ограничений виртуальные соревнования в какой-то момент даже вышли на главную сцену. Они обрели ещё больше поклонников, чем прежде. И заставили притихнуть прежде многочисленных скептиков.
Реальные чемпионы нереальных гонок
Современные симуляторы служат отличной тренировочной платформой и для профессиональных пилотов «живых» гонок. Особенно молодое поколение гонщиков – будь то представители Формулы 1 или раллийных чемпионатов -- всё активнее соревнуется и оттачивает навыки в виртуальной реальности. Скажем, пилоты королевских гонок Макс Ферстаппен и Ландо Норрис регулярно участвуют в киберсоревнованиях параллельно с настоящими гонками. У Макса даже есть контракт с одним из сильнейших коллективов в виртуальном мире – Team Redline. У Фернандо Алонсо и Романа Грожана в виртуальном мире и вовсе свои собственные коллективы.
Кроме прочего, многие гоночные команды активно используют симуляторы с целью тренировки и поиска настроек перед сезоном. Понятно, что в Формуле 1 используются специальные многомиллионные системы. Но вот в Формуле Е или молодёжных чемпионатах применяют старый добрый rFactor, доступный всем и каждому. Или iRacing, если говорить о NASCAR.
А еще в наши дни у всех главных автоспортивных чемпионатов есть свои кибер-аналоги. Formula 1, Formula 3, Formula 4, NASCAR, Indycar, Formula E… И в них состязаются знакомые нам гоночные команды. Правда на стартовой решётке мы видим исключительно симрейсеров. В число наиболее популярных площадок для кибергонок входят iRacing, rFactor2, Assetta Corsa, Raceroom. Многие участники совмещают выступления на разных симуляторах.
Драйверский азарт все ощутимее подкрепляется финансово. Да, пока по призовым деньгам и денежному обороту, особенно в России, кибергонки отстают от живых автомобильных ристалищ. Но это пока. И это не отменяет их растущую популярность. Что касается денег: в начале 2017 года в Лас-Вегасе состоялась виртуальная гонка с призовым фондом в 1 миллион долларов. Победитель Боно Хьюис выиграл $200 000. На виртуальной Формуле 1 призовой фонд сейчас составляет 750 000 $. Участники нескольких чемпионатах на базе iRacing разыгрывают по $300 000. В России призовой фонд чемпионата Forza Motorsport 7 в 2020 году составлял 1 миллион рублей.
А ведь денежный куш – это не всегда главная награда. Победитель состязания «World’s Fastest Gamer» (самый быстрый геймер в мире) Руди ван Бююрен получил контракт с командой McLaren в Формуле 1. И тут речь уже шла о работе на профессиональном симуляторе, с поиском настроек для боевых пилотов. Кроме этого, он попал в настоящий чемпионат Porsche Carrera Cup, а это один из самых сильных монокубков в мире. В прошлом у геймера были успехи в картинге, но продолжить карьеру он не смог по финансовым причинам. Симрейсинг сметает многие барьеры, казавшиеся непреодолимыми.
Зачет Porsche
Один из быстрейших российских симрейсеров, Александр Галахов, в 2019 году выиграл Porsche Esports Challenge Russiа. Этот турнир, как известно, собрал самые сливки российского симрейсинга. Для попадания в финал участникам пришлось пройти три отборочных этапа. Причём для каждого использовался уникальный спорткар Porsche. Например, официальным автомобилем третьего этапа, проходившего с конца ноября по 6 декабря, стал Porsche 911 GT3 R. И за его рулем 18 лучших спортсменов сразились в финале.
В плотной борьбе с Кириллом Антоновым и Егором Огородниковым, Александр одержал победу. Я присутствовал на месте проведения соревнования и болел за него, ведь Галахов входит в мою команду Vladimir Bashmakov Racing. Эмоции были столь же невероятными, как и во время настоящих гонок. В качестве приза Александр Галахов получил возможность провести целый день в центре водительского мастерства Porshe на реальной гоночной трассе Moscow Raceway под руководством сертифицированных инструкторов. Уверен, что он проявит свое мастерство и там.
Многочисленные дуэли звёзд реального мира против лучших симрейсеров показали, что в своей среде киберспортсмены часто оказываются даже быстрее. Таких дуэлей было особенно много во время карантина. Хуан Пабло Монтойя, Макс Ферстаппен, Фернандо Алонсо и даже 73-летнй Эмерсон Фиттипальди бились отчаянно в виртуальной реальности. И проигрывали кибер-героям. Оказалось, что в виртуальном пространстве есть свои легенды: Боно Хьюис, Грегер Хуту, Руди ван Бююрен, Йерней Симончич, Александр Галахов… Выходя на трек, они точно не ударят в грязь лицом. И они вправе поспорить даже с известными автогонщиками на тему "кто быстрее всех на свете".
Porsche и Esports.
Знаете ли вы, что:
Именно Россия первой уравняла виртуальные состязания с традиционными, добавив киберспорт в 2001 году в федеральный спортивный реестр.
Участвовать в соревнованиях на платформе iRacing, например, могут только гонщики, прошедшие лицензирование. Это помогает поддерживать высокий уровень пилотов.
В 2019 году Porsche дал старт первому мировому виртуальному монокубку.
Гоночный симулятор Porsche — один из самых современных в мире. Он представляет собой трехметровую конструкцию с гидравлическим приводом, опирающимся на 19-тонную стальную плиту. Именно на нем заводские пилоты отрабатывают, в частности, приемы энергоменеджмента, который так важен в Формуле Е.
Подробнее в онлайн-журнале Christophorus
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Porsche читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон