Влезай! Не убьет...
Tesla уверенно набирает обороты. В начале 2020 г. компании выпустила свой миллионный электромобиль. Став первым брендом, достигшим этого эпохального рубежа. А к концу года уже практически добралась до отметки 1,5 млн ед. За «Теслой» подтягиваются традиционные ДВС-производители, энергично диверсифицирующие свои линейки. Однако до России пока доносятся лишь слабые отголоски глобальной электромобилизации.
Михаил Калинин
Просидев почти весь 2020 и уже почитай половину 2021 года в вынужденном карантине, отрезанные от всего остального мира, мы пропустили реально судьбоносные для автомобилестроения события. Пока у нас шли жаркие дебаты по поводу QR-кодов и подбора масок к цвету туфель, в Европе стартовала и победоносно продолжилась Великая электромобильная революция.
При общем спаде продаж автотехники, реализация электромобилей побила все мыслимые и немыслимые рекорды. В одной только Германии было зарегистрировано 394 943 новых электромобиля. В целом на континенте – 1 368 167 единиц.
Для сравнения и понимания масштабов происходящих, воистину, тектонических сдвигов: в прошлом году в Китае продали 338 359 новых электромобиля. В США в тот же год – 152 326. ед. К слову, в Штатах уже почти 2 млн электрокаров. А продажи в Старом Свете в прошлом году всколыхнулись более чем в шесть раз!
А что в России? В России в 2020 году рост, причем почти двукратный, дошел до…687 новых электромобилей. Из них 144 -- это Nissan Leaf, 134 Audi E-Tron, 110 Tesla Model 3 (объем за год вырос в 5 раз) и далее по мелочи. В общем, получается уныло. В арсенале смайликов, пожалуй, и не найти настолько грустной рожицы, чтобы отразить всю скудную тщету совершаемых потуг. Хотя, Tesla при этом, несомненно, смотрится молодцом. Помимо Model 3 она умудрилась реализовать еще 81 Model X. А также 25 единиц Model S и пять штук новейшей Tesla Model Y. То есть одним махом занять почти треть рынка.
Впрочем, «рынка» – это пока слишком громко сказано. Рынок в полном понимании этого слова: с широким модельным рядом и тысячами единиц продаж начнется у нас нескоро. Когда власти предпримут необходимые стимулирующие меры по его развитию.
На самом деле и в Европе обыватели до недавних пор весьма скептически относились к электромобилям в личном пользовании. И не испытывали особой жажды к их приобретению. Да, они все поголовно за экологию, но транспорт предпочитают традиционный. Дескать, на ДВС почадим немножко, авось не задохнемся. Однако в 2020 году заработали разнообразные программы поддержки. И понеслось...
Например, в той же Германии в июле 2020 года федеральное правительство удвоило свою долю финансирования продаж электромобилей. И в общей сложности потратило на это более 650 млн. евро. Субсидия будет действовать до 2025 года и подразумевает компенсацию покупателю 9000 евро при приобретении стопроцентного электромобиля. Или 6750 евро – подключаемого гибрида.
Примечательно то, что за 4 месяца 2021 года Федеральным управлением экономики и экспортного контроля ФРГ было получено уже около 174 000 заявок на финансирование (2/3 от уровня 2020 г.) и выплачен почти 1 миллиард евро.
Но не только поддержка непосредственно продаж электромобилей помогает внедрению электромобилей. Производители и государство так же активно стимулируют формирование необходимой зарядной инфраструктуры. Благодаря чему в той же Германии за последние три года число общественных зарядных станций увеличилось до 53 тысяч.
Одним из предпринимаемых шагов в данном направлении является установка компактных зарядных портов. Их название – wallbox – отражает способ установки. А именно на стенах жилых домов. Причем, они ставятся так, чтобы ими могли воспользоваться автовладельцы по соседству.
К слову, компенсация Федерального правительства полагается и за выполнение работ по монтажу, и за само устройство. Его размер составляет 900 евро (общий бюджет проекта 100 млн евро). Эту инициативу энергично поддержал Ford, предлагающий владельцам Mustang Mach-E фирменные «воллбоксы». 599 евро плюс установка. Клиент может заказать зарядную станцию в дилерском центре или через интернет.
С помощью приложения Ford Pass настенный бокс контролируется и управляется со смартфона. Например, для проверки текущего уровня заряда автомобиля, активации или деактивации доступа к нему. А также передачи управления другим пользователям Ford Pass.
В свою очередь Shell и берлинский старт-ап Ubitricity хотят сделать зарядку доступной буквально «от каждого фонаря» – проводимая компаниями модернизация уличной инфраструктуры позволят оснастить зарядными станциями все электрические объекты, находящиеся на городских улицах. Включая фонарные столбы, распределительные подстанции и прочее.
В настоящее время только в Великобритании Ubitricity управляет 2700 пунктами зарядки, а у Shell имеется около 1000 пунктов быстрой и сверхбыстрой зарядки на 430 АЗС бренда.
Вот так электромобильность шагает в народ, получая все большую и большую популярность. Как видим, импульс процессу придан невиданной мощности, причем на самых разных уровнях социально-экономических отношений. Он охватывает все важнейшие сферы взаимодействия и нарастая как снежный ком даже самых отъявленных скептиков убеждает в своей необратимости.
В России же на данном этапе ключевые приоритеты обозначены не совсем четко. Принципиальные решения не приняты, стимулы не проработаны. Поэтому о перспективах говорить мы можем лишь полушепотом: не отметая их в корне, но и оснований для убедительного подтверждения не имея.
Между тем по данным группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
В настоящее время в Российской Федерации реализуется сразу несколько проектов в области разработки и производства электромобилей. Все они находятся на разных стадиях развития и ориентированы на разные сегменты рынка. Так, ежегодный объем производства российских электробусов, например, превышает 300 единиц.
В свою очередь, сегмент электромобилей представлен моделями разного уровня готовности. Наиболее ярким проектом является разработанный СПбПУ Петра Великого совместно с КАМАЗ электромобиль «Кама-1». Инженеры Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ всего за два года создали цифровой двойник электромобиля. И изготовили экспериментальный образец малогабаритного городского электромобиля «Кама-1». Это первый опытный образец в составе формируемой в СПбПУ платформы разработки электротранспорта. Она позволяет создавать от компактного городского автомобиля до городских 18-метровых электробусов. Также ПАО «ГАЗ» создало единую платформу для выпуска полной линейки коммерческого электротранспорта. А на базе предприятия ООО «Зетта» (Тольятти) запущено серийное производство электромобилей под брендом Zetta. Аккумуляторная компания «Ригель» объявила о строительстве завода в Санкт-Петербурге по производству электромобилей. Наконец, в Калининграде на базе холдинга «Автотор» в 2023 г. будет запущена сборка электромобилей KIA и Hyundai.
Сейчас на федеральном уровне идет обсуждение новых льгот для владельцев электромобилей. В Российской Федерации имеются достаточные компетенции для конструирования тяговых батарей для электротранспорта. Но в то же время отсутствует производство ячеек литий-ионных аккумуляторов с необходимой удельной энергией и в достаточном объеме. Приоритетная господдержка должна быть ориентирована на развитие этого сегмента. Ввиду того, что на аккумуляторные системы приходится до 50% стоимости электромобиля. Аккумуляторная батарея является его критическим компонентом, и устойчивое производство электротранспортных средств невозможно без наличия собственной технологической цепочки производства: от сырья до конечного изделия. Именно таким путем идут ведущие мировые автопроизводители: BMW, Volkswagen и Tesla.