Как изменится топовый чемпионат через несколько лет
“Формула 1” стоит на пороге очередной технической революции. Уже через два года чемпионат мира может кардинально измениться с переходом на новые двигатели.
ТЕХНИЧЕСКАЯ рабочая группа международной автомобильной федерации по моторам, которую возглавляет бывший инженер “Ferrari” Жиль Симон, уже сформировала основные положения будущего регламента. Велика вероятность, что через два с небольшим года “Ф 1” перейдет на турбированные двигатели объемом 1,6 л.
Предыдущие смены технического и спортивного регламентов чаще всего были обусловлены стремлением FIA сократить затраты команд, а кроме того, повысить количество обгонов. Грядущая же революция продиктована, скорее, стремлением соответствовать современным тенденциям: как и мировой автопром, “Формула 1” стремится к меньшим объемам моторов и экологичности.
Предполагается, что V-образные “восьмерки” объемом 2,4 л, которые в 2006 году пришли в чемпионате мира на смену трехлитровым V10, теперь уступят место рядным “четверкам” с турбиной с давлением наддува три атмосферы. Их мощность будет составлять около 600-650 л.с. вместо нынешних 750-800 сил.
С основными положениями предложений рабочей группы FIA согласны почти все руководители заводских команд. Единственное исключение – “Ferrari”. В Маранелло настаивают на варианте V6 объемом 1,8 л – ведь итальянцы никогда не производили рядные “четверки”. Тем не менее уже понятно, что сокращению объемов быть.
Таким образом, мировой автомобильный спорт еще ближе подберется к осуществлению идеи, озвученной бывшим президентом FIA Максом Мосли, о переходе всех мировых чемпионатов на одинаковые двигатели. Уже в сезоне-2010 турбированные двигатели объемом 1,6 л (правда, меньшей мощности) будут стоять на автомобилях раллийного первенства WRC. Возможно, к 2013 году на них перейдет и кузовной чемпионат мира WTCC.
Увеличится и ресурс моторов “Формулы 1”. Если сейчас на один сезон у команды есть право использовать восемь двигателей на каждой из двух своих машин, то с сезона-2013 количество силовых агрегатов будет ограничено до пяти. То есть один мотор должен будет выдержать дистанцию четырех гоночных уик-эндов, а это – вместе с тренировками и квалификацией – составляет 2.500 км. Такого в истории “Ф 1” еще не было.
Возвращение KERS
ОТДЕЛЬНАЯ тема для разговора – развитие систем рекуперации кинетический энергии KERS. Принцип работы таких устройств основан на накапливании энергии, высвобождающейся при торможении, и последующем ее использовании в виде прибавки к мощности на протяжении определенного отрезка времени.
Два года назад “Формула 1” примеривалась к новой технологии. Перед сезоном-2009 практически все команды начали разрабатывать свои системы, однако лишь две – “Ferrari” и “McLaren” – использовали их затем в гонках на протяжении всего чемпионата. Еще две – “Renault” и BMW – после первых гонок от своих KERS вынуждены были отказаться. При регламенте 2009 года преимущества от использования системы нивелировались ее громоздкостью. Батарея в 40 кг не позволяла инженерам найти оптимальную развесовку автомобиля. Прибавка же в мощности была незначительной – около 70 л.с. на протяжении 6,7 с на каждом круге. Плюс ко всему, в невыгодном положении оказались “тяжелые” пилоты. Поэтому, например, в BMW на автомобиле Роберта Кубицы KERS не применялась ни в одной из гонок, а “легкий” Ник Хайдфельд имел возможность пользоваться этой системой.
В итоге благая идея FIA подверглась резкой критике со стороны команд. Формально они могли использовать KERS и в сезоне-2010 (регламентом такая возможность предусмотрена), однако еще до начала работ над новыми машинами боссы формульных “конюшен” договорились, что не станут тратить деньги на продолжение разработок.
И все же именно сами команды попросили FIA вернуться к вопросу о KERS. Дело в том, что, согласно решению Всемирного совета по автомобильному спорту, со следующего года машины “Ф 1” будут весить 640 кг – на 20 кг больше, чем сейчас. Это должно компенсировать потери из-за громоздкости батареи.
В первую очередь в возвращении KERS заинтересованы заводские команды, которым выгоден образ “Формулы 1”, стремящейся к экологичности, применению гибридных технологий. И они готовы задешево продавать свои системы другим коллективам. А маленьким “конюшням” прямой резон купить KERS у больших коллективов, не тратя крупные средства на разработку собственной системы. В 2011 использование KERS по-прежнему будет добровольным, однако ожидается, что они появятся как минимум на половине автомобилей.
К 2013 году применение KERS станет обязательным. Мощность батарей к тому времени должна возрасти значительно. По оценкам рабочей группы FIA, прибавка будет составлять около 150 л.с. – причем пилоты смогут пользоваться ею на протяжении 30 с на каждом круге.
Рассматривается и вопрос более глубокого внедрения гибридных технологий: вполне возможно, что через два года на пит-лайн автомобили “Ф 1” будут двигаться только за счет электрической энергии.
И снова – про обгоны
НЕ ЗАБЫВАЕТ FIA и проблему обгонов. В этом плане ситуация должна улучшиться уже в следующем году. Помимо кратковременной прибавки в мощности за счет KERS пилоты получат возможность уменьшать угол атаки заднего антикрыла и соответственно повышать эффективность аэродинамики. Правда, не в любой момент гонки, а только при попытке обгона, когда отставание от идущего впереди соперника составляет менее секунды. При этом обороняющийся не вправе уменьшать угол атаки антикрыла. Возможность отыграться при помощи этой функции у обгоняемого появится уже на следующем круге. Таким образом, вполне возможно, в сезоне-2011 болельщики увидят затяжные дуэли, когда буквально на каждом круге пилоты будут меняться местами…
“Формула 1” станет тише?
КАК ВСЕГДА, критиков у новшеств хватает. Пилоты опасаются, что механизм, меняющий угол атаки антикрыла, может заклинить, а это небезопасно. В поворотах управлять машиной с “расправленным” крылом будет практически невозможно.
У команд вызывает опасения стоимость внедрения KERS. “Mercedes-Benz” в 2008 году потратил 70 млн евро на разработку системы для “McLaren”, а команда при этом не получила никакого преимущества перед теми, кто от KERS отказался изначально. Чемпионат в 2009 году выиграла частная команда Росса Брауна, чьи автомобили проектировались без учета возможности использования KERS.
Но больше всего критиков у “моторной” революции. По оценкам технической комиссии, “рядные” четверки, оборудованные KERS, будут раскручиваться всего до 12.000 об/мин. Это на треть меньше нынешних 18.000. А значит, автомобили “Формула 1” скорее всего утратят характерный визг, так любимый болельщиками чемпионата. Это, как представляется многим, и есть главный недостаток предлагаемых нововведений...
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон