Как и почему изменился облик самых быстрых машин планеты
В начале февраля команды “Формулы 1” одна за другой начали представлять свои новые болиды. Внешний вид машин вновь изменился. И вновь не в лучшую сторону. Некоторые даже успели окрестить это поколение автомобилей самым “уродливым” за всю историю чемпионата.
ВСЕМУ виной – ступенчатые носы новых болидов. Первым публике был представлен “Caterham CT-01”. Фотографии машины появились в январском номере ежемесячника “F1 Racing” и произвели настоящий фурор. Два горба за заостренным носом породили необычные ассоциации – машину даже нарекли “крокодилом”. Впрочем, спустя несколько дней стало ясно, что “CT-01” отнюдь не одинок в своем непритязательном дизайне.
Больше других поразил внешний вид новой “Ferrari”. Если горбатыми носы получились у большинства новых автомобилей, то передняя часть F2012 получилась особенно неэстетичной. По слухам, впервые увидев автомобиль, лидер команды пилот Фернандо Алонсо был шокирован. Над носом “Ferrari” будто работали топором. Злые на язык журналисты и эксперты даже сравнили этот болид не с крокодилом, а с конструкцией из компонентов “Lego”. Дополняют угловатый образ “F2012” огромные торцевые пластины переднего крыла – спойлер машины будто держится на двух лопатах.
Из восьми автомобилей, представленных до начала первой официальной тестовой сессии в Испании, семь оказались “горбатыми”. Самым эстетичным из них эксперты и журналисты признали новый “Sauber C31” – просто из-за того, что нос его выкрашен в черный цвет и ступень оттого не столь заметна.
Хотели как лучше…
ПРИЧИНА повального уродства – в новых правилах. Международная автомобильная федерация, принимая поправки к регламенту, руководствовалась исключительно благородными целями. В последние годы конструкторы команд старались задрать носы автомобилей как можно выше, чтобы как можно больше воздуха попадало под днище машины. В FIA сочли тенденцию не слишком хорошей, и ограничили максимально допустимую высоту передней части автомобиля. По новым правилам – она не должна быть выше 550 мм. Раньше носы могли быть задраны на все 625 мм.
По мнению экспертов технической рабочей группы FIA высокие носовые обтекатели представляют опасность при авариях. Инженеры федерации сочли, что в случае столкновения машин друг с другом, обломки от “высоких” носовых обтекателей могут полететь непосредственно в пилота. С “низкими” носами вероятность подобного меньше.
Регламент обязывает команды занижать только часть носового обтекателя – не выше 550 мм корпус машины должен быть лишь до начала передней подвески, а в ее районе разрешены “старые” 625 мм. В FIA полагали, что команды автоматически занизят носы на всем протяжении от кокпита до кончика, но ошиблись. Большинство конструкторов все-таки согласились пожертвовать аэродинамикой, вместо того, чтобы полностью пересмотреть концепцию передней части своих автомобилей.
В итоге многие взяли за основу конструкции прошлого года, и просто “вырубили” ту часть, которую сделал невозможной новый регламент. Как пояснил технический делегат FIA Чарли Уайтинг, подобное произошло потому что многие инженеры просто не захотели пересматривать конструкцию передней подвески. Занизив нос на всем его протяжении, специалистам пришлось бы создавать узел заново.
Возможно, подобной ситуации удалось бы избежать, если бы FIA не внесла и еще одну поправку в регламент. Согласно новым директивам федерации, ни одна из машин в этом году не могла участвовать в официальных тестовых сессиях, не пройдя краш-тест. Раньше команды могли затягивать с этой процедурой вплоть до начала чемпионата, начиная тесты с экспериментальными моделями и лишь затем усиливая шасси. На сей раз времени на эксперименты не было.
Еще одна тенденция этого года – многие команды лишь подогнали прошлогодние машины под новые правила. Самый показательный пример – “Lotus E20”. Команда, окончательно избавившаяся в межсезонье от имени “Renault”, просто обрубила прошлогодней “R31” нос и по-другому расположила выхлопные трубы. В остальном новая машина по крайней мере внешне ничем не отличается от старой. Кроме, опять же, пресловутого уродливого носа. Многим показалось выгоднее просто вырезать ступень на переднем обтекателе, чем перекраивать все чертежи, – начинать все с чистого листа, имея в запасе столь небольшой промежуток времени на разработку, оказалось слишком рискованно.
Репутация под угрозой?
“КАЖЕТСЯ, все согласны, что эти машины, черт возьми, уродливы”, – самым резким критиком новых правил выступил Пол Хэмбри, глава спортивного подразделения компании “Pirelli”, поставляющей покрышки командам “Ф 1”. Представители самих “конюшен” были менее категоричны, но даже в их политкорректных речах заметны нотки недовольства той ситуацией, в которой они оказались. “Это, конечно, не самая красивая машина на свете, – сказал в ходе презентации “Ferrari” президент марки Лука ди Монтедземоло. – Но если она сможет выигрывать гонки – никаких проблем”.
Главный вопрос, который волнует практически всех в паддоке, – скажется ли внешний вид новых машин на имидже чемпионата. “Мой сын подошел ко мне и сказал: “Пап, они страшны, как свиньи”, – рассказал журналистам Хэмбри. – Ему наплевать на технический регламент. Ему 16 лет, и он говорит, что думает. Я полагаю, люди, которые не следят за гонками внимательно и не понимают причин, почему произошли эти изменения, скажут то же самое”. Многие опасаются, что новый облик машин оттолкнет потенциальных спонсоров и рекламодателей.
Исправить ситуацию оперативно уже не получится. На старт “Гран-при Австралии” в Мельбурне выйдут два десятка “крокодилов” и “утконосов”. FIA уже рассматривает пути выхода из ситуации, однако все что в силах федерации сейчас – изменить технические требования к сезону-2013. Поколение горбатых машин исправит только завершение нынешнего сезона…
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон