Стоит ли покупать электромобиль? Вероятно, этот вопрос волнует многих российский автолюбителей, для которых машина на электротяге пока еще кажется диковинкой. В то же время в первом полугодии 2023-го в стране продано 4455 новых электрокаров, что на 244% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Стоит ли брать электромобиль из Китая?
О преимуществах электромобилей из Китая (как, впрочем, и о слабых сторонах) можно говорить долго. Выделим четыре основных преимущества китайских электрокаров:
1. Цена. Стоимость лучших китайских автомобилей на электротяге ниже, чем у аналогичных моделей европейских, американских или японских автобрендов. Благодаря этому продукция китайских автозаводов становится доступной для более глобальной аудитории. Хорошие китайские машины с электромотором с каждым годом поставляются в Россию в большем объеме и становятся все более привлекательными для отечественных автолюбителей.
2. Качество. За последнее десятилетие качество китайских автомобилей невероятно взлетело благодаря государственной поддержке отрасли, внедрению передовых технологий и открытию совместных производств с западными компаниями. Стереотипы о плохом качестве китайских машин уже не актуальны – современные модели надежны и безопасны. Пора забыть о далеко не совершенных «китайцах» из начала двухтысячных и принять тот факт, что сейчас практически нет нареканий на техническое состояние китайских электрокаров, гибридов и авто с ДВС. На сегодня китайские производители автомобилей настолько уверены в своем качестве, что предоставляют покупателям пожизненную гарантию на свои автомобили, причем без исключений на все элементы, включая двигатель – смелое и амбициозное решение. Гарантия предоставляется, правда, первому собственнику на весь срок владения. То есть если использовать автомобиль какое-то время, а затем его продать, то на этом пожизненная гарантия закончится.
3. Дизайн. Сегодня не только лучшие китайские электромобили, но и бюджетные модели отличаются стильным современным дизайном. Автолюбители ценят как внутреннюю отделку салона и эргономику, так и экстерьер. В Китае активно развивается местная дизайнерская школа, что уже приносит свои плоды. Глядя на современные электрокары из Китая, даже не верится, что еще несколько десятков лет назад машины из Поднебесной в большинстве своем выглядели нелепо. Теперь же лучшие китайские автомобили вызывают восхищение, а отделка их салонов выглядит действительно премиально.
4. Комфорт. Китайские инженеры преуспели не только в освоении новых технологий и внедрении инноваций, но также позаботились о комфорте водителя и пассажиров. Китайские электрокары даже в стандартных комплектациях могут похвастаться многочисленными опциями комфорта, чего нет у западных аналогов. В целом, китайские бренды завоевывают мировой авторынок, активно развиваясь в области экологически чистого транспорта. Причем электромобили из Китая пользуются большой популярностью в Евросоюзе, где недавно впервые за все время реализовали больше «электричек», чем машин с дизельными двигателями (15,1% против 13,4%). Доля гибридов составила 24%, а бензиновых машин – 36%.
Тенденция очевидна: Европа движется в направлении экологически чистого транспорта быстрыми темпами. Россия тоже постепенно пересаживается на «электрички», но не так активно, как соседи. Вероятно, что одной из причин являются определенные страхи и сомнения, которые возникают у соотечественников перед принятием решения о покупке китайских электрокаров.
Чего опасаются автолюбители при выборе китайских электромобилей?
Эксперты Frank Auto собрали ряд вопросов и сомнений покупателей, которые присматриваются к китайским электрокарам. Конечно, некоторые из них могут показаться достаточно простыми и незамысловатыми, но, исходя из нашего опыта, именно они беспокоят клиентов чаще всего.
1. Может ли электрокар разрядиться и остановиться в неподходящий момент?
Электромобиль может разрядиться и остановиться только в том случае, если у него низкий уровень заряда и отсутствует возможность подзарядки. Чтобы этого не произошло, нужно следить за уровнем остатка электроэнергии в аккумуляторе вашей машины и планировать подзарядку заранее, особенно перед долгой поездкой. На табло китайских электромобилей всегда есть индикатор заряда с остатком в километрах. В некоторых современных моделях запас хода может достигать 1000 км, а в среднем этот показатель составляет 500 км, чего вполне достаточно, чтобы позаботиться о восполнении энергии заранее.
2. Как мне найти зарядку в городе, если она срочно понадобится?
Конечно, в небольших населенных пунктах страны с зарядными станциями могут возникнуть определенные сложности, но в крупных городах инфраструктура таких станций стремительно развивается. Например, только в Москве сегодня действует более 200 станций зарядки для электротранспорта. К концу года их количество должно увеличиться до 600, согласно проекту «Энергия Москвы». Быстро найти зарядку помогут многочисленные онлайн-сервисы, все карты или специальные приложения, которые покажут ближайшую к вам станцию, если вы захотите срочно подзарядиться.
Вот несколько приложений, которые можно скачать, чтобы найти ближайшую точку для подзарядки:
- PlugShare;
- ChargeHub;
- ChargePoint;
- Chargeway;
- Chargemap;
- EVmatch.
Как быстро батарея электромобиля потеряет свою мощность и потребует замены?
Скорость потери мощности аккумулятора электромобиля зависит от нескольких факторов, включая качество батареи и условия эксплуатации. После определенного количества циклов зарядки и разрядки аккумулятор действительно потеряет некоторую емкость. Оптимальное использование электромобиля замедлит процесс снижения мощности батареи, которая деградирует примерно на 1% в год. Развитие технологий позволяет сократить деградацию с течением времени. Современные китайские электрокары оборудованы батареями нового типа, которые рассчитаны на весь жизненный цикл электромобиля.
Есть предположение , что в электротранспорте нет такого же звука и кайфа от нажатия на педаль газа, как в машинах с ДВС.
Действительно, некоторые автомобилисты привыкли к характерному звуку работы бензиновых и дизельных двигателей и получают удовольствие от ревущего мотора. Однако одно из достоинств китайских электрокаров и «электричек» от автопроизводителей из других стран заключается именно в тихой езде – благодаря этому снижается уровень шума, который стал настоящей проблемой в крупных городах. В любом случае вы всегда можете отдельно установить в свой электромобиль устройство, которое будет имитировать звук и выхлоп любой машины при нажатии газа. Современные технологии позволяют сделать это достаточно легко.
А как быть со страхами , что электромобили напичканы электроникой, которая может сгореть или выйти из строя?
Современные машины на электротяге, как и авто с ДВС, оборудованы большим количеством электронных устройств. То есть теоретически выйти из строя может совершенно любой автомобиль, вне зависимости от вида двигателя. Однако установлено, что процент поломок премиальных китайских электрокаров заметно ниже за счет отсутствия вибраций, характерных для транспорта с ДВС. Плюс ремонтировать электромобили дешевле, поскольку в их конструкции нет такого количества узлов и агрегатов, как на машинах на жидком топливе.
Знание ,что заряжать электрокар нужно очень долго – около 7 часов, а заправить полный бак можно всего за 10 минут тоже останавливает от покупки.
Подзарядка аккумулятора действительно требует определенного времени. Однако сегодня существуют быстрые зарядные станции, которые заряжают 60% батареи за 15 минут. Конечно, такие электрозаправки сейчас работают не во всех городах, а только в крупных, но политика государства направлена на развитие подобной инфраструктуры. Кроме этого, для многих людей, особенно из частного сектора, зарядка электрокара – вообще не проблема, поскольку они ставят авто заряжаться на ночь, как смартфон. Важно грамотно распланировать свои передвижения, чтобы ставить «электричку» на зарядку в то время, когда не предвидится никаких срочных поездок.
Могут ли китайские электромобили ездить по бездорожью или только по ровному дорожному покрытию?
Китайские модели электрокаров способны ездить по любым дорогам и даже по бездорожью, как и обычные машины. Полность оцинкованные кузова автомобилей противостоят самым серьезным внешним воздействиям. При этом всегда можно докупить специальный пакет «Бездорожье», который включает установку герметичной защиты салона и днища авто, изоляционной системы пневмоподвески и полного привода.
Может ли китайский электромобиль брать другой транспорт на буксир?
Да, большинство электромобилей может буксировать другие транспортные средства. Определенные модели китайских электрокаров оснащаются специальным устройством для буксировки (тяговым крюком или ремнем), которое позволяет тянуть другую машину. Возможно, компактную китайскую «электричку» лучше не применять для буксировки огромного минивэна – есть вероятность, что это повлияет на гарантию автомобиля или его компоненты. Перед покупкой той или иной модели лучше уточнить этот момент у автодилера.
Можно ли использовать электромобиль как дополнительный источник энергии?
Да, такая возможность существует. Китайские электромобили часто используются владельцами в качестве дополнительного источника электроэнергии. Например, электрокар можно подключить к дому как генератор, если у вас отключили свет. Заряженного аккумулятора «электрички» хватит на несколько дней обслуживания всего дома и питания бытовых приборов. Также во время поездок на пикник можно применять энергию вашего электрокара для подпитки небольших приборов, таких как фонари, мобильные устройства или электрический гриль. Здорово же, когда можно пожарить стейки прямо в лесу с помощью собственного автомобиля, не разводя костер. Однако при этом следует учитывать, что использование электромобиля в качестве дополнительного источника энергии снизит заряд аккумулятора, ограничит дальность и даже возможность передвижения.
Конечно, это далеко не все вопросы и сомнения, которые возникают у потенциальных покупателей электромобилей. Главное, что наши соотечественники интересуются темой электротранспорта, который развивается в стране семимильными шагами. Реальность такова, что китайские электрокары постепенно вытесняют привычные авто с ДВС не только на родине, но также в ЕС, США и других государствах, включая Россию, предлагая пользователям экономию, технологичность и комфорт.
фото Ирины Франк