Рубрики

«ЭРА-ГЛОНАСС» – ангел-спаситель или всего лишь навязанная услуга?

20:35 12-10-2016

«ЭРА-ГЛОНАСС» – ангел-спаситель или всего лишь навязанная услуга?

Коснется каждого

У спасателей есть такое понятие: «золотой час». Если тяжело пострадавшему человеку в этот отрезок времени не окажут помощь, то она ему больше не потребуется никогда. Наше государство, озабоченное высокой смертностью на дорогах, решило повысить шансы населения в борьбе за жизнь после ДТП и заставило автокомпании ставить на новые автомобили систему, которая каждому участнику движения гарантирует свой «золотой час». Понятное дело, за его же счет...

О ТОМ, что с начала 2017 года всех автопроизводителей обяжут оснащать поставляемые на наш рынок автомобили терминалами экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», было известно давно. Несколько лет назад начал действовать федеральный закон, а одноименную систему внесли в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Правда, необходимые госстандарты появились значительно позже, а требования по сертификации прояснились и вовсе лишь год назад. Что поставило всех участников авторынка в положение, близкое к полной неопределенности.

Намерения и реальность

ВПРОЧЕМ, вопросы какой-то там сертификации, которые вызвали нешуточную тревогу у фирм-производителей автомобилей, вряд ли волнуют простых автолюбителей. Они задаются куда более банальным: а оно мне надо?

Государство приказным тоном отвечает: надо! Дескать, затем еще спасибо скажете, когда, не дай Бог, расшибетесь в лепешку, а вас возьмут и спасут. Но всем понятно, что под благим предлогом уменьшения смертности на дорогах навязывается недешевая система, эффективность которой пока еще не каждому очевидна.

На развитие отечественной спутниковой навигации государство потратило уже около 200 млрд. рублей, и эта сумма продолжает быстро расти. В нынешней непростой экономической ситуации остается надеяться только на развитие платных услуг от оператора-монополиста АО «ГЛОНАСС». Вот и пригодилась идея принудительного оснащения «ЭРОЙ» миллионов ежегодно продаваемых в стране автомобилей, открывающая огромные возможности для коммерциализации системы. Впрочем, Федеральная антимонопольная служба в этом году уже пообещала усилить контроль за деятельностью «ЭРА-ГЛОНАСС» и даже напомнила о своих локальных победах на этом фронте. Но как защита конкуренции будет выглядеть в масштабе страны, большой вопрос.

А теперь зайдем с другой стороны. Неоднократно приводилась официальная статистика, что 

на наших дорогах только 3% пострадавших погибают в момент аварии, а 56% – из-за задержки с оказанием медпомощи.

И мгновенное отправление тревожного сигнала в службу спасения представляется как шанс сохранить жизнь примерно 4.000 людей в год. Но это – в теории. А как быть с тем, что в России только половина дорог с твердым покрытием находится в зоне действия сетей сотовой связи GSM, без которых работа системы «ЭРА-ГЛОНАСС» практически невозможна? Как быть с тем, что реальная оперативность скорой помощи порой очень далека от идеала?


У многих автовладельцев возникли справедливые опасения и насчет того, не начнут ли новые «инородные устройства» вести слежку, отправляя информацию о перемещениях «куда надо». В АО «ГЛОНАСС», куда мы обратились за разъяснениями, такую возможность опровергли. По их словам, передача координат машины и ее регистрационных данных в call-центр возможна только в момент аварии или при нажатии водителем кнопки SOS. Но за приватность своей жизни все равно как-то боязно. Вы верите в то, что на стороне оператора нет еще какой-то там кнопки, которая «всего лишь» изменит режим обмена данными?

Это – не опция

БОРТОВОЕ устройство вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС», штатно устанавливаемое на машину, оценивается в сумму от 8.000 до 20.000 рублей (в зависимости от модели и наличия встроенных акселерометров, гироскопа и громкоговорителей). В принципе, недорого. Но и недешево, если проецировать стоимость навязанной “опции”, например, на цену бюджетной легковушки. Однако данная цифра – капля в море по сравнению со стоимостью сертификации, которая может обойтись производителю в 1.000 раз дороже!


Сначала новый автомобильный терминал должен пройти тесты на соответствие одиннадцати госстандартам в одной из отечественных сертификационных лабораторий. А затем два автомобиля с терминалами внутри подвергаются испытаниям на полигоне НАМИ в виде фронтального и бокового краш-тестов, показывающих, насколько надежно отправляется автоматический тревожный сигнал. Но если процесс краш-теста с дорогостоящими манекенами стоит меньше миллиона рублей, то сертификационный центр берет за свои услуги до 15 миллионов, а с учетом возможных доводочных испытаний - и того больше! Это – очень серьезные затраты для автопроизводителей. Которые они, естественно, попытаются переложить на плечи рядовых покупателей. По оценкам специалистов, цена массовых моделей может увеличиться на 15-30 тысяч рублей, а для некоторых более редких и нишевых автомобилей не будет пределом и рост стоимости в сто тысяч. Что уж говорить об эксклюзивных марках, «представители» которых способны подорожать очень весомо. На этом фоне официальная информация об отсутствии абонентской платы для пользователей «ЭРЫ» выглядит не очень убедительно.


Ситуацию, наконец, осложняет и тот факт, что еще не завершены работы над аналогами системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в других странах Таможенного союза. Как сопрячь их между собой, чтобы в любой стране система была работоспособна? Что получится унифицировать, а что – нет? Вопросов, которые вправе задать автопроизводители больше, чем ответов.

Необходимость сертификации каждой (!) новой модели с терминалом

«ЭРА-ГЛОНАСС» может спровоцировать отдельные автокомпании значительно урезать модельный ряд,

что, к слову, уже происходит, или вовсе уйти с российского рынка. Или... Ну сами понимаете, какая благодатная почва для злоупотреблений.

Многие автопроизводители, к которым мы обратились за комментариями, сочли за благо деликатно уйти от темы. Более активные представители автобизнеса пытаются воздействовать на государственные организации. В частности, компания Volkswagen Group в прошлом году просила Минпромторг отменить обязательную установку терминалов на свои мелкосерийные автомобили Porsche, Bentley и Lamborghini.

Лишь в июне вышло разъяснение Росстандарта насчет одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Этот интересный документ, выдаваемый производителю на три года, распространяется не только на конкретную модель, но и на ее модификации. Данной лазейкой, позволяющей новые машины выдавать за модернизированные старые, вполне могут воспользоваться многие фирмы, отсрочив до 2020 года внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» на своих автомобилях. В прошлом году, среди прочих, уже получили новые ОТТС или продлили их KIA, Lifan, Renault, Mitsubishi, Porsche и КамАЗ.

Но Минпромторг уже озвучивал планы ликвидировать и эту возможность. В таком случае несчастным автопроизводителям придется к новому году сертифицировать заново абсолютно все модели, поступающие на наш рынок. К позиции министерства негласно примкнули несколько компаний, уже серьезно вложившихся в «ЭРУ».


Кстати, такие компании, как Mercedes, Bentley, Hyundai, Nissan и узбекский Ravon, уже взялись за то, чтобы оснащать «ЭРОЙ» часть своего нынешнего модельного ряда. Пионером в деле обязательной установки «ЭРЫ-ГЛОНАСС» на легковушки стал АвтоВАЗ с моделью Vesta. Также это сделали (упрощенный коммерческий вариант с тревожной кнопкой, но без автоматического вызова) на своих автобусах «Форд-Соллерс» и «Группа ГАЗ».

Но и здесь доходит до курьезов. Компанией Volvo, например, давно разработана и представлена на автомобилях похожая по функционалу система Volvo On-Call на базе GPS. Однако шведский автопроизводитель поставлен в такое положение, что все свое он должен из машины вынуть, а поставить вместо этого «ЭРУ», что, конечно, абсурдно с точки зрения затрат и не так уж и просто в плане электронной интеграции новых блоков. Именно по этой причине откладывается выход седана S90. Без сертификации новая флагманская модель не сможет попасть на наш рынок.


Задержки с сертификацией происходят и по другой причине. Дело в том, что официальные разрешения на сертификационную деятельность по «ЭРА-ГЛОНАСС» выданы только двум компаниям, «Связь-сертификат» в Москве и «Омега» в Севастополе. Последний вариант не очень устраивает зарубежные фирмы, в частности, из-за своей удаленности от центра страны. Так что многие вынуждены пользоваться услугами «Связь-сертификат», и уже выстроилась очередь на несколько месяцев. По этой причине и еще выражая недовольство стоимостью сертификации, представители Ассоциации европейского бизнеса в России давно подумывают об обращении в Федеральную антимонопольную службу.

Так или иначе, «ЭРА-ГЛОНАСС» постепенно прокладывает себе дорогу к сердцам и кошелькам автовладельцев. Хочется надеяться, что все противоречия разрешатся и ни одна из сторон не окажется ущемленной. Только в этом случае спустя годы система будет восприниматься как действительно необходимый, а не навязанный когда-то сверху, атрибут автомобильной жизни.

Как должна работать «ЭРА-ГЛОНАСС»

СИСТЕМА затевалась как полностью совместимая с аналогичной eCall, опирающейся на спутники Galileo и планируемой к внедрению на автомобилях в Европе с 2018 года. Принципы одинаковы. Бортовое устройство принимает сигналы со спутников, причем не только самих «ГЛОНАСС», но и их «собратьев» (что, правда, реализовано не во всех устройствах). В терминале есть SIM-карта, позволяющая ему бесплатно связываться с сотовой сетью любого доступного в данном месте оператора. Также к услугам водителя микрофон и динамик.


Когда при серьезной аварии срабатывает датчик подушек безопасности или встроенный акселерометр (датчик ускорения), система автоматически определяет по спутникам координаты пострадавшего автомобиля и передает их, вместе с информацией о времени ДТП, VIN-номере, цвете машины и величине ударных перегрузок, в единую диспетчерскую службу спасения. При этом сигнал о бедствии обладает приоритетом и для его прохождения в сети даже могут прерываться обычные телефонные звонки. Получив информацию, оператор call-центра звонит в машину и, при отсутствии ответа, отправляет спасателей МЧС, скорую помощь или ГИБДД на место аварии.

Все то же самое происходит, если водитель по своей инициативе воспользуется тревожной кнопкой, которой оснащена система.

Помимо сигналов, поступающих от контроллера подушек безопасности, некоторые терминалы способны регистрировать и отправлять данные о фронтальных и боковых столкновениях, ударах сзади и переворотах.



Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: