Рубрики

Федор ДОБРОНРАВОВ: “Всегда уступаю дорогу дуракам”

15:57 15-10-2014

Зрители чаще всего воспринимают его как комедийного актера. Однако в жизни Федор Добронравов очень серьезный и целеустремленный человек. Основными чертами его характера можно назвать верность традициям и консерватизм, которые проявляются и в общении с людьми, и на дороге.

Зрители чаще всего воспринимают его как комедийного актера. Однако в жизни Федор Добронравов очень серьезный и целеустремленный человек. Основными чертами его характера можно назвать верность традициям и консерватизм, которые проявляются и в общении с людьми, и на дороге.

Заводской парень

Именно так он себя называет. Ведь на театральные подмостки Федор попал буквально из заводского цеха. Причем переход этот оказался очень сложным. Ему приходилось многократно пробивать “головой стену”.

– Я работал в Таганроге на “Красном гидропрессе” и “Красном котельщике” – был слесарем-сборщиком механосборочных работ, электриком, потом перешел на мебельный комбинат оператором лаконаливочной машины... А поскольку с детства мечтал стать актером, то в свободное время играл в самодеятельности, танцевал в народном ансамбле танца, занимался в цирковой студии при заводе... И многократно пробовал штурмовать московские училища. Первым было цирковое, где мне сказали, что я слишком молод. Моими кумирами тогда были клоуны Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров… Я вернулся в Таганрог, меня забрали в армию, попал в ВДВ и очень этим гордился. В те времена служить в армии было престижно, а тех, кто пытался “откосить”, не уважали. Навыки, полученные в воздушно-десантных войсках, выручают меня всю жизнь. Например, там меня научили управлять разными видами транспорта.

– После армии желания стать актером не убавилось?

– Наоборот! Я каждый год приезжал поступать в Москву и возвращался ни с чем, пока мне не пришла мысль поступить в Воронежский институт искусств. Меня приняли, и мы с товарищами организовали там Воронежский молодежный театр. В нем-то меня и заметили, когда однажды “Сатирикон” приехал к нам на гастроли. Из восьми актеров театра троих, и меня в том числе, пригласили в Москву. Следующие пятнадцать лет в “Сатириконе” оказались счастливейшими – я работал с лучшими режиссерами и партнерами.

Скетчи – мечта каждого актера

Добронравов стал одной из визитных карточек популярного скетч-шоу “6 кадров”. Говорит, что здесь ему дали возможность полностью раскрыться как актеру.

– Истории, которые разыгрываются в “6 кадрах”, предварительно проходят “тестирование”, например, на близких или друзьях?

– Никаких проверок нет, сплошная импровизация: текст приносят за несколько минут до того, как мы должны его произнести. Мы все очень давно знакомы. С Сергеем Дороговым дружим тридцать лет еще со времен воронежского театра. С Галей Даниловой – двадцать пять, вместе служили в “Сатириконе”. С Сашей Жигалкиным и Эдиком Радзюкевичем – пятнадцать, озвучивали передачу “Сам себе режиссер”. Очень хорошо чувствуем друг друга, доверяем, и это помогает в работе. Хотя, по правде говоря, мы просто дурачимся, тем более что над нами нет никакого начальства – мы всегда сами решали, кто из нас сегодня будет прибалтом, грузином, заикой или бомжом. Первое время были какие-то попытки контроля, но потом продюсеры канала увидели, что у нас здорово получается, и перестали нас “пасти”. А мы собирались, дурачились, получая удовольствие, и расходились. Для актера такая работа в радость.

“Мне нравится дурачиться, получая от процесса
удовольствие. Это самая приятная для актера работа”.

– Почему тогда недавно покинули проект?

– Я действительно уже не снимаюсь в “6 кадрах” и возвращаться не собираюсь. Отработал там десять лет и понял, что уже седой и почти лысый человек, пора уходить. Я сторонник того, что покидать проект надо на пике внимания публики, тогда воспоминания зрителя о тебе будут приятными, а не ждать, когда скажут вслед: “Да сколько можно играть, давно пора было закрыться!” А ребята продолжают сниматься. Мне же остается радоваться, что я имею отношение к уже выпущенным семи тысячам скетчей. Представляете, сколько нами было сыграно персонажей?

– У вас есть какие-то собственные актерские приемы, которые позволяют настроиться перед выходом на сцену, войти в роль?

– Все эти “подготовки” меня настораживают. Мне доводилось работать с великими актерами, и ни один из них не просил: “Оставьте меня на пятнадцать минут для вхождения в образ!” Когда я играл в одном спектакле с Евгением Евстигнеевым, он на моих глазах переключался в другое состояние и превращался в незнакомого человека. Это волшебство. Такую же картину наблюдал на съемках, работая рядом с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих. Они за долю секунды становились другими людьми.

– Вы очень востребованы и в кино, и в театре, а чего вам не хватает в профессии?

– Хотелось бы больше серьезных ролей в кино. В театре мне повезло с репертуаром – и в “Сатириконе”, и в Театре сатиры, где я сейчас служу, и в антрепризных спектаклях... А в кино сейчас от многого комедийного отказываюсь в ожидании хорошей работы, для которой, как мне кажется, я готов. Хотя, может быть, ошибаюсь и лучше всего у меня получается именно смешить?

– У вас не возникает ощущения, что сфера культуры в России, да и, наверное, в мире все больше склоняется в сторону развлечения и отдыха, публике не дают повода подумать о серьезных вещах?

– Полностью согласен. Но актер в этой ситуации беспомощен – он играет то, что ему предлагают. Нас заставляют “отдыхать”, но кто этим руководит – не знаю. Судя по театральным работам, я, как актер, могу сказать, что сегодня душевная ниша, где зритель на спектакле может не только посмеяться, но и поплакать, погрустить, пофилософствовать, представлена мало. У меня есть несколько ролей в театре, где я это буквально чувствую: молчишь на сцене, и тысячный зал молчит вместе с тобой. В этот момент актеру ничего делать не надо – зрители хотят помолчать и подумать, а не смотреть на шоу и какое-то безудержное веселье. Конечно, есть время и для того, и для другого, но сейчас в жизни много грустного и смеяться не хочется.

– Вы еще успеваете озвучивать мультфильмы. Это тоже работа или что-то вроде хобби?

– Мультяшные герои – это игра и кривлянье. Не все актеры соглашаются озвучивать мультики, но я обожаю это делать! Одна из новых работ – “Кот Гром и заколдованный дом”, а тронула за душу моя роль в “Колобке”.

“Хотелось бы побольше серьезных ролей. Например, в фильмах по произведениям классиков...”

– И это слова актера, который только что сетовал на отсутствие серьезных ролей!

– Это совсем другой “Колобок” – от Владлена Барбэ, философский, и музыка в этом фильме замечательная. Поскольку с российским кинопрокатом беда и фестивальные фильмы, а тем более мультфильмы, публика не видит, я вкратце расскажу сюжет. Колобок ушел от дедушки с бабушкой, по всем известным героям прошел и пришел в тупик. Шел по рельсам, какая-то тайга вокруг, снег идет и рельсы закончились. Решил вернуться домой, но по дороге увидел, что все изменилось: медведь умер, волк промышляет на свалке, лиса в доме престарелых, заяц где-то потерялся. Пришел к дому, а там и его дедушка с бабушкой умерли. Грустный Колобок, небритый, слышит вдруг, как кто-то его зовет. Бросился туда, а это, оказывается, другие молодые бабушка и дедушка радуются, подкидывая вверх другого молодого и румяного Колобка. А наш герой остается в раздумье: куда он ходил и зачем и стоило ли вообще? Этот мультфильм мы озвучили вместе с моим старшим сыном и Эдиком Радзюкевичем. Работа хорошая, но сколько таких работ по архивам лежит сегодня и никто их не знает?


Добродушный водитель

Водительские права он получил в 15 лет в секции ДОСААФ и сразу начал гонять на купленном родителями мотоцикле “Восход”. Но потом вдруг бросил.

– Только в начале 90-х я вспомнил уроки вождения, а машину буквально получил в дар – ее по доверенности отдал мне актер театра “Сатирикон” Володя Большов. Это была “21-я” “Волга”, доставшаяся ему от отца. Машина долго стояла в гараже без дела. Когда Володя купил себе новый автомобиль, “Волгу” отдал мне. Спустя много лет я точно так же отдал ее другому человеку, и сейчас она, возможно, где-то еще ездит. Просто замечательная машина! А тогда никто из гаишников не верил, что она сможет пройти техосмотр – в таком она была состоянии. Но я отогнал “Волгу” к друзьям под Тулу, где мне ее полностью перебрали и покрасили в родной небесно-голубой цвет. Восстановили весь хром на кузове, салон и сиденья перетянули новой кожей. Даже радиоприемник поменяли на современную стереосистему. Кроме того, я ее модернизировал – поставил двигатель от “24-й”, карбюратор от “Жигулей”. Так что автомобиль был просто великолепным во всех отношениях. Правда, была у “Волги” одна особенность – она никогда не тормозила с первого раза. На педаль тормоза надо было нажимать трижды… Тормоза я неоднократно пытался починить, но безуспешно. Поскольку по манере вождения я не “шумахер”, то серьезных проблем у меня, к счастью, не возникало. Приноровился.

Федор никогда не гнался за дорогими и престижными автомобилями. Даже в кино.

– И в неприятные ситуации на ней не попадали?

– Ни разу! Однажды произошел забавный случай. Сработал предохранитель, который в случае короткого замыкания выключает почти всю электрику, а я этого не заметил. Еду поздним вечером по Бережковской набережной, темно, меня останавливает инспектор, а я недоумеваю, в чем дело – казалось бы, ничего не нарушил. А он говорит: “Эй, ты чего плывешь здесь, как подводная лодка? Предъяви документы!” Оказывается, я ехал в полной темноте без габаритных огней! В другой раз сотрудник ГИБДД остановил меня и прямо на проезжей части предложил продать автомобиль, посулив немалые деньги. Я отказался – мне и самому моя красавица нравилась! В ней остался тот удивительный аромат автомобилей, знакомый с детства, как в машине моего отца или в такси. Казалось бы, новая отделка в салоне, а запах держится. Я все пытался понять, в чем секрет. Может быть, дело в том, что в автомобилях того времени не было серьезной изоляции между двигателем и салоном? В любом случае для меня это был запах романтики и приключений. Сейчас машины так не пахнут.

– В комедии “Тариф новогодний” ваша роль обозначена как “добродушный водитель в автопарке”. А какой вы водитель в обычной жизни?

– Спокойный. Стараюсь ездить по правилам, не лихачу, иногда в спешке превышаю скорость и, что делать, оплачиваю штрафы. Считаю верным правило “уступи дорогу дураку” и всегда им пользуюсь – когда на дороге тебя начинают притирать, пытаются обогнать, лучше пропустить кого-то, чем ругаться. Доедешь в сто раз быстрее! Водить машину очень люблю. Правда, в последнее время часто езжу в качестве пассажира, потому что в пути приходится либо учить текст, либо спать. Я водителем становлюсь, когда надо съездить в Таганрог или на дачу.

“Чтобы перевоплотиться в другой образ, хорошему актеру требуется одно мгновение”.

– Что кроме надежности цените в автомобиле?

– Я не гонюсь за машинами, которые стоят невероятных денег только из-за каких-то опций и престижного бренда. Для меня главное, чтобы автомобиль был практичным, ездил так, как мне нравится. Очень дискомфортное ощущение, когда на трассе надо совершить обгон, ты жмешь на газ, а автомобиль живет своей жизнью – не хватает “лошадей”, чтобы обогнать вовремя. Считаю, что машина должна выбираться под человека, который водит так или иначе. Мне по душе, чтобы она была довольно резвой и выносливой. Вопросы престижа меня абсолютно не волнуют. Я купил себе “Volkswagen Tiguan” и езжу спокойно – меня он полностью устраивает.

– А были за рулем ситуации, которые вас рассмешили?

– Был один случай. Правда, смешным он больше показался окружающим, чем нам с женой. Тогда у меня был “Nissan Qashqai”. Мы отъехали от Таганрога километров на сто и под Ростовом решили заправиться. С нами был Гектор – маленький щенок породы хаски. А когда уже залили бензин, мы с женой вышли из работающей машины, а собака осталась внутри и случайно нажала лапой на кнопку блокировки дверей. Автомобиль закрылся, и все – делай что хочешь! Я попытался всячески стимулировать щенка, чтобы он снова нажал на ту же кнопку – купил колбасы и стал манить его, поймал поблизости кошку и показывал ее ему через окно... Все без толку: собака носится по салону, лает, а машина заперта. Но главное, место людное – неудобно, народ собрался, все меня узнают, дают советы… В общем, пришлось разбить заднее стекло. Потом закрыли его подушками и так добрались до Москвы. Окружающие нас на стоянке люди тогда, наверное, хорошо повеселились...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: