Рубрики

Евгений Плющенко: “Люблю большие и мощные автомобили”

15:43 08-04-2013

Один из лучших фигуристов мира, олимпийский чемпион Евгений Плющенко всегда словно пытается обогнать время. Профессионально заниматься спортом начал в четыре года. Автомобилями увлекся еще в школьном возрасте…

Один из лучших фигуристов мира, олимпийский чемпион Евгений Плющенко всегда словно пытается обогнать время. Профессионально заниматься спортом начал в четыре года. Автомобилями увлекся еще в школьном возрасте...

– Впервые я сел за руль в 12 лет, во время спортивных сборов во Франции. Мы тренировались под Парижем, а у старших ребят-французов была собственная машина “Peugeot”. И они мне разрешали переключать передачи при выключенном двигателе. Так продолжалось несколько дней, пока владельцы машины не убедились: технику переключения я освоил почти в совершенстве. В итоге разрешили завести мотор и прокатиться вокруг стоянки. В той короткой поездке я испытал целый коктейль ощущений – гордости, радости, восторга! Наверное, именно тогда влюбился в автомобили. И свой первый автомобиль купил на призовые деньги в... 13 лет! Это была 99-я модель “Жигулей”. Ее я подарил папе. А еще через два года, когда на чемпионате мира занял третье место, приобрел иномарку. Тогда мне было пятнадцать.

– Ее тоже подарили родителям?

Еще в самом начале карьеры Евгений легко побеждал
соперников, которые были намного старше.

– Нет, уже сам ездил за рулем. А папа всегда сидел рядом. Сопровождал. До тех пор, пока мне не исполнилось восемнадцать. Тогда я начал часто менять машины, пробовал почти все известные марки и модели. В то время ездил довольно агрессивно, нередко играл на дороге “в шашки”. Покупал и спортивные автомобили. Мой личный рекорд скорости, установленный за рулем “Maserati” на Кольцевой дороге Петербурга, – 270 км/час. Только не подумайте, что я был “всадником без головы”. Совсем наоборот. Никогда не подвергал риску ни себя, ни окружающих. Ездил быстро, но всегда предельно аккуратно. Даже специально прошел курсы экстремального вождения, чтобы в любой ситуации не терять контроль над машиной. В какой-то момент в моем гараже набралось семь автомобилей. Не на всех успевал ездить. Поэтому пришлось часть распродать. Затем увлекся мотоциклами...

– Наверное, часто приходилось объясняться с гаишниками из-за превышения скорости?

– Да, останавливали не раз. Обычно гаишники ловили за превышение скорости, но именно в те моменты, когда у меня были уважительные причины. Например, спешил на встречу с губернатором или на соревнования. Я старался по-человечески все объяснить инспектору и меня, как правило, отпускали. Хотя иногда приходилось платить штрафы.

Солнечный мальчик

В детстве Евгений мечтал стать хоккеистом. Но едва встал на коньки, как желание изменилось.

– Когда мы жили в Волгограде, мама привела меня на каток. Мне было четыре года. Хорошо помню: как завороженный смотрел на игру хоккеистов. Но мама посоветовала сначала научиться кататься на коньках и записала в секцию фигурного катания. Сказала, что потом перейду в хоккейную. А когда я начал кататься, к хоккею быстро охладел. У меня стали сразу получаться сложные фигуры, стало интересно осваивать новые элементы. А всего через полтора месяца начал выступать на соревнованиях вместе с детьми, которые занимались больше года.

– Тяжело начинать карьеру в четыре года...

– Было и тяжело, и интересно одновременно. Мне всегда везло с тренерами. Первым моим наставником была Татьяна Скала. На льду она мне заменяла маму. Я ей полностью доверял. А в семь лет я попал к другому тренеру – Михаилу Маковееву. Это удивительный человек, который не имел никакого отношения к фигурному катанию. Он занимался тяжелой атлетикой, а потом ему захотелось тренировать фигуристов – так он сам, по книгам, освоил технику фигурного катания и разработал собственную систему подготовки спортсменов. А когда мне было 11 лет, спортивную школу в Волгограде закрыли и пришлось переехать в Санкт-Петербург. Там я уже попал к известному тренеру Алексею Мишину. Его квартира походила на интернациональное общежитие – там обитали иностранные спортсмены, которых он тренировал: англичане, испанцы... Было очень интересно. Вокруг меня постоянно звучала иностранная речь. Но соседи оказались намного старше меня, поэтому у них была своя жизнь, в которую меня не пускали.

– Говорят, в большом спорте есть что-то вроде армейской дедовщины…

– Во Дворце спорта в Питере были подобные явления. Я катался с ребятами, которые были гораздо старше меня. Они прекрасно видели, что догоняю или опережаю их по уровню подготовки, поэтому старались от меня избавиться, сломать психологически. Искали даже поводы побить. Думали, что не выдержу и вернусь в Волгоград. Но я не сдавался. Наверное, период, когда мне было от 11 до 14 лет – самый сложный в моей жизни. Приходилось бороться с трудностями, терпеть различные лишения. А когда исполнилось 15, ситуация поменялась. Я занял третье место на чемпионате мира. На призовые деньги купил квартиру в Питере и перевез в нее родителей. Был очень горд. Ведь остальные призеры чемпиона были на пять-десять лет старше меня.

“Если вдруг беру тайм-аут и не готовлюсь к очередной Олимпиаде, чувствую: чего-то не хватает...”.

– Звездная болезнь обошла стороной или все же переболели?

– А как же без нее! Она началась у меня в 15 лет. Это сильное испытание для психики, когда в юном возрасте можешь позволить себе почти все. Например, купить любую машину. Моя мама опускала меня с небес на землю, говорила: тренируйся, не отвлекайся от главного. Впрочем, действительно, времени зазнаваться у меня особенно и не было. Я очень много тренировался.

– Не секрет, что многие успешные фигуристы на определенном этапе встают перед выбором: зарабатывать приличные деньги в так называемом профессиональном спорте или работать на имидж, оставаясь любителем. Наверняка, тоже приходилось выбирать…

– Я с детства мечтал стать олимпийским чемпионом. И вот в 2006 году победил на Олимпийских играх. Это была моя вторая Олимпиада. На первой я занял второе место. Дальше вроде стремиться было уже некуда. И я взял тайм-аут, стал заниматься профессиональным спортом. У меня было много показательных выступлений, шоу. Словом, жил в свое удовольствие. Пытался заниматься политикой. Но чувствовал: чего-то не хватает. Тогда я познакомился с моей женой, Яной Рудковской. Она часто смотрела мои показательные выступления. И Яна как-то сказала: ты молод и можешь поехать еще на одну Олимпиаду. Я тогда ответил, что это невозможно. Но потом подумал и решил попробовать, начал усиленно тренироваться. Выступил на своей третьей Олимпиаде, в Ванкувере, занял второе место. А когда узнал, что следующая Олимпиада состоится на Родине, в Сочи, решил выступить в четвертый раз. Недавно у меня была серьезная травма, затем операция на позвоночнике. И сейчас врачи не могут сказать, смогу кататься или нет. Ведь мне установили позвоночный диск из полимера, который прикручен шурупами. Пока очень больно ходить. Но я уже могу двигаться. Скоро поеду в Израиль, пройду реабилитацию. Потом отдохну и в мае-июне начну тренировки. У меня есть знакомые – артисты Большого театра, которым делали подобные операции. Эти ребята прыгают, выполняют сложные балетные элементы. Надеюсь, все получится.

– Есть нереализованные идеи в так называемом профессиональном спорте?

– Идей очень много, но подробно говорить о них пока не хочу, так как мои задумки порой реализуются другими людьми. Сейчас у меня катастрофически не хватает времени на шоу-бизнес, конкуренты этим пользуются. После Олимпиады буду свободнее, тогда и займусь реализацией идей.

– Многие наши фигуристы сейчас работают в Европе и США. Не думаете тоже уехать?

– Не так давно мне предложили открыть свою школу фигурного катания в Италии. Заманчивое предложение. Я очень люблю эту страну, мне нравится отдыхать там с семьей. О своей школе фигурного катания я постоянно думаю. Но мне хочется открыть ее в России. Даже не одну школу, а целую сеть по всей стране. К сожалению, сейчас многие таланты остаются не раскрытыми. Если посмотреть, откуда большинство российских спортсменов, добившихся успеха в фигурном катании, то, как правило, увидим всего два города – Москву и Санкт-Петербург. У нас гигантская страна, но серьезно заниматься спортом детям в провинции просто негде. Это большая проблема. В небольших городах есть площадки, ледовые арены, но все тренеры – в Москве и Питере. А я планирую готовить наставников на местах, проводить мастер-классы. Очень не хочется, чтобы молодые спортсмены уезжали в США и другие страны и тренировали там. Хочу, чтобы они приехали, допустим, в Хабаровск или Рязань, выращивали таланты там. Нужно дать им возможность нормально работать. Обеспечить достойные условия. Многие российские тренеры за годы работы в США подготовили серьезных конкурентов нашим спортсменам, сумели даже середнячков подтянуть до приличного уровня.

– В каких странах самые благородные и благодарные зрители?

– Кататься в России очень приятно, но безумно сложно. Российские зрители очень требовательны, ждут от тебя победы, не готовы прощать ошибки. Поэтому во время выступлений ощущается определенное напряжение. Мне очень нравится выступать в Японии. Японцы – особенная нация, они умеют сопереживать тебе, зритель здесь очень благородный. Впервые я приехал в эту страну, когда мне было 15 лет. Японцы меня сразу полюбили, назвали “Sunny boy” – солнечный мальчик. В Китае и Корее зрители тоже нравятся. В Европе мне приятно выступать в Италии. Часто катаюсь в Турине, там постоянно – аншлаги.

Презенты от президентов

Его победы не остались без внимания первых лиц страны. Обычно Евгению дарили автомобили премиум-класса.

– Первый автомобильный презент – “Toyota Land Cruiser” – Владимир Путин подарил мне после победы на Олимпиаде в 2006-м. Потом, за призовое место в Ванкувере, отблагодарил Дмитрий Медведев – мне подарили “Audi Q5”. Но эту машину я отдал своим близким. Да, в 2006 году, после победы на Олимпиаде, еще один подарок сделала компания “Mercedes”. Меня спросили: какую модель мне бы хотелось. А я тогда просто бредил “Гелендевагеном” и в итоге получил его.

– Какие требования предъявляете к автомобилям сегодня?

– Я люблю большие и мощные машины. В последнее время остановился на “Мерседесах”. Раньше у меня был S-класс – “S63 AMG”, потом купе SL. Сейчас в нашей семье три автомобиля. Для семейных выездов с детьми и няньками отлично подходит микроавтобус “Viano”, а для ежедневных поездок – наши рабочие лошадки, внедорожники “GL 500” в исполнении от “AMG”. Приходится жить на два дома – в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому одна машина “прописана” в Питере, две – в столице. Мне очень нравится GL последнего поколения, особенно его просторный семиместный салон, где помещается моя большая семья. Это динамичный автомобиль, который еще радует комфортом и экономичностью. Отличное сочетание качеств. У меня был GL прошлого поколения. Вот он был немного жестковат, не столь комфортен, как нынешний.

– Каким было самое сильное впечатление в поездках на автомобилях?

– Сильнее всего запомнился экстремальный случай в Шри-Ланке. Я летал туда по контракту с чайной компанией. Так вот, мы ехали на съемки рекламного ролика по узкой дороге в горы. К тому моменту на острове уже неделю шел сильный дождь. И скалы начали в буквальном смысле осыпаться. Прямо перед нашим автомобилем на дорогу упала огромная каменная глыба, размером больше машины. Было безумно страшно. Ведь ни я, ни наш водитель в тот момент ничего не могли сделать.

– Осталась ли у Евгения Плющенко автомобильная мечта или мечтать уже не о чем?

– Мечтаю после Олимпиады в Сочи, когда появится свободное время, отправиться в автомотопробег по стране. У меня много друзей, которые готовы эту идею поддер-жать. Из Москвы поехать куда-нибудь на юг, к морю. Ехать без спешки, созерцать, время от времени меняя автомобиль на байк.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: