Рубрики

Электроники. Завершился первый сезон новой формульной серии

13:30 07-07-2015

Лето, как правило, самый разгар гоночного сезона. Но с “Формулой E” все иначе. Первый розыгрыш первенства стартовал еще прошлой осенью, а завершился в конце июня.

Лето, как правило, самый разгар гоночного сезона. Но с “Формулой E” все иначе. Первый розыгрыш первенства стартовал еще прошлой осенью, а завершился в конце июня.


Техника

Когда-то это неминуемо должно было произойти. В Ле-Мане гибридные технологии обкатывают уже пять лет, по тому же пути пошла и “Формула 1”. Появление полностью “электрической” серии не заставило себя долго ждать.

Возможно, создатели чемпионата чуть опередили время. Построить гоночный автомобиль, который работал бы только за счет электрической энергии, оказалось непросто. Даже реализовав самые смелые идеи, по-настоящему быстрым болид инженерам сделать не получилось. Батареи выдают пока всего 200 кВт, что соответствует мощности примерно в 270 л.с., а сам автомобиль получился достаточно тяжелым из-за веса аккумуляторов.

Технологии пока не позволяют электрокарам преодолевать длинные расстояния без подзарядки. Так и электрическая формула способна ехать всего чуть более получаса, да и то в “задушенном” состоянии. Лишь в квалификациях пилоты могли использовать весь потенциал электродвигателей, а в гонках мощность занижалась принудительно, чтобы машины проезжали больше расстояния. Более того, у каждой команды было по четыре автомобиля на двоих пилотов – во время пит-стопов в “Формуле E” меняли не шины, а машины целиком.

Автомобиль “Формулы Е” выглядит агрессивно и современно – отчасти это компенсирует
недостаток максимальной скорости.

Тем не менее недостатки были удачно замаскированы. “Dallara” создала агрессивное шасси, а “Michelin” подготовила для серии 18-дюймовые диски. Внешний вид машин отчасти компенсировал недостаток скорости.

Решить проблему помог и принцип постройки трасс. Организаторы намеренно оставляли на них как можно меньше прямых участков, чтобы недостатки машин были не столь заметны. Максимальная скорость у “Формулы E” – на уровне младших классов, в которых гоняются совсем молодые пилоты.

По ходу первого чемпионата был допущен лишь один серьезный промах относительно скорости болидов. “Формула Е” гостила в Монако, а конфигурация трассы частично повторяла кольцо, на котором проводятся гонки “Ф 1”. То, что электрические машины едут намного медленнее, было заметно невооруженным глазом, а вскоре в Интернете появились и сравнительные ролики, обнажившие главную проблему. Скорее всего, в Монако “Формула Е” больше не вернется...


Потенциал

Автомобильный спорт всегда был своего рода катализатором развития новых технологий. Можно не сомневаться, что с каждым годом машины чемпионата будут становиться быстрее и быстрее. Помочь должны автопроизводители. Уже сейчас в “Формуле E”, хоть и опосредованно, представлены “Renault” и “Audi”. Известно, что обратили внимание на серию и в “Citroёn”.

В “Ф 1” гибридные технологии приживаются с трудом. Их появление вызвало немало критики, и негатив отражается в том числе и на имидже производителей. В частности, кампания “Renault” в “Больших призах” не принесла французам ничего кроме антирекламы. Само собой, они рассматривают другие варианты – “Формула Е” может стать альтернативой.

Если события будут развиваться по оптимистичному сценарию, совсем скоро в электрической серии появятся и заводские команды, а сама “Формула Е” станет полигоном для испытания инновационных разработок. Главное, чтобы это не сказалось на качестве гонок.


Календарь

Очевидный козырь – календарь первенства. Организаторы нашли идеальное решение. Отказ от гонок на стационарных трассах позволил убить двух зайцев. Во-первых, это позволило организаторам избежать прямых сравнений с временами на тех же трассах других серий (которые были бы явно не в пользу “Формулы Е”), а во-вторых, благодаря этому родилась идея проведения этапов в крупных мегаполисах.

Все сошлось идеально. Электрокары в настоящее время можно использовать разве что для передвижений по городским улицам, так что обстановка пришлась как нельзя кстати с имиджевой точки зрения. Кроме того, организаторы серии таким образом заставили обратить на себя внимание не только гоночных болельщиков. Сезон венчали гонки в трех европейских столицах: Москве, Берлине и Лондоне. Что может быть лучше?


Политика

Возможно, владельцам “Ф 1” стоит поучиться у главы электрического первенства Алехандро Агага. Если в “Больших призах” сами же участники нещадно критикуют серию, то в “Формуле Е” ничего подобного нет и близко. Машины медленные и настолько хрупкие, что порой подвески ломались просто при атаке поребриков; организационных проблем во время этапов было более чем достаточно; формат уик-энда мог бы быть продуман лучше, но за весь год с момента старта ни руководители команд, ни пилоты не позволяли себе критиковать серию и ее организаторов. И если “Формула 1” в настоящий момент живет под аккомпанемент негативных высказываний, то “Формула Е” купается в комплиментах.

Руководитель серии Алехандро Агаг рассчитывает на поддержку автопроизводителей.
“Renault”, “Audi” и “Citroёn” уже обратили внимание на его детище, а вскоре ожидается
и приход японских компаний.

В серии действует на сей счет негласное правило. И пилоты, и команды понимают, что их задача – работать на повышение популярности чемпионата, а склоки этому не помогут.


Гонщики и гонки

Существовал серьезный риск, что “Формула Е” так и останется своего рода “красивой открыткой” - инновации, широко разрекламированные гибридные технологии, нестандартный подход, этапы в крупнейших городах мира, нетипичный календарь... Но в “Формуле Е” все-таки нашлось место и борьбе на трассах. Отчасти этому поспособствовал представительный состав участников. В “Формулу Е” отправилась целая группа экс-пилотов “Ф 1”. Многие талантливые гонщики так и не смогли проявить себя в “Больших призах” и нашли себе место в электрической серии. Именно они и задавали тон. Здесь было все, что нужно: красивые обгоны, зрелищные аварии и словесные перепалки. Так, первая же гонка превратилась в настоящую драму – лидеры гонки Ник Хайдфельд и Николя Прост столкнулись за несколько сот метров до финиша.

Церемония награждения с видом на собор Василия Блаженного? Такое возможно только
в “Формуле Е”. Москва – лишь одна из мировых столиц, принимающих этапы серии.
Гонки уже проходят в Лондоне, Берлине, а в следующем году заезды могут состояться и в Брюсселе.

Борьба за титул получилась напряженной. Главными героями стали три бывших пилота “Ф 1”: швейцарец Себастьен Буэми и два бразильца Лукас ди Грасси и Нельсон Пике-младший. Накал борьбы в первом сезоне “Формулы Е” был что надо. Опять же, не в пример “Формуле 1”, где в последние годы то и дело вперед вырывается либо один пилот, либо одна команда.


Чемпион

Обладателем первого титула новой серии стал Нельсон Пике-младший, сын трехкратного чемпиона “Формулы 1”. Он тоже пробовал свои силы в “Больших призах”, но покинул их со скандалом – после нашумевшей истории вокруг “Гран-при Сингапура” 2007 года. Тогда Нельсон разбил машину, чтобы помочь выиграть напарнику, а спустя год рассказал об этом в прессе, уже после того, как был уволен из команды “Renault”. На репутации Пике-младшего была поставлена огромная клякса, и, похоже, только сейчас публика смогла убедиться в том, что он на самом деле очень талантливый гонщик.

Нельсон Пике-младший вырвал победу в чемпионате в самой концовке сезона
и вписал свое имя в историю.

Схватка за титул держала в напряжении вплоть до самого финиша последней гонки. В Лондон Пике приехал лидером чемпионата, его главным преследователем был Лукас ди Грасси, но заключительный раунд отлично провел Себастьен Буэми. Он был быстрейшим в квалификации, выиграл первую гонку и был очень близок к тому, чтобы вырвать у Пике титул во второй. Для этого ему не хватило буквально одного обгона. На финише финального заезда Буэми опередил Пике, но очкового запаса тому хватило для победы.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: