Рубрики

Эль­дар Ря­за­нов. Поч­ти пол­ве­ка за ру­лем и без ава­рий. Три дуб­ля на те­му ав­то­мо­би­лей

15:59 18-12-2015

Когда этот номер газеты был уже готов к печати, пришло печальное сообщение: умер Эльдар Рязанов – Великий режиссер, Великий человек и Великий гражданин своей страны. И он был хорошим другом нашей газеты… В память об Эльдаре Александровиче мы решили поставить в этот номер интервью с ним, которое было опубликовано в “Клаксоне” в 2000 году (№ 24), в новогоднем выпуске газеты.

Когда этот номер газеты был уже готов к печати, пришло печальное сообщение: умер Эльдар Рязанов – Великий режиссер, Великий человек и Великий гражданин своей страны. И он был хорошим другом нашей газеты... В память об Эльдаре Александровиче мы решили поставить в этот номер интервью с ним, которое было опубликовано в “Клаксоне” в 2000 году (№ 24), в новогоднем выпуске газеты.

Мы уже не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли по­пыт­ку опуб­ли­ко­вать в но­во­год­них но­ме­рах ин­тер­вью с Эль­да­ром Ря­за­но­вым. И ка­ж­дый раз, по­лу­чая от­каз, по­ра­жа­лись за­ня­то­сти, энер­гии и ра­бо­то­спо­соб­но­сти это­го, в об­щем-то, уже не­мо­ло­до­го че­ло­ве­ка: съем­ки, встре­чи со зри­те­ля­ми, оче­ред­ной сце­на­рий, ко­ман­ди­ров­ки... Ес­те­ст­вен­но, как у всех лю­дей, за­гру­жен­ных де­лом, один из са­мых на­пря­жен­ных пе­ри­о­дов у не­го – ко­нец го­да. В лю­бое дру­гое вре­мя – по­жа­луй­ста.

А нам он ну­жен был имен­но в но­во­год­ний но­мер. По­че­му? Объ­я­с­нять, на­вер­ное, не на­до. Ря­за­нов – са­мый “но­во­год­ний” ки­но­ре­жис­сер. Он снял два уни­каль­ных в сво­ем ро­де филь­ма – “Кар­на­валь­ная ночь” и “Иро­ния судь­бы, или С лег­ким па­ром”, ко­то­рые на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий (!) пред­ва­ря­ли в на­шей стра­не но­во­год­ний бой ча­сов, ко­то­рые со­з­да­ва­ли то са­мое воз­вы­шен­ное празд­ни­ч­ное на­стро­е­ние и все­ля­ли в нас уве­рен­ность, что на­сту­па­ю­щий год бу­дет луч­ше го­да ми­нув­ше­го...

А еще Ря­за­нов – са­мый “ав­то­мо­биль­ный” ре­жис­сер. Та­кие филь­мы, как “Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля”, “Га­раж”, мог по­ста­вить толь­ко че­ло­век, не­рав­но­душ­ный к ма­ши­нам. А за­хва­ты­ва­ю­щие гон­ки и ис­кро­мет­ные ав­то­мо­биль­ные трю­ки в кар­ти­не “Не­ве­ро­ят­ные при­клю­че­ния италь­ян­цев в Рос­сии”?! Раз­ве слу­чай­но впер­вые в со­вет­ском ки­не­ма­то­гра­фе они по­я­ви­лись имен­но в филь­ме Эль­да­ра Ря­за­но­ва? Ко­не­ч­но же, нет. Ря­за­нов – за­я­д­лый ав­то­мо­би­лист, про­вед­ший за ру­лем поч­ти пять­де­сят лет.


Дубль первый

• За “Победу” давали новый ЗИМ. • Уроки на всю жизнь. • Приз в гонках на выживание. • О скорости, комфорте и безопасности. •

– Пра­ва я по­лу­чил в 1955 го­ду. По­с­ле ав­то­шко­лы. При­чем эк­за­ме­ны сдал с пер­во­го раза - а это бы­ла боль­шая ред­кость по тем вре­ме­нам. Ведь ез­дить мы учи­лись на... по­лу­тор­ках. Да, са­мых обы­к­но­вен­ных гру­зо­ви­ках со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми от­сю­да тру­д­но­стя­ми: га­ба­ри­ты, ог­ром­ный ку­зов сза­ди, пе­ре­га­зо­вки при пе­ре­клю­че­нии пе­ре­дач... А эк­за­ме­ны на во­ж­де­ние при­ни­ма­ли в Под­ко­па­ев­ском пе­ре­ул­ке – ме­с­то хол­ми­стое, из­ви­ли­стые уло­ч­ки ... В об­щем, ав­то­лю­би­те­ли сы­па­лись на эк­за­ме­не один за дру­гим.

– У Вас уже бы­ла своя ма­ши­на?

– Нет. То­г­да я толь­ко о ней меч­тал. И за­пи­сал­ся еще рань­ше в оче­редь на “По­бе­ду”. В ней ну­ж­но бы­ло от­сто­ять не ме­нее трех лет. Ма­га­зин был един­ст­вен­ный на всю Мо­ск­ву – на Ба­у­ман­ской. Два раза в год по но­чам пе­ре­кли­ч­ки...

Ко­г­да за­пи­сы­вал­ся на ма­ши­ну, у ме­ня во­об­ще не пах­ло ни­ка­ки­ми день­га­ми. По­с­ле окон­ча­ния ВГИ­Ка ра­бо­тал ас­си­стен­том ре­жис­се­ра на сту­дии до­ку­мен­таль­ных филь­мов, по­лу­чал очень ма­ло, а “По­бе­да” сто­и­ла 20 ты­сяч руб­лей. Но бы­ла не­удер­жи­мая меч­та. А по­том все ка­за­лось та­ким да­ле­ким, да и бу­дет ли...

Вско­ре я пе­ре­шел на “Мо­с­фильм” и стал де­лать свою пер­вую кар­ти­ну вдво­ем с Сер­ге­ем Ни­ко­ла­е­ви­чем Гу­ро­вым - “Ве­сен­ние го­ло­са”. И вот за ме­сяц до окон­ча­ния кар­ти­ны на­сту­пи­ла моя оче­редь на “По­бе­ду”, а де­нег нет. И я по­шел к Ива­ну Але­к­сан­д­ро­ви­чу Пырь­е­ву. Он был ди­ре­к­то­ром “Мо­с­филь­ма”, ви­дел от­сня­тые на­ми ма­те­ри­а­лы, по­ни­мал, что кар­ти­на бу­дет сим­па­ти­ч­ная, и рас­по­ря­дил­ся, что­бы день­ги за фильм мне вы­да­ли за­ра­нее, аван­сом.

Я их по­лу­чил в кас­се сту­дии и тут же пом­чал­ся в кас­су ма­га­зи­на. А там ко мне по­до­шли двое, как сей­час ска­за­ли бы “ли­ца кав­каз­ской на­ци­о­наль­но­сти”, и ска­за­ли: ”Слу­шай! От­дай нам “По­бе­ду”. Мы те­бе за нее ЗИМ да­дим!”

– Стран­ное пред­ло­же­ние: ЗИМ за “По­бе­ду”! На­вер­ное, по­дер­жан­ную ма­ши­ну пред­ла­га­ли?

– Но­вую! То­г­да ЗИМ про­да­вал­ся сво­бод­но. И сто­ил в два раза до­ро­же “По­бе­ды” – 40 ты­сяч. Но он был длин­ный, гро­мозд­кий и для кав­каз­ских из­ви­ли­стых до­рог не го­дил­ся. А “По­бе­ду” так про­с­то ку­пить бы­ло не­льзя. По­то­му ее спе­ку­ля­тив­ная це­на бы­ла та­кая же, как у ЗИ­Ма.

– И Вы от­ка­за­лись?!

– Да. Я ре­шил брать “По­бе­ду”. У ме­ня не бы­ло склон­но­сти к пи­жон­ст­ву.

– Хло­пот мно­го бы­ло с ма­ши­ной?

– Тех­ни­че­с­ко­го ха­ра­к­те­ра? Сей­час не по­м­ню... А вот дру­гие за­бо­ты бы­ли. Со­з­да­те­ли “По­бе­ды”, на­при­мер, по­че­му-то не удо­су­жи­лись по­ста­вить на нее бо­ко­вые зер­ка­ла. При­о­б­ре­сти их мо­ж­но бы­ло толь­ко за гра­ни­цей. И их не­ме­д­лен­но от­ла­мы­ва­ли! На лю­бой, са­мой ко­рот­кой ос­та­нов­ке, будь то у ма­га­зи­на, ап­те­ки, поч­ты, на­до бы­ло от­вер­т­кой от­вин­чи­вать зер­ка­ло. А по­том при­вин­чи­вать об­рат­но. Это мно­го поз­же они ста­ли кре­пить­ся на са­ла­з­ках. Я по­э­то­му вто­рое зер­ка­ло на “По­бе­ду” не ста­вил.

А еще кра­ли “двор­ни­ки”. Это бы­ло ужа­с­но! Зи­мой или в дождь на­до бы­ло ло­жить­ся на гряз­ный ка­пот, что­бы снять оба “двор­ни­ка”. В про­да­же то­г­да ни­че­го не бы­ло, и ком­п­лект ще­ток сте­к­ло­очи­сти­те­ля счи­тал­ся сре­ди ав­то­мо­би­ли­стов ро­с­кош­ным по­дар­ком.

– Эль­дар Але­к­сан­д­ро­вич, су­ще­ст­ву­ет та­кая те­о­рия, что са­мый опа­с­ный пе­ри­од для лю­бо­го ав­то­лю­би­те­ля на­сту­па­ет по­с­ле пер­во­го го­да во­ж­де­ния. Че­ло­век, толь­ко-толь­ко за­кре­пив на­вы­ки, счи­та­ет се­бя чуть ли не асом, на­чи­на­ет ли­ха­чить, пре­вы­ша­ет свои ис­тин­ные воз­мо­ж­но­сти и... Не слу­чай­но имен­но в этот пе­ри­од АВ­ТО­био­гра­фии у мно­гих про­ис­хо­дят са­мые серь­ез­ные ава­рии. Как Вы от­но­си­тесь к та­кой то­ч­ке зре­ния?

– По­л­но­стью ее раз­де­ляю. Я сам был в по­хо­жей си­ту­а­ции. То­же где-то год-пол­то­ра во­ди­тель­ский стаж имел...

Ехал на да­чу по Щел­ков­ско­му шос­се. Но­чью, око­ло ча­са. До­ро­га пу­с­тая и уз­кая – по од­ной по­ло­се в ка­ж­дую сто­ро­ну. И вдруг ме­ня об­го­ня­ет дру­гая “По­бе­да”. Как это?! Он ме­ня об­хо­дит?! То­г­да я га­зую и об­хо­жу обид­чи­ка. А он, по­хо­же, за­вел­ся, и опять на об­гон... Мы слов­но го­ло­вы по­те­ря­ли. Ле­тим па­рал­лель­но друг дру­гу, ско­рость 130... Ес­ли бы бы­ла встре­ч­ная ма­ши­на, то ка­та­ст­ро­фы бы­ло бы не из­бе­жать.

И вдруг я по­ду­мал: а за­чем? Что я хо­чу до­ка­зать? И я при­тор­мо­зил, от­пу­с­тил его впе­ред. Это был для ме­ня ре­ша­ю­щий эпи­зод на всю жизнь. Гон­ки из-за ли­ха­че­ст­ва, са­мо­лю­бия, из-за же­ла­ния по­ка­зать, что ты мо­жешь бы­ст­рее, луч­ше - все это ли­ше­но здра­во­го смы­с­ла. Сей­час, ко­г­да я еду на “Ле­к­су­се” или “Мер­се­де­се” и ме­ня об­го­ня­ет “Жи­гу­ле­нок”, я со­вер­шен­но спо­ко­ен - ез­жай ра­ди Бо­га. Я знаю, что ес­ли за­хо­чу, то смо­гу его обо­г­нать. Но за­чем?

Во­об­ще на­сто­я­щий опыт при­хо­дит че­рез го­ды. Мне в ка­кой-то сте­пе­ни по­вез­ло, так как глав­ные и наи­бо­лее ва­ж­ные уро­ки я по­лу­чил в пер­вые го­ды сво­ей АВ­ТО­био­гра­фии, еще на “По­бе­де”.

Од­на­ж­ды зи­мой я под­во­зил сво­его дру­га Мар­ка Га­лая, лет­чи­ка-ис­пы­та­те­ля, Ге­роя Со­вет­ско­го Со­ю­за, ко­то­рый мно­го раз бы­вал на во­ло­с­ке от смер­ти... Еха­ли мы из Ма­ле­ев­ки по Мин­ско­му шос­се. Я ре­шил по­ка­зать про­сла­в­лен­но­му лет­чи­ку, что то­же, мол, ас, и пом­чал­ся на ог­ром­ной ско­ро­сти. А он ска­зал, что не лю­бит бы­ст­рой ез­ды, и дал мне не­сколь­ко цен­ных со­ве­тов. На­при­мер, тор­мо­зить на скольз­кой и мок­рой до­ро­ге, не вы­жи­мая сце­п­ле­ние, и ряд дру­гих.

– Вы лю­би­те ско­рость?

– Го­да че­ты­ре на­зад я уча­ст­во­вал в гон­ках на вы­жи­ва­ние, в Кры­лат­ском. Ме­ня кое-как за­су­ну­ли в “Жи­гу­ли” - там же все тру­ба­ми бе­з­о­па­с­но­сти за­ня­то. Ма­ши­на без сте­кол, я ехал по гря­зи, ка­ким-то го­рам... И при­шел треть­им! Ме­ня с тру­дом вы­та­щи­ли из ма­ши­ны, я весь был за­ля­пан гря­зью, да­вал ка­кое-то ин­тер­вью, и я очень гор­дил­ся сво­ей по­бе­дой! У ме­ня до­ма сто­ят раз­ные ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­кие на­гра­ды - “Ни­ки”, “Ос­та­пы”... Но эту, за гон­ку, я осо­бен­но вы­де­ляю.

Да, я мо­гу ехать бы­ст­ро. И умею. Ко­г­да это на­до. Глав­ный ба­ро­метр - мне дол­ж­но быть ком­форт­но, удоб­но, я дол­жен по­лу­чать от во­ж­де­ния удо­воль­ст­вие, а не на­пря­же­ние. И дол­жен быть на сто про­цен­тов убе­ж­ден, что мне ни­ч­то не уг­ро­жа­ет. Ко­г­да едешь 160 по на­шим до­ро­гам - это уже на­пря­же­ние, а не удо­воль­ст­вие.

И еще. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие па­ра­ме­т­ры во­ди­те­лей, пе­ше­хо­дов рас­счи­та­ны на ка­кую-то при­вы­ч­ную ско­рость. До­пу­с­тим, 120 км/ч. Кто-то пе­ре­хо­дит до­ро­гу, ви­дит впе­ре­ди ма­ши­ну... Он пред­по­ла­га­ет, что она дви­жет­ся с та­кой-то ско­ро­стью, и от­сю­да ко­ор­ди­ни­ру­ет свои дей­ст­вия. И ес­ли ма­ши­на мчит­ся под две­сти, то она про­с­то сши­бет пе­ше­хо­да. Или шо­фер вы­ез­жа­ет на ма­ги­ст­раль... Он то­же рас­счи­ты­ва­ет свои дей­ст­вия, ис­хо­дя из при­вы­ч­ной ско­ро­сти.

Еще раз под­черк­ну: я люб­лю ез­дить на та­кой ско­ро­сти, ко­г­да есть за­пас уве­рен­но­сти, стра­хо­вой ре­зерв, и что­бы я ис­пы­ты­вал удо­воль­ст­вие от во­ж­де­ния. Я и 200 ки­ло­мет­ров в час ехал, но был по­л­но­стью в се­бе уве­рен.

– Где, в Рос­сии?

– Это бы­ло в Ита­лии, во вре­мя съе­мок филь­ма “Не­ве­ро­ят­ные при­клю­че­ния италь­ян­цев в Рос­сии”. Мой италь­ян­ский со­ав­тор имел “Мер­се­дес 450” и дал мне как-то про­ка­тить­ся. Так вот, я на от­ли­ч­ной ма­ги­ст­ра­ли ра­зо­гнал­ся до 200 и чув­ст­во­вал се­бя впол­не ком­форт­но. А ве­че­ром мы дол­ж­ны бы­ли ехать на фут­бол, я про­шу сно­ва дать мне по­ве­с­ти ма­ши­ну, а он го­во­рит: нет, ты слиш­ком ме­д­лен­но ехал, мы так опо­зда­ем... Он сел за руль и до го­ро­да шел со ско­ро­стью... 270 км/ч!


Дубль второй

• “Жизнь моя – кинематограф...”. • Уроки на всю жизнь. • Автомобиль с характером хозяина. •

– Не­с­коль­ко лет на­зад мы опуб­ли­ко­ва­ли АВ­ТО­био­гра­фию Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча Ни­ку­ли­на. В сво­ем ин­тер­вью он ска­зал, что дол­жен был сни­мать­ся в ро­ли Де­то­ч­ки­на в Ва­шем филь­ме “Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля” и да­же спе­ци­аль­но для это­го за­пи­сал­ся на кур­сы, так как не умел во­дить ма­ши­ну. Но в ре­зуль­та­те мы уви­де­ли на эк­ра­не Ин­но­кен­тия Смо­к­ту­нов­ско­го. Что то­г­да про­изош­ло?

– Дей­ст­ви­тель­но, я хо­тел снять в глав­ной ро­ли Юрия Ни­ку­ли­на. А по­лу­чи­лось так, что из-за не­го... кар­ти­ну за­кры­ли. Ос­нов­ная ра­бо­та Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча бы­ла в цир­ке, а цирк по­сы­ла­ли на га­ст­ро­ли ку­да-то в Ар­ген­ти­ну как раз на те сро­ки, ко­г­да дол­ж­на быть съем­ка филь­ма. В об­щем, бы­ла це­лая ис­то­рия... Я хо­дил к ми­ни­ст­ру Ро­ма­но­ву с про­сьбой, что­бы Ни­ку­ли­на ос­во­бо­ди­ли для съе­мок. Тот про­чи­тал сце­на­рий и... за­крыл кар­ти­ну. Он ска­зал, что этот фильм бу­дет иметь пло­хое вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние, что по­с­ле не­го все гра­ж­да­не на­чнут уго­нять ма­ши­ны...

То­г­да мы с Бра­гин­ским на­пи­са­ли на ос­но­ве сце­на­рия по­весть, она бы­ла опуб­ли­ко­ва­на вна­ча­ле в жур­на­ле “Мо­ло­дая гвар­дия”, по­том вы­шла от­дель­ным из­да­ни­ем... Прош­ло три го­да, на по­весть бы­ли хо­ро­шие ре­цен­зии, и лишь по­с­ле это­го нам уда­лось за­пу­с­тить кар­ти­ну. А Ни­ку­ли­ну в это вре­мя пред­ло­жи­ли оче­ред­ной раз сы­г­рать Бал­бе­са. И Гай­дай его не мог за­ме­нить - ина­че раз­ва­ли­лась бы вся зна­ме­ни­тая трой­ка...

Но, как го­во­рит­ся, не бы­ло бы сча­стья, да не­сча­стье по­мог­ло. Это бы­ли бы раз­ные кар­ти­ны. С Ни­ку­ли­ным бы­ла бы бо­лее ко­ме­дий­ная. Смо­к­ту­нов­ский при­дал ей вто­рой смысл: серь­ез­ный, не­мно­го гру­ст­ный. При том, что это бы­ло и смеш­но.

– Как ав­то­лю­би­тель Вы что-ни­будь по­черп­ну­ли для се­бя во вре­мя съе­мок это­го филь­ма? Ведь там бы­ли ве­ли­ко­леп­ные трю­ки, класс­ное во­ж­де­ние...

– Ска­жу, что по­лу­чил мас­су впе­чат­ле­ний. У нас все трю­ки вы­пол­нял ка­с­ка­дер Са­ша Ми­ку­лин, сын зна­ме­ни­то­го авиа­кон­ст­ру­к­то­ра. И по­с­ле ка­ж­до­го сня­то­го трю­ка он под­хо­дил ко мне и го­во­рил: ”Эль­дар Але­к­сан­д­ро­вич, а те­перь, по­жа­луй­ста, про­шу сесть в ма­ши­ну и мы вме­сте про­едем...” При­чем это при­гла­ше­ние он де­лал пуб­ли­ч­но, при всей груп­пе, по­ка­зать­ся тру­сом бы­ло не­воз­мо­ж­но, я са­дил­ся в ма­ши­ну и по­в­то­рял с ним весь трюк. Пом­ню, ко­г­да мы про­ез­жа­ли под дви­жу­щим­ся тру­бо­во­зом, я не­воль­но на­гнул го­ло­ву – та­кое бы­ло ощу­ще­ние, что тру­бы ее сне­сут.

На съемках фильма “Гараж”.

Са­ша вла­дел ма­ши­ной пре­кра­с­но, хо­тя был, ска­жем мяг­ко, ав­то­мо­биль­ный озор­ник. Как-то мы еха­ли с ним на съем­ку, как раз сни­мать трюк с тру­бо­во­зом. Са­ша за ру­лем, в ма­ши­не кро­ме ме­ня еще два опе­ра­то­ра. На Ки­ев­ском шос­се на­го­ня­ем “наш” тру­бо­воз. Его во­ди­тель, ни­че­го не по­до­з­ре­вая, то­же едет к ме­с­ту съем­ки. И вдруг Са­ша де­ла­ет не­ожи­дан­ный ма­невр – на хо­ду при­стра­и­ва­ет­ся ме­ж­ду ка­би­ной и осью тру­бо­во­за! Пе­ред на­ми око­ло ме­т­ра сво­бод­но­го про­стран­с­т­ва, сза­ди не боль­ше... Во­ди­тель да­же не до­га­ды­ва­ет­ся, что под ним лег­ко­вая ма­ши­на с людь­ми. Я по­том этот трюк ис­поль­зо­вал в “италь­ян­цах”.

– В филь­ме “Не­ве­ро­ят­ные при­клю­че­ния италь­ян­цев в Рос­сии” вы до­воль­но бес­по­щад­но бье­те лег­ко­вые ма­ши­ны, что по тем вре­ме­нам бы­ло боль­шой ред­ко­стью для со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа. Де­нег на кар­ти­ны вы­де­ля­лось очень ма­ло, и на та­кие “ко­щун­ст­вен­ные” трю­ки их про­с­то не хва­та­ло...

– Раз­бить то­г­да ма­ши­ну в ки­но – это бы­ло дей­ст­ви­тель­но свя­то­тат­ст­во. И де­нег не бы­ло, и ру­ка не под­ни­ма­лась. С “Италь­ян­ца­ми” бы­ло про­ще: кар­ти­на со­в­ме­ст­ная, а по­то­му и бюд­жет у нее был бо­га­че. И все рав­но...

Пом­ню, при­е­ха­ли с за­во­да три но­вень­ких “Жи­гу­лен­ка”. А пер­вый кадр - мы же эпи­зо­ды сни­ма­ем не по по­ряд­ку - на­до бы­ло сде­лать с уже по­мя­той ма­ши­ной. И вот на на­ших гла­зах италь­ян­ский трю­кач Сер­жо Ме­о­ни са­дит­ся в один “Жи­гуль” и бьет им дру­гой! У нас у всех про­с­то серд­це за­бо­ле­ло, на­столь­ко это бы­ло не­при­вы­ч­но.

– К со­жа­ле­нию, в на­шем ки­не­ма­то­гра­фе за все это вре­мя ав­то­мо­биль­ные трю­ки не ста­ли яр­че и бо­га­че. А ведь те же аме­ри­кан­цы за­во­е­вы­ва­ют зна­чи­тель­ную часть зри­тель­ской ау­ди­то­рии имен­но за счет за­хва­ты­ва­ю­щих ав­то­мо­биль­ных трю­ков, ко­г­да в ка­д­ре эф­фект­но стал­ки­ва­ют­ся и бьют­ся де­сят­ки, а то и со­тни ма­шин...

– В цар­ской Рос­сии был та­кой ге­не­рал Тре­пов. Во вре­мя ре­во­лю­ции 1905 го­да он от­дал при­каз: па­т­ро­нов не жа­леть, хо­ло­сты­ми не стре­лять! Вот это де­виз аме­ри­кан­ских про­дю­се­ров – они па­т­ро­нов не жа­ле­ют, хо­ло­сты­ми не стре­ля­ют. Для нас это не­воз­мо­ж­но. Это боль­шие день­ги, ко­то­рых в на­шем ки­но не бы­ло, и, ду­маю, ни­ко­г­да не бу­дет.

– А как вы от­но­си­тесь к со­бствен­ным ма­ши­нам?

– У ме­ня ма­ши­на при­об­ре­та­ет мой ха­ра­к­тер. У ме­ня нет тер­пе­ния. Я за­во­жу ма­ши­ну и ни­ко­г­да ее не грею - сра­зу тро­га­юсь. Вне за­ви­си­мо­сти от по­го­ды: те­п­ло на ули­це или мо­роз. И все мои ма­ши­ны все­гда к это­му бы­ли го­то­вы: толь­ко за­вел – сра­зу ез­жай. Они вос­пи­та­ны мной.

Я к ав­то­мо­би­лю ис­пы­ты­ваю сме­шан­ное чув­ст­во. С од­ной сто­ро­ны, я его бе­ре­гу, с дру­гой - то­ч­но знаю, что ав­то­мо­биль для ме­ня, а не я для не­го. Он мне слу­жит. И дол­жен ра­бо­тать без­от­каз­но. А для это­го за ним на­до уха­жи­вать, что­бы он все­гда был в по­ряд­ке, по­лу­чал все, что по­ло­же­но. И не да­вать в оби­ду!

Был та­кой слу­чай. Мы толь­ко что ку­пи­ли но­вую “Вол­гу” и от­пра­ви­лись на ней с же­ной в Ри­гу. Подъ­ез­жа­ем к го­ро­ду По­лоцк. На до­ро­ге над­пись: ”Древ­ний По­лоцк при­вет­ст­ву­ет ди­с­ци­п­ли­ни­ро­ван­ных во­ди­те­лей!” Въез­жа­ем в го­род, про­ез­жа­ем ме­т­ров две­сти - впе­ре­ди ог­ром­ная лу­жа. Ря­дом – груп­па ме­ст­ных жи­те­лей. Я ос­та­но­вил­ся, спра­ши­ваю: тут про­ехать мо­ж­но? “Все про­ез­жа­ют,”- от­ве­тил мне кто-то из них. Я въез­жаю в эту лу­жу, и ма­ши­на ока­зы­ва­ет­ся по фа­ры в во­де! Мо­тор глох­нет, от­крыть две­ри не­льзя – грязь за­льет са­лон... Ме­ст­ная пуб­ли­ка до­воль­ная, хо­хо­чет, как в те­а­т­ре... Но “Вол­га”, на уди­в­ле­ние всем, за­ве­лась, и я вы­ехал. Я был в та­ком бе­шен­ст­ве, что ко­г­да подъ­е­хал к пер­во­му по­пав­ше­му­ся че­рез пол­ки­ло­мет­ра ми­ли­ци­о­не­ру, ос­та­но­вил­ся и об­ма­те­рил его так, что он та­ко­го, на­вер­ное, ни­ко­г­да не слы­шал. По­с­ле это­го по­ехал даль­ше. А мо­тор и вну­т­рен­ние по­ло­с­ти ку­зо­ва от той гря­зи так и не от­мы­лись...


Дубль третий

• О пользе соблюдения Правил. • Точка зрения на автопром. • Новогоднее пожелание. •

– Вы ча­с­то на­ру­ша­е­те Пра­ви­ла до­ро­ж­но­го дви­же­ния?

– У ме­ня был не­бо­льшой пе­ри­од жиз­ни, ко­г­да я это де­лал по сто раз на день. Это про­ис­хо­ди­ло в Ита­лии, дав­но. У ме­ня был про­кат­ный “фи­а­тик”, и на нем я за не­сколь­ко дней сто­лько раз на­ру­шил Пра­ви­ла, сколь­ко не на­ру­шал за всю свою жизнь. По­то­му что там все на­ру­ша­ют. На­при­мер, за­жи­га­ет­ся кра­с­ный свет, но еще при­мер­но ми­ну­ту все про­дол­жа­ют под не­го дви­же­ние. А те, у ко­го зе­ле­ный, тер­пе­ли­во ждут. По­том все про­ис­хо­дит на­обо­рот. Я как-то пы­тал­ся ос­та­но­вить­ся, ко­г­да кра­с­ный за­го­рел­ся, так в ме­ня чуть не въе­ха­ли... Но там это, по­в­то­ряю, по­го­лов­но про­ис­хо­дит, и та­кие на­ру­ше­ния ста­ли как бы не­гла­с­ны­ми пра­ви­ла­ми.

А во­об­ще я – во­ди­тель ди­с­ци­п­ли­ни­ро­ван­ный и ста­ра­юсь из­бе­гать на­ру­ше­ний, хо­тя ино­гда при­хо­дит­ся. Ко­г­да я учил ез­дить Эм­му и при ней что-то на­ру­шал, я го­во­рил ей: ”Эм­ма, вот так ни­ко­г­да не по­сту­пай!”

– И по­дей­ст­во­ва­ло?

– Она, по край­ней ме­ре, по­лу­чи­ла пра­ва без кур­сов и за все эти го­ды не по­па­да­ла в ава­рий­ные си­ту­а­ции. Тьфу-тьфу, чтоб не сгла­зить...

– А вам при­хо­ди­лось?

– Все­го один раз, и то я не мог ни­че­го из­ме­нить. Я сто­ял на кра­с­ном све­те у зоо­пар­ка. Там брус­чат­ка, она бы­ла скольз­кая. Сол­дат на ар­мей­ской ма­ши­не не спра­вил­ся с уп­ра­в­ле­ни­ем и въе­хал в ме­ня. Все это про­изош­ло 28 де­ка­б­ря, у ме­ня – со­тря­се­ние моз­га, и Но­вый год я встре­чал в по­сте­ли.

– Вы ве­ри­те, что рос­сий­ские лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли мо­гут стать хо­ро­ши­ми, кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми?

– На дан­ном эта­пе – нет. Для этого нет ни­ка­ких пред­по­сы­лок. Вот по­че­му у нас ко­с­мос раз­ви­вал­ся? Ту­да шли все си­лы и день­ги. А ав­то­мо­биль в Рос­сии все­гда счи­тал­ся сред­ст­вом ро­с­ко­ши, и ни­кто в эту от­расль ни­че­го не вкла­ды­вал. И все это усу­губ­ля­лось де­ся­ти­ле­ти­я­ми. А сей­час уже позд­но спо­хва­ты­вать­ся. Не­об­хо­ди­мы ог­ром­ные сред­ст­ва, ко­то­ры­ми Рос­сия про­с­то не рас­по­ла­га­ет.

У ка­ж­дой стра­ны есть ка­кие-то при­ори­те­ты. Мы мо­жем де­лать за­ме­ча­тель­ную во­дку, а, до­пу­с­тим, не­мцы – за­ме­ча­тель­ные ав­то­мо­би­ли. А та­кую во­дку, как у нас, они де­лать не мо­гут... Я ду­маю, мы об­ре­че­ны пле­стись в кон­це ав­то­мо­биль­но­го про­грес­са. Еще и по­то­му, что мы ни­че­го в этом пла­не сво­его не вы­ду­ма­ли, все бра­ли из-за ру­бе­жа, но и это де­ла­ли пло­хо...

– Эль­дар Але­к­сан­д­ро­вич, да­вай­те за­кон­чим на­шу бе­се­ду на ма­жор­ной но­те. Все-та­ки этот но­мер “Кла­к­со­на” – но­во­год­ний. Что Вы по­же­ла­е­те на­шим чи­та­те­лям?

– Ез­ди­те ак­ку­рат­но, лю­би­те ав­то­мо­биль, и он то­же бу­дет лю­бить вас. Глав­ное, что­бы вы по­лу­ча­ли удо­воль­ст­вие.

Я мо­гу по­де­лить­ся с ва­ми как ста­рый, опыт­ный во­ди­тель сво­и­ми со­ве­та­ми. Ведь я за ру­лем уже 45 лет. Это мно­го. Ма­ши­ну на­до лю­бить, но не быть ее ра­бом. На­до к ней от­но­сить­ся как к дру­гу, с ува­же­ни­ем. Все де­лать, что­бы в ней все ра­бо­та­ло бе­з­у­пре­ч­но. И ис­поль­зо­вать ее как по­мощ­ни­ка, как дру­га. По­то­му что жизнь очень на­гру­же­на, мно­го дел, и ко­не­ч­но, ма­ши­на по­мо­га­ет силь­но эко­но­мить вре­мя, ре­шать мно­гие про­б­ле­мы. Это я го­во­рю как ав­то­мо­би­лист.

А во­об­ще я же­лаю сча­стья и что­бы все бы­ло за­ме­ча­тель­но, что­бы все сбы­ва­лось, и вы ез­ди­ли на тех ав­то­мо­би­лях, на ко­то­рых вам хо­чет­ся.


Поделиться: