Рубрики

“Формула 1” ищет выход из кризиса

16:08 19-11-2015

Международная автомобильная федерация объявила о запуске тендера на выбор независимого поставщика моторов для команд «Формулы 1». Появиться такой должен уже в 2017 году.

Международная автомобильная федерация объявила о запуске тендера на выбор независимого поставщика моторов для команд "Формулы 1". Появиться такой должен уже в 2017 году.

ПОДОБНЫЙ шаг со стороны FIA – отчасти признание собственных ошибок, допущенных при переходе на новый регламент. С 2014 года команды "Ф 1" используют гибридные турбированные V6 объемом 1,6 литра. На таких изменениях настояли производители, заинтересованные в продвижении собственных "зеленых" технологий. Однако с переходом на новые моторы "Ф 1" столкнулась с рядом проблем.

Во-первых, силовые установки оказались слишком дорогими. Производители, дабы добиться преимущества над соперниками, потратили в общей сложности несколько сот миллионов евро. Это сказалось на финансовом состоянии частных команд, которые вынуждены приобретать моторы по заоблачным ценам, предложенным концернами. В первом сезоне после изменения регламента было всего три поставщика – "Mercedes", "Ferrari" и "Renault". Стоимость предложенных ими моторов вынудила частные коллективы увеличить бюджеты, и в итоге с финансовой нагрузкой не справились два из них. "Caterham" оказалась закрыта, а "Marussia" после начавшейся процедуры банкротства едва смогла пережить зиму лишь благодаря тому, что в феврале были найдены новые инвесторы.

Во-вторых, производителям сразу досталось много власти. В регламенте не прописано, сколько каждый из них обязан обслуживать команд, и FIA не может заставить каждого поставщика в отдельности работать с тем или иным коллективом. В результате в сложнейшее положение попала "Red Bull Racing". Захотев отказаться от сотрудничества с "Renault", команда не смогла договориться ни с одним другим производителем.

У "Mercedes" и "Ferrari" есть собственные команды в чемпионате, "Honda" работает в плотной связке с "McLaren", а "Renault" вот-вот вновь возродит заводской коллектив на базе "Lotus". Ни одному из производителей, у которых есть готовые моторы, не выгодно работать с "Red Bull" – у нее столь сильный технический штаб, что подобное сотрудничество неминуемо приведет к прямому соперничеству "основных" команд поставщиков с очень хорошо экипированным клиентом. Именно поэтому единственное предложение, которое сейчас доступно "Red Bull" – это получить моторы "Ferrari" устаревшей спецификации.

Альтернативы у "быков" просто нет. Даже если руководство компании договорится с любым другим (новым для "Ф 1") автопроизводителем о сотрудничестве, тому потребуется как минимум два года, чтобы разработать и построить свою силовую установку – настолько сложны технологии.

То, что у производителей в руках оказался столь мощный инструмент влияния на "Ф 1", не устраивает ни FIA, ни держателя коммерческих прав – компанию CVC и управляющего делами чемпионата Берни Экклстоуна. В конце концов, сейчас речь идет о том, что "Red Bull" не сможет выступить в следующем чемпионате по причине, что у команды банально нет моторов.

Больше того, FIA официально сообщила о том, что пыталась установить планку максимальной стоимости моторов для клиентских команд, но этот шаг был заблокирован "Ferrari". У итальянцев есть исключительное право вето при обсуждениях подобного рода вопросов в силу исторических договоренностей между руководством компании и организаторами серии. Понять мотивы “Скудерии” тоже несложно. Она в случае установления подобной планки просто потеряет часть прибыли. Удивило экспертов другое – то, что FIA, предав историю огласке, фактически пошла на конфликт с "Ferrari", несмотря на то что ранее всегда считалась ее союзником. Это может свидетельствовать о решительности намерений FIA.

Теперь в "Формуле 1" появится альтернативный поставщик моторов. Причем сами двигатели будут концептуально отличаться от тех, которые используются командами сейчас. Речь идет о более простых моторах, разработка и производство которых не займет много времени.

Вариантов несколько. Один из них – возвращение использовавшихся ранее атмосферных V8 объемом 2,4 литра. Кроме того, в прессе называется и иная конфигурация – 2,2-литровые V6 с двойной турбиной. В любом случае главная задача организаторов чемпионата состоит в том, чтобы новые “альтернативные” моторы были более дешевыми, простыми в обслуживании и надежными, но при этом схожими с нынешними по своим мощностным характеристикам.

Один из наиболее вероятных кандидатов на постройку подобных моторов – частная британская компания "Cosworth", которая на протяжении многих десятилетий обслуживала команды "Ф 1", поставляя им максимально дешевые, простые, но в то же время мощные и надежные силовые установки. Она была представлена в чемпионате вплоть до вступления в силу нового технического регламента, но затем просто не могла соперничать с автопроизводителями в финансовой гонке вооружений.

Очевидно, что действия FIA – это попытка помочь "Red Bull" выбраться из сложившейся ситуации, но проблема в том, что действия эти слегка запоздали. "Альтернативные" моторы появятся в "Ф 1" не ранее сезона-2017. Для того чтобы утвердить столь масштабные изменения в регламенте уже в 2016 году, потребуется согласие всех команд, и, конечно, любая такая попытка будет заблокирована руководством коллективов, принадлежащих автопроизводителям.

Таким образом, проблема "Red Bull" вроде бы по-прежнему не решена. Двигателей для сезона-2016 у команды все еще нет. Но теперь у производителей есть хотя бы повод для раздумий: либо предоставить моторы "быкам" сейчас и заставить FIA изменить планы, либо лишиться всех потенциальных клиентов через год, когда у них, в свою очередь, появится дешевая альтернатива. Само собой, частным командам будет выгоднее приобретать моторы у той же "Cosworth", чем раскошеливаться на сверхсложные и дорогие силовые установки от "Mercedes", "Ferrari", "Honda" или "Renault".

Напряжение вокруг ситуации с моторами для "Red Bull" нарастало в последние несколько месяцев, и многие открыто критиковали федерацию за то, что она оставалась в стороне от конфликта. Тем не менее теперь FIA показала, что готова на решительные меры. Раньше многие эксперты высказывали сомнения в том, что федерация пойдет на изменения в регламенте – это означало бы признание того, что курс был выбран неверный. Но план с "альтернативными" моторами может застраховать ее даже от имиджевых потерь. Производители все еще будут иметь возможность продвигать в "Ф 1" гибридные технологии, но теперь уже – не за счет клиентских команд.

Плохо во всей этой истории лишь то, что одна из таких команд не пережила прошлую зиму, а еще две – принадлежащие "Red Bull" – могут покинуть серию уже в будущем году.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: