Рубрики

“Формула 1”: возвращение турбо

Формула 1” меняет правила


Долгие дебаты по поводу нового технического регламента "Ф 1", похоже, подошли к концу. "Большие призы" все-таки перейдут на маленькие моторы.

ЗА ПРОШЕДШИЙ июнь регламент "Формулы 1" успел круто измениться дважды. В начале месяца Международная автомобильная федерация (FIA)утвердила переход с 2013 года на 1,6-литровые рядные четверки, а несколько недель спустя свои поправки внесла специальная комиссия "Ф 1", постановив, что использоваться будут V6 того же объема, – но лишь начиная с сезона-2014. Как и ожидалось, из регламента будет убран пункт, запрещающий применение турбонаддува. Нынешние атмосферные V8 объемом 2,4 литра совсем скоро окажутся под запретом.


Малолитражная "Ф 1"


САМА идея перехода "Формулы 1" на малолитражные моторы принадлежит Максу Мосли. Экс-президент FIA в конце эры своего правления предложил перевести все главные чемпионаты планеты на практически стандартные моторы. Это позволило бы производителям, которые во время кризиса один за другим закрывали свои спортивные программы, не тратить лишние средства на разработку моторов при переходе из одной серии в другую.

Идею Мосли называли утопической, ее критиковали, но в итоге, даже оставив президентское кресло, он все равно одержал верх. Два чемпионата мира – WRC и WTCC – с этого года перешли на новый регламент. И в том, и в другом первенстве автомобили теперь оснащаются рядными турбированными четверками, объемом 1,6 литра – и это уже помогло сэкономить BMW. Баварцы, разработав мотор для своих клиентов в WTCC, затем оснастили им же раллийный "MINI Countryman".

Выбор конфигурации двигателя обусловлен современными тенденциями в автомобилестроении. Все большим спросом – особенно в Европе – пользуются малолитражки, и с имиджевой точки зрения многим производителям выгодно использовать двигатели небольшого объема и в автомобильном спорте. В разработке нового унифицированного регламента принимали участие руководители и инженеры спортивных подразделений ведущих марок, и согласно плану к 2013 году новые технические требования должны были вступить в силу во всех чемпионатах мира вместе с "Формулой 1".

Берни Экклстоун (на фото справа) был одним из противников перехода
на малолитражные моторы, но в итоге автопроизводители и FIA настояли на своем.

С того момента, как идею о переходе на 1,6-литровые моторы озвучил Мосли, прошло чуть более двух лет, и в начале июня FIA, казалось, окончательно воплотила идею своего бывшего президента в жизнь. На заседании Всемирного совета по автоспорту, который прошел 3 июня в Барселоне, регламент был утвержден. "Формула 1" вслед за WTCC и WRC должна была перейти на рядные турбированные четверки. Но не перейдет...


Встреча в Хитроу


ПРОТИВ перехода высказались те, ради кого, по сути, он и затевался – автопроизводители. Подобные изменения не принесут практически никаких маркетинговых выгод двум главным игрокам в мире "Ф 1" – "Mercedes-Benz" и "Ferrari". В частности, итальянцы просто не строят для своих дорожных автомобилей рядные "четверки", и действующий регламент с точки зрения маркетинга им ближе.

Воспротивились переходу и в "Cosworth". Британская компания, поставляющая двигатели трем командам "Ф 1", не в состоянии подготовиться к настолько масштабным изменениям в столь сжатые сроки. Фактически из четырех действующих производителей моторов, работающих с командами чемпионата мира, линию FIA поддержала только "Renault". Причем поддержала в ультимативной форме – пригрозив федерации уйти из "Ф 1" вообще, если та в конце концов откажется от перехода под давлением других производителей. Руководитель "Renault Sport" Жан-Франсуа Кобе заявил, что его компания, получив гарантии от FIA, уже потратила на разработку нового мотора около $10 млн и не в силах отказаться от проекта.

Компромисс пришлось искать в самый последний момент. 22 июня в лондонском аэропорту "Хитроу" собралось экстренное совещание комиссии "Формулы 1", в которую вошли представители FIA, команд, спонсоров, моторостроителей и владелец коммерческих прав Берни Экклстоун. Наложить вето на решение федерации комиссия могла до 30 июня, и в итоге это было сделано.

Переход в 2006 году с трехлитровых V10
на моторы V8 объемом 2,4 л многими был
воспринят критически – однако вскоре
двигатели в “Ф 1” станут еще меньше.

Стороны сошлись на том, что регламент "Формулы 1" останется уникальным. Переход на рядные четверки был заблокирован, но настоять на сохранении нынешних объемов двигателей "Mercedes-Benz"и "Ferrari" не смогли – в результате был выбран усредненный вариант: 1,6-литровые моторы V6 с турбонаддувом. Обороты при этом будут ограничены на отметке 12.000 в минуту, а расход топлива сократится примерно на треть. Благодаря турбонаддуву мощность останется примерно на том же уровне, что и сейчас – около 750 л.с.


История вопроса


ТУРБИРОВАННЫЕ моторы вернутся в "Ф1" после более чем четвертьвекового перерыва. Впервые они появились в чемпионате мира в 1977 году, причем на эксперимент тогда решились как раз в "Renault". Совсем скоро преимущество подобных технологий стало очевидным – инженерам удалось решить проблемы с надежностью, и турбированные моторы начали выигрывать гонки, а затем и чемпионаты. Но мощности росли – к концу 80-х моторы могли развивать уже более 1.000 л.с., и FIA в угоду безопасности в 1989 году решила запретить использование наддува.

После этого с каждым годом регламент оставлял все меньше свободы инженерам. Если в начале 90-х годов моторостроители могли выбирать между различными вариантами компоновки, то затем было введено ограничение на количество цилиндров и даже угол развала.

С 1995 года максимальный объем двигателя был ограничен тремя литрами, а в 2006 году вступили в силу те правила, которые действуют сейчас – V8 объемом 2,4. "Формула 1" начала избавляться от больших моторов, и в 2014 году этот процесс будет завершен.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: