Рубрики

Электрическая мобильность. Часть II

Здравствуйте, это Егор Васильев. Cегодня, мы с вами продолжим размышлять об электрической мобильности. Вообще, тема эта, на мой взгляд, совершенно бесконечна, поскольку электрический транспорт находится не просто в стадии взросления. Благодаря невероятной гибкости современных технологических и производственных процессов эволюция электромобилей может очень быстро свернуть в неожиданную сторону, поменяв наши представления и том, что такое хорошо. Причём, не только с точки зрения мобильности. Но и даже с точки зрения изменения уклада жизни.

Да, любопытно еще и то, что до сих пор не сформировался понятный и окончательный образ именно электрического автомобиля. Хотя, каждый автопроизводитель, конечно, старается привнести что-то своё, но пока все равно получаются традиционные формы и функции просто с другим типом источника энергии. Ведь, несмотря на то, что речь, по заявлению автопроизводителей, применительно к электричеству, идёт о принципиально новых транспортных средствах, при их создании и продвижении используются те же принципы, что и для их экологически вредных и устаревших собратьев использующих двигатели внутреннего сгорания. Что мы в результате имеем. Агрессивный дизайн с аэродинамикой рассчитанной для движения на максимально высоких скоростях. Как правило кузов скомпонован как у седана или приземистого SUV. Огромная мощность 500+ лошадиных сил и чудовищный крутящий момент. Ураганный разгон до сотни. И такая же космическая цена. Да, электрокары при этом еще и перенасыщены информационно-развлекательными системами мощность которых практически превосходит мощность малолитражек с двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, в этих автомобилях присутствует и огромное количество функций комфорта, которые также с большим удовольствием потребляют энергию.

Неужели именно так должна выглядеть экологически ответственная мобильность? Мне кажется, что такой подход к созданию транспортных средств нового поколения как-то плохо стыкуется с принципом ответственного. и разумного потребления ресурсов нашей стремительно уменьшающейся в размерах планеты. Так, что сегодня давайте попробуем создать собственную концепцию электрического автомобиля исходя из того, что все автопроизводители утверждают, что эти машины делаются исключительно для сохранения природы, а не для того, чтобы бессовестно заработать. Начнём. Поскольку электрический транспорт это прежде всего экология, значит он не должен быть мощным. Ведь мощный электромобиль, это большой и экологически вредный аккумулятор, сложная система охлаждения с ядовитым этиленгликолем, мощный и ресурсоемкий мотор при производстве которого расходуется много энергии и материалов. Это, конечно, касается и аккумулятора. И, конечно, это огромный расход электроэнергии. Как вы понимаете, пока она не берётся из воздуха или от солнца. Как бы мы этого не хотели. Львиная часть баланса электроэнергии на планете около 70 процентов это сжигание углеводородов на ТЭЦ и атомная энергетика. А так называемые экологически чистые источники энергии это экономически неэффективные (то есть дотируемые) и нестабильные поставщики электричества. Плохая погода и штиль приводят к отсутствию генерации электричества. Значит, надо его запасать тогда, когда есть ветер и солнце. А для этого необходимо использовать огромные фактории аккумуляторных батарей. Экологический вред от которых не отрицает уже никто.

Так, что сейчас электроэнергия ничем не отличается от бензина. Она такая же грязная как и он. Просто непосредственно в автомобиле она создаёт впечатление белой и пушистой. Так, что ураганный разгон абсолютно несовместим с зеленой мобильностью. Значит, электромобиль должен ускоряться плавно и спокойно, чтобы у сидящих внутри разумных людей не возникало ни малейшего дискомфорта. Раз нет мощного и вредного мотора, то не будет необходимости в высокой скорости движения. Ведь чем выше скорость, тем больше сопротивление движению автомобиля оказывает воздух. А значит, необходимо затрачивать больше энергии. Но, ведь именно эту самую энергию мы и должны экономить. Да, и собственно говоря большая мощность как раз и нужна для того, чтобы автомобиль мог преодолевать сопротивление воздуха на больших скоростях. Следовательно, скорость движения берегущего природу электрокара должна быть невелика. Прекрасно. Если речь не идёт о высокой скорости, значит этот автомобиль не может использоваться на длинных перегонах. То есть, междугородние поездки не для него. И мы опять приходим к пониманию того, что нам нет нужды использовать блок аккумуляторных батарей большой ёмкости. Значит, электрокар это скорее городской автомобиль. Тем более, что в современных городах и населённых пунктах стараются ограничивать максимальную скорость движения даже не на уровне 69-и километров в час. Где-то распространены ограничения в 50 или даже 40-к километров в час. Раз речь не идёт о высокой скорости, значит нет необходимости в использовании обтекаемых аэродинамических форм. И кузов может проектироваться исходя из других принципов. Например, максимизации внутреннего пространства автомобиля. То есть мы получаем нечто похожее на смешные автобусы из мультфильма «Гадкий Я». Большое внутреннее пространство должно быть комфортным для нескольких пассажиров. У каждого из которых есть свои интересы и предпочтения. Значит ему не нужен неадресный контент на большом экране. Его вполне удовлетворяет то, что он видит на экране своего смартфона.

Более того, объёмный кузов это еще и эффективное использование пространства которое автомобиль занимает на дороге. Что вполне логично вписывается в навязываемую нам экологически ответственную повестку. Кстати, зелёный автомобиль, это не только отсутствие выбросов в атмосферу. Это еще и экологически оправданный набор материалов из которых создаётся например кузов и его внутренняя отделка. Более того, если мы говорим об ответственном потреблении, то материалы отделки салона помимо экологичности должны быть еще и дешевыми. Значит мы уходим от разного рода красивых излишеств в виде кожи, шпона, алюминия и прочих высокотехнологичных материалов. Что же тогда остаётся. Ну например биоразлагаемая пластмасса на основе молочной кислоту, которую можно получать в результате ферментации простого сена. Может быть это и некрасиво. Но кто говорит о красоте если на кону здоровье планеты? Что же дальше? А, дальше возникает вопрос со сроком службы машины. Очевидно, что ее срок службы должен быть максимально большим, а в идеале вечным. Ведь если вы только один раз создали транспортное средство потратив на это материалы и энергию, а оно потом вечно решает транспортную задачу это идеальная с точки зрения экологии модель мобильности. Впрочем, будем реалистами. О вечности говорить не стоит. Но, в любом случае, в рамках ответственного потребления машина должна служить не один десяток лет. А что потом? Рано или поздно автомобиль нужно будет утилизировать. Сейчас эта процедура не выглядит экологически чистой. Все таки машина не перерабатывается на 100 процентов. А должна бы.

Так, что идеальный и чистый электромобиль будущего должен полностью перерабатываться на полезные материалы без необходимости затрат энергии. А лучше всего, если в какой-то момент он просто превратиться в кучку влажного и питательного чернозема из которого сразу вырастет огромная и вкусная тыква. Да, кроме того, экологически чистый автомобиль еще и не должен вызывать у человека желания ехать не только быстро, но и агрессивно. Ведь это тоже вредно для природы. Изнашиваются шины и дорожное покрытие, создаются предпосылки для аварий. Часто, излишне агрессивная езда связана с тем, что машины в дорожном потоке отличаются друг от друга техническими характеристиками и целевым назначением. Есть внедорожники, есть спорткупе, седаны SUV, универсалы, минивэны и так далее. В результате, человек, управляющий спорткупе пытается доказать самому себе, что он зря потратил деньги на это дорогое транспортное средство. А если все машины будут одинаковыми, с одинаковыми характеристиками и динамическими возможностями, то и доказывать никому ничего не нужно. Да, и не получиться. Значит, мы приходим к тому, что все машины будут одинаковыми.

А в идеале, они должны создаваться и на единой для планеты глобальной экологической платформе мобильности. Ведь, это тоже хоть и косвенным образом, но снизит нагрузку на природу  Что же в них может быть индивидуального? Ну например, набор программного обеспечения информационно-развлекательной системы в зависимости от предпочтений владельца. И что же мы с вами в итоге получили? Компактный городской автомобиль, с прямоугольным кузовом, с дизайном пакета молока и изготовленным на 3D принтере из материалов полученных экологически чистым способом. И, в идеале даже без окраски. Ведь это тоже вредно. С динамикой гужевой повозки, заряженной чахлыми пони. С посредственной управляемостью. И ничем не отличающимся от других таких же транспортных единиц. Находясь внутри такого автомобиля можно будет гордиться только тем, что он экологически чист. Правда будет ли это поводом для гордости если все остальные машины будут абсолютно такими же. Фактически, мы перейдём в эпоху при которой сам факт перемещения в пространстве не будет доставлять радости. А скорее будет восприниматься как досадная трата времени или даже провинность с отрывом от погружения в мир виртуальной цифровой реальности. А, значит, искусство управления автомобилем исчезнет из перечня навыков современного человека и мы станем готовы к тому, чтобы делегировать процесс управления автомобилем искусственному интеллекту. И с этого момента мы с вами окончательно утратил свободу, превратившись в послушных рабов технологий, которые за нас будут определять, что нам надо, куда мы должны ехать, а какие направления нам противопоказаны. Хотите ли вы жить в таком будущем? Вопрос скорее всего риторический.

Если это будет удобно и комфортно, то почему нет? У нас появится время для того, чтобы наполнить его другими задачами. Правда, есть у меня некоторые сомнения, связанные с тем, что человечество по мере развития технологий все меньше готово напрягаться и все больше склонно к простейшему и даже извините бездуховному потреблению даже уже не чего-то материального. Мы готовы оплачивать виртуальные услуги развлечений не только деньгами, но и временем своей жизни предпочитая интернет сёрфинг реальному перемещению в пространстве. Приведёт ли это у смерти автопрома в том виде в котором мы его знаем сейчас я не знаю. Но, это вполне вероятное развитие событий. Политкорректность и экологическая повестка напрямую конфликтуют с любым разнообразием в мире автомобилей делая нас заложниками ускоряющейся трансформации представлений о добре и зле. Которая, превращает безликую серость в идеал, а работу интеллекта замещает рефлекторной реакцией на привлекательные красочные картинки. На этом все. Хотя, тема явно не раскрыта. По крайней мере мне так кажется. Поэтому, если квас есть какие либо мысли в отношении зеленой мобильности. Задавайте вопросы и я попробую на них ответить. А в следующий раз мы с вами поговорим о том, что такое автономное вождение и является ли оно благом для нас с вами сейчас и для грядущих поколений в будущем.

С вами был Егор Васильев и до встречи.

Поделиться: