Рубрики

Еще один шок

Уже в сентябре автодилерам снова придется значительно корректировать цены в сторону повышения.

Летняя девальвация рубля в очередной раз спутала автобизнесу все карты. Не успели импортеры и автодилеры немного опустить цены после значительного повышения в конце прошлого года, как снова приходится менять стратегии и готовиться к обратному движению. А значит, добивать и так значительно упавший спрос на новые и подержанные автомобили.

НАЧАЛО осени принесет на автомобильный рынок хаос, как бы ни пытались основные игроки следить друг за другом и делать аналогичные шаги. Понятно, что многим автопроизводителям придется снова существенно повышать цены. Даже тем, у которых налажена сборка автомобилей в России, ведь значительная часть комплектующих по-прежнему поступает из-за рубежа и оплачивается по валютным контрактам.

Между тем кто-то из участников рынка в этих условиях может на время позволить себе значительный демпинг. Речь о крупных дилерских структурах, на балансе которых до сих пор находятся так называемые желтые автомобили – они вошли в статистику ранее проданных, однако на самом деле пылятся на складах. И от них необходимо срочно избавиться, чтобы расплатиться по кредитам. В итоге в рамках одного сегмента ценовая разница на аналогичные модели будет достигать в какие-то моменты даже 40-50 процентов. Отличный шанс для покупателей купить машину с огромной скидкой. Второго может и не быть – период ценового хаоса продлится не очень долго.

А после истощения прежних запасов все дилеры, разумеется, начнут продавать машины только по высоким ценам. Очевидно: объем рынка резко упадет. Как быть компаниям, у которых продажи и так сократились до рекордных значений? Покидать Россию? Похоже, такая перспектива для самых слабых участников рынка становится все реальнее. Ведь глобальным корпорациям сейчас сложнее делать финансовые инъекции своим российским представительствам за счет других стран. И прежде всего, китайского рынка, на котором сейчас также наметились негативные тенденции. И использовать его в качестве донора пока, скорее всего, не рискнут. А именно так многие делали еще совсем недавно.

– Производители сейчас попали в нашей стране в так называемые ножницы, – полагает генеральный директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – Как ни сделай, получишь отрицательные последствия. Поднимешь цены – упадут продажи, не поднимешь – получишь убытки от конвертации. Пока непонятно, какую стратегию каждый из автопроизводителей будет использовать. Сейчас уже очевидно, что корейским компаниям важнее увеличивать долю рынка, поэтому они поднимают цены меньше на фоне конкурентов. Американские корпорации оказались в самом сложном положении. Доллар вырос ко всем валютам, а больше всего – к рублю. Японцам тоже туго, у них самая низкая доля внутреннего российского производства и самая низкая степень локализации... Среди европейских брендов тоже нет общей тенденции. Концерн VW изо всех сил держится, французы (прежде всего PSA) – на грани вылета с российского рынка... Премиальная немецкая тройка более-менее стабильна. Но если тренд на падение курса рубля сохранится, через месяц-два и они будут корректировать ценники. Тогда продажи осенью могут оказаться еще хуже, чем летом. По крайней мере, в динамике к прошлой осени. Ну а в декабре мы можем увидеть падение рынка до 60 процентов...

Сложнее всего выживать в условиях пикирующего спроса и роста цен региональным дилерам. Многие из них, рассчитывавшие на долгосрочную эпоху растущих продаж, сделали непомерно высокие инвестиции в инфраструктуру. И сейчас не в состоянии даже обслуживать свои долги.

А вот выжившие дилеры, стараясь хоть как-то заработать, постараются изменить бизнес-модели. В частности, некоторые холдинги обсуждают возможности отступления от строгих корпоративных стандартов и превращения своих салонов в так называемые автосупермаркеты, где будут продавать автомобили разных марок. Раньше за подобные нарушения стандартов производители сразу разрывали дилерские контракты. Сейчас же, возможно, многие начнут на кризисную тактику закрывать глаза. А что еще остается делать, когда над дилерскими сетями нависла угроза массовых банкротств? В их создание и развитие было вложено столько сил и средств, что на время кризиса, похоже, необходимо отступление от правил. Слишком велик риск все разрушить и потерять.


Поделиться: