Западные правила страхования у нас не приживаются
Год назад в России начал действовать европротокол. В соответствии с ним автовладельцы вправе обращаться за возмещением по “автогражданке” к своему страховщику, а не в компанию виновника аварии (так называемое прямое возмещение ущерба, или ПВУ), а кроме того, оформлять мелкие ДТП без участия гаишников. Однако большинство водителей не спешат пользоваться этими возможностями.
ЗА ГОД за компенсацией после ДТП к своему страховщику обратились 147.442 человека – около 7,5% всех автомобилистов, получивших возмещение по “автогражданке”. Дело в том, что на первом этапе прямым возмещением ущерба могли воспользоваться лишь те, кто купил полис ОСАГО после 1 марта 2009 года. Затем правила европротокола были распространены на всех автовладельцев, и в январе-феврале с.г. число аварий, урегулированных по ПВУ, выросло до 25-30%. До конца года их доля в общем количестве выплаченных компенсаций может, по прогнозам Российского союза автостраховщиков (РСА), повыситься до 35-40%. Для сравнения: в европейских странах этот показатель составляет 75-80%.
Чем объяснить нежелание водителей компенсировать свои убытки по новой, казалось бы, удобной для них схеме? Причина, несомненно, в отсутствии единой методики оценки ущерба при ДТП. О необходимости ее создания в РСА твердят уже лет пять, однако у Минтранса, который должен разработать эту методику, руки до нее так и не дошли. Неудивительно, что автовладельцы, опасаясь несостыковок при определении размера компенсации в разных страховых компаниях, предпочитают действовать по старинке и требовать деньги со страховщика виновника ДТП. Ведь так они по крайней мере не рискуют стать заложниками конфликта интересов двух компаний.
Между тем власти собираются лишить нас права выбора в этом вопросе. На рассмотрении Минфина находится законопроект… запрещающий пострадавшим в ДТП обращаться за возмещением к страховщику виновника, если авария может быть урегулирована по ПВУ. Иначе говоря, всех автовладельцев силком загонят в европротокол вне зависимости от их мнения о его эффективности в наших условиях.
“Ждите, автоинспектор выехал”
А СКОЛЬКО водителей за год решились оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД? По приблизительным подсчетам экспертов страхового рынка (официальной статистики нет) всего 1.000-1.500 на всю Россию. В то время как гаишники за тот же срок зафиксировали более 203.000 дорожных происшествий. Удивляться нечему. По данным независимых экспертов, даже из мизерного числа автомобилистов, рискнувших оформить ДТП по упрощенной процедуре, почти половине было отказано в выплате возмещения. Причем на законных основаниях.
– Основная проблема в том, что водители неправильно оформляют документы, – объясняет руководитель проекта “Европротокол” РСА Андрей Юрьев. – Если в бумагах допущены ошибки, страховщик вправе не выплачивать компенсацию.
Есть и другая причина. Это лимит ущерба в 25.000 рублей, при котором можно оформлять ДТП без гаишников. Даже профессионалы-оценщики на глазок затрудняются точно определить стоимость ремонта поврежденной машины. Что же говорить о простых автолюбителях. Но если позже выяснится, что реальный размер убытков превысил 25.000 рублей, то недостающую сумму придется требовать уже не со страховщика, а с самого виновника аварии. При этом потеряешь если не деньги, то время и нервы. Поэтому водители, даже чуть “поцеловавшись” бамперами, чаще всего не вспоминают про европротокол, а дожидаются сотрудников автоинспекции.
Кирилл САЗОНОВ
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон