Рубрики

Эволюция мобильности. Направления.

Здравствуйте, это Егор Васильев. В прошлый раз мы с вами обсуждали разные стили управления автомобилем и пришли к выводу, что правильное взаимодействие с машиной и кружающей нас реальностью как правило дает нам возможность с минимальными временными потерями добраться до точки назначения.

Да, и вообще, задействование интеллекта при управлении автомобилем дает нам намного больше шансов на благополучное завершение поездки. Ну, а сегодня мы с вами попробуем поразмышлять на тему того какими путями будет развиваться мобильность. И как она повлияет на человека. Конечно, мы понимаем, что человек всегда старался получить возможность перемещаться в пространстве быстрее чем пешком и ему это удалось уже в далёком прошлом. По мере того, как технический прогресс позволял строить более совершенные механизмы и автомобиль из технического курьёза превратился в массовое транспортное средство. И с этого момента, человечество стало не просто более мобильным. Планета резко уменьшилась в размере. И путешествие на которое великие первооткрыватели прошлого тратили всю свою жизнь мы можем повторить за несколько дней. Ведь что такое пространство. Это всего лишь время и скорость.

И именно эти два параметра стремительно изменились благодаря автомобилям. Возросшая скорость перемещения в пространстве потребовала от нас создания не просто качественных дорог, а сложной дорожной инфраструктуры. Которая включала и включает в себя огромное разнообразие технологий. И конечно, сама дорога благодаря автомобилям превратилась в некий символ современной эволюции, который создал не только дополнительные возможности для бизнеса, но и стимулировал возникновение целого культурного пласта с музыкой, фильмами, литературой. И это понятно, ведь несмотря на стремление к комфорту человек всегда стремиться узнать что же скрывает от него горизонт. И что может лучше ответить на этот вопрос чем путешествие. В результате, доступная мобильность привела к изменению мышления человека. Мы стали мыслить быстрее, мы стали оперировать совершенно другими расстояниями. Ведь сильно выросла скорость нашего перемещения в пространстве. И я бы даже сравнил возникновение массовой мобильность с появлением интернета. Правда с некоторыми отличиями.

Мобильность давала людям, которые ранее практически не имели возможности встретиться чаще общаться друг с другом лично. Что привело как минимум к ускорению эволюции. Причём и с точки зрения технологий, и с точки зрения культуры и даже с точки зрения интеллекта. Ведь машина наделила нас возможностью не только быстрее перемещаться. Для того, чтобы управлять автоимобилем на высоких скоростях необходимо было и интенсифицировать собственное мышление. В общем, автомобиль превратился еще и в инструмент повышения IQ. Ведь мозг человека гибок и легко настраивается на решение новых задач, а если их нет то просто впадает в безвольное потребление кислорода. Так что машина подтолкнула и технический прогресс и прогресс Homo Sapiens как биологического вида.

Конечно, после того как мы освоили новую для себя скорость перемещения в пространстве мы стали изобретать различные средства и системы для того чтобы вождение из труда профессионала превратилось в удовольствие потребителя. И мы уже говорили о том, что технологии активной безопасности не решили те проблемы ради которых их создавали. Фактически, они синхронно увеличили скорость движения автомобиля и снизили уровень профессионализма водителя. Причём, одновременно с этим процессом интернет стал превращаться в новое средство мобильности. Правда, его мобильность носит виртуальный характер, но зато реализуется намного быстрее и с гораздо большим большим разнообразием. Естественно, что информационные технологии не могли не проникнуть в автомобильный мир. В результате, почти любой современный автомобиль обладает в той или иной степени продвинутыми информационно-развлекательным комплексом, который позволяет ему постоянно находится на связи с виртуальным миром Всемирной паутины. Причём, если вначале доступ в интернет давал возможность реализовывать простейшие функции.

Типа навигации или простого доступа к информации. То в дальнейшем автомобиль стал получать возможность дистанционного общения с владельцем и даже обновления программного обеспечения своих систем. Фактически, становясь зависимым от виртуального, цифрового мира. И это несколько снизило степень автономности автомобилей. Хотя бы потому, что время от времени автомобиль может начать обновлять программное обеспечение, а связь возьмёт, да и пропадёт. Владельцы Tesla знают, что это такое. В общем, реальный автомобиль стал зависим от виртуального мира. Хотя, при этом, приобрёл индивидуальность. Причём не столько инженерную. Все таки современные автомобили очень похожи друг на друга.

Благодаря цифровым технологиям машина стала способна учитывать вкусы и предпочтения ее водителя. Более того, когда человек переходит из одного автомобиля в другой его базовые настройки, например любимой музыки, температуры в салоне и так далее начинают мигрировать вместе с ним. В результате, даже в каршеринговом автомобиле можно не ощущать себя чужаком, которому необходимо заново настраивать, например, любимые радиостанции и плейлисты. Да, в мобильности произошли изменения. Появился каршеринг. Специфика которого весьма любопытна. С одной стороны он задумывался как средство предоставления услуги бюджетной услуги мобильности. По крайней мере по сравнению с покупкой и владением собственным автомобилем.

С другой, он задумывался как средство решения проблем с трафиком. Правда, здесь не обошлось без негатива. Снижение ценового порога для самостоятельного доступа к мобильности привело к тому, что сильно расширился круг людей которые имея водительское удостоверение не имеют при этом достаточного опыта управления машиной. Ведь собственного транспорта у них просто нет. Это приводит к увеличению процента неопытных водителей в общем трафике. Кроме того, Очень часто водитель каршерингового автомобиля не относится к нему с должным почтением. Ведь всем известно, что у чужого автомобиля нет красной зоны у тахометра. Кроме того, каршеринг в каком то смысле обезличивает того, кто им управляет. На подсознательном уровне понижая моральную планку. Отсюда и большое количество неадекватных действий на дорогах именно со стороны каршеринговых автомобилей. Кроме того, каршеринг не привёл к уменьшению дорожного трафика. Сделав движение в крупных городах еще более проблемным. Кстати, как в любой экосистеме, при возникновении благоприятных условий для существования того или иного организма он начинает неизбежную экспансию с резким ростом численности и захватом всего доступного пространства.

Однако, затем выясняется, что большая численность приводит к резкому сокращению ресурсов. Затем вспыхивает борьбам за выживание. Затем случается кризис с резким уменьшением популяции. И, после этого, она, то есть популяция уже не растёт зафиксировав свое стабильное положение в экосистеме. Хотя, иногда происходит и полное уничтожение доминирующего вида. Так, что автомобили очень долго доминировали и развивались и теперь все готово к тому, чтобы в экосистеме мобильности произошли изменения. Изменения затрагивают прежде всего дальнейшее развитие систем активной безопасности, которые старательно отодвигают нас от процесса управления автомобилем. Которое, может привести и массовому внедрению технологий автономного вождения. И тут появляется любопытный момент. Дело в том. Что каршеринг сейчас по сути превращается в некий аналог общественного транспорта.

Правда, управлять им должен пока человек. Но, именно смещение в сторону общественного транспорта можете привести к тому, что, например тот же автономный транспорт уже принципиально не может быть частным. Да и подумайте сами, зачем вам свой автономный автомобиль? Чего с ним делать? Это уже не средство для повышения статуса или получения удовольствия от вождения. Это просто некая комфортная тележка. Владеть ей - это все равно, что владеть ступенькой эскалатора. Зачем? Какой в этом смысл? Я сейчас даже не буду рассматривать юридическую сторону вопроса, которая тоже складывается не в пользу частного владельца автономного транспортного средства. Тут все еще любопытней. А в каком направлении будет эволюционировать автономный автомобиль и представления человека о мобильности. Или точнее о необходимости этой самой мобильности.

Ведь уже сейчас крупные автомобильные компании начинают заглядывать вперед и осознают, что существует риск существенного сокращения количества транспортных средств на планете. И, например, также Хендэ уже разрабатывает проекты интеллектуальной среды обитания где автономные транспортные средства вписыватся уже в новую концепцию мобильности. С использованием не только наземного, но и воздушного транспорта внутри городской среды. При этом, автономный автомобиль уже совсем не обязательно должен перевозить пассажира или пассажиров. Он может решать так сказать обратную транспортную задачу. Оставляя человека неподвижным в его комфортной среде обитания, но доставляя непосредственно к нему услуги, товары или даже рабочее место. И может быть это вполне логично. Ведь как показывает практика нашей уже солидной короновирусной жизни нам далеко не всегда необходимо куда-то ехать.

Благодаря наличию высокоскоростного интернета существенная часть населения крупных городов вполне способна решать рабочие проблемы не покидая своей квартиры. То есть, мобильным станет уже не человек. Мобильной станет среда обитания в которой мы с вами существуем. А что же станет с машинами. А они просто превратятся в некий набор транспортных модулей с помощью которых наша жизнь станет максимально комфортной и беспроблемной. Правда, как мы будем за это платить? Ведь помимо того, что утрата навыка взаимодействия с автомобилем наверняка повлияет на нашу культуру и даже способ мышления. Есть еще и финансовая сторона вопроса. Вот сколько будет стоить жизнь в городе построенном Хендэ и как она будет отличаться от города построенного Skoda. Конечно, это в каком-то смысле фантазии. Но, вы прекрасно видите насколько быстро происходит техническая эволюция и как сильно она влияет на общественное сознание.

Так, что активное развитие технологий автономного вождения и услуги каршеринга или автомобиля по подписке могут создать совершенно невероятные формы мобильности. Не говоря уже о том, что современные технологии виртуальной реальности позволяют человеку получать практически неотличимую от реальной гамму ощущений от например тех же путешествий. И не надо при этом тратить лишнее время и деньги. И это тоже на мой взгляд один из значимых факторов, которые могут повлиять на нашу мобильность. Кстати, по поводу времени. Пока это невосполнимый ресурс и тратить его на стояние в пробке наверное не очень правильно. Так, что человеческое время в ближайшем будущем может подорожать. И это тоже ставит под сомнение необходимость в мобильности как таковой. Хорошо это или плохо сказать невозможно. Но, абсолютно точно, что это любопытно. И у нас с вами есть прекрасная возможность не только увидеть, но и на собственном примере ощутить эволюцию мобильности. И наше преимущество перед последующими поколениями заключается в том, что нам будет с чем сравнивать получившийся результат. А в следующий раз мы с вами рассмотрим преимущества и недостатки различных типов привода современных автомобилей.

С вам был Егор Васильев и до встречи.

Поделиться: