Рубрики

Это оказалось главным приключением минувшего лета: прилететь в Лиссабон, купить там подержанный автомобиль и своим ходом отправиться в Россию…

22:31 07-11-2017

Схема знакомая, но стартовая точка выглядит достаточно странно: Португалия – не самая очевидная, близкая, а главное – выгодная страна для подобных историй. Разгадка проста – мы отправлялись за конкретным редким и очень старым Datsun 1600 SSS.

Суперспорт-седан. Не баклажан...

Схема знакомая, но стартовая точка выглядит достаточно странно: Португалия – не самая очевидная, близкая, а главное – выгодная страна для подобных историй. Разгадка проста – мы отправлялись за конкретным редким и очень старым Datsun 1600 SSS.


Это сейчас Datsun – суббренд японского Nissan, отличающийся тем, что под таким именем на определенных рынках выпускаются уже существующие и знакомые машины с иной ценой. А были времена, когда Datsun славился очень красивыми, иногда дерзкими и всегда интересными моделями. Именно интересной и дерзкой оказалась и наша история с Datsun 1600 SSS 1971 года выпуска.

Если убрать тройное “S” в конце, то это очень популярный автомобиль именно в Португалии в то время, так как завод Datsun располагался неподалеку от Лиссабона. Когда мы выезжали из небольшого по меркам центра португальской столицы автосалона, где бизнесмен и энтузиаст марки по имени Фернандо продал нам автомобиль, окружающие старше 40 лет непременно уважительно и ностальгически провожали взглядом: именно эта модель ассоциируется тут с их молодостью. Примерно так же, как “ушастый “Запорожец” в Москве сегодня.


  Несмотря на возраст, едет португальский Datsun 1600 SSS на все свои 109 сил.

 

Если “SSS” в названии оставить, то этот автомобиль тут же выбивается из разряда “популярные” в разряд “дерзкие”, так как аббревиатура обозначает не что иное, как “Sedan Super Sport” – “заряженную” версию популярного в те времена седана.

Красивые хромированные шильдики – не то, чем отличается старичок от своих собратьев попроще. Главное – это форсированный бензиновый мотор объемом 1,6 литра мощностью 109 л.с., работающий с четырехступенчатой механической коробкой передач. Это на 14% мощнее “обычной” версии, а по меркам 1971 года так и вовсе “космос”.


  За рулем не сильно удобнее, чем за рулем отечественной “классики”, но все кажется
  более целостным.

 

Впрочем, бывали варианты и позлее – именно эта модель благодаря своей надежности и передовой инженерной мысли (по тем временам) часто становилась базой для постройки настоящих спорткаров, на равных сражавшихся с записными спортивными брендами на гоночных треках. Впрочем, и обычный Datsun 1600 (он же 510, он же Bluebird) в России смотрелся бы довольно экзотично – такие машины сегодня здесь если и есть, то их легко посчитать на пальцах одной руки. Но гулять – так гулять, ибо “Седан Супер Спорт” в любом случае интереснее “просто седана”.


Озузени

Если вы когда-нибудь ездили на “Вазовской” классике, то, вероятно, вам будет проще представить, как чувствуешь себя за рулем автомобиля 1971 года выпуска. Пусть даже не советского, а японского с португальским видом на жительство. Очень похоже на классические “Жигули” застойной поры. Разница лишь в том, что в Португалии или Японии такие машины – это уже достояние истории и прошлый век, а у нас “классика” – все еще боевая повседневная машина.


  Удивительно, но сзади места больше, чем можно было ожидать. И никаких ремней!

 

Здесь достаточно тесно и неудобно, но все же чуть просторнее, чем в “семерке”, на которой мне довелось несколько лет кататься на первых курсах университета. Как ни крути, а эргономика за прошедшие 50 лет (модель появилась в 1967 году) шагнула далеко вперед. Тонкий руль, но уже есть “напольная” педаль газа. Безинерционный ремень, который надо регулировать под себя, но уже имеется подсветка кнопок управления магнитолой. Зад-нее стекло без обогрева (какой обогрев может понадобиться в Лиссабоне?), но на заднем диване достаточно места для пары взрослых габаритных мужиков.

Самое интересное, что за свои годы Datsun 1600 SSS не растерял своих лошадиных сил и спортивных кондиций. Понятно, что любая современная малолитражка с турбированным “свистком” объедет его и в гору, и на трассе. Но, черт побери, здесь же 109 сил! И машина едет на эти силы, несмотря на то что за плечами десятки лет эксплуатации и тысяч километров пробега. Да, на трассе отчаянно не хватает пятой передачи, которая позволила бы двигаться заметно быстрее 90 км/ч, но это терпимо.


  Панель приборов расчерчена до 180 км/ч, но кажется, что уже после 90 км/ч автомобиль
  едет не в своем темпе – не хватает пятой передачи.

 

Конечно, дело в отношении, обслуживании и условиях хранения с эксплуатацией. Но заводится-то мотор с первого раза! Машина проезжает в день по восемь сотен километров и вечером просит лишь проверить уровень масла в коробке (подтекает сальник), долить специальную присадку в 98-й (!) бензин, который нам рекомендовал использовать продавец. Говорит, дело в “экологичности” современного топлива, которая убивает старые шланги и прокладки. Поэтому – самый неэкологичный “девяносто восьмой” и присадка, уменьшающая октановое число.

В сдвоенном карбюраторе не было конденсата, но годы все же взяли свое в том плане, что к моменту покупки система питания требовала некоторой настройки. А что такое отрегулировать сложный  карбюратор в полевых условиях и без соответствующих навыков – знают только те, кто пробовал это сделать. Мы экспериментировать не стали, но запаслись свечами зажигания, которые и страдали прежде всего, когда машина начинала долго двигаться в неоптимальных для ее состояния режимах. В итоге в одном из подмосковных гаражей карбюраторщик дядя Валера все починил, ну а во время нашего европейского турне мы просто научились быстро и эффективно менять и чистить свечи.


  Как ни крути, а с олдтаймерами матчасть надо учить. И возить с собой хотя бы минимум
  запчастей, инструментов и правильно выращенных рук.

 

Пожалуй, что больше ни с какими техническими проблемами на пути от Лиссабона до Барселоны столкнуться и не пришлось. А что касается моральной стороны дела – то это бальзам на сердце. Можно сколько угодно смеяться над тем, что у старых автомобилей якобы “есть душа”. Но, пообщавшись с настоящим живым олдтаймером чуть больше, чем пару часов, очень сложно не согласиться, что у них она есть. В этих живых напоминаниях о прогрессе человечества пока еще без тотальных компьютерных расчетов есть все, что присуще людям или произведениям искусства: спорные решения, характер, болячки.

И даже дружба, если хотите. После того как Datsun 1600 SSS пересек российскую границу (если честно, за Барселоной мы решили все же не мучить “старичка” и усадили его в комфортабельный прицеп), мы с ним непрерывно общались. Встречались на ретроралли и в гаражах, искали тормозные колодки и восстанавливали подуставшие за годы элементы подвески. Я, кстати, вовсе не стал новым владельцем этого уникального в наших краях автомобиля. Просто мне почему-то вдруг стало не все равно...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: