Французская компания “Vinci” является крупнейшим оператором платных дорог в своей стране. В России она примет участие в строительстве начального отрезка магистрали от столицы до Солнечногорска. Видимо, чтобы убедить в своих возможностях, компания пригласила российских журналистов ознакомиться со своими методами работы.
ОСТАВИМ в стороне банальное повествование о том, что качество платных дорог во Франции гораздо лучше, чем бесплатных. Так – во всем цивилизованном мире. Можно много говорить о технической стороне вопроса, но есть и другой, не менее важный параметр. Сам подход к дорожному строительству.
Если у нас проектированием, постройкой, ремонтом и эксплуатацией занимаются разные компании, то во Франции за все это отвечает одна фирма, выигравшая тендер. А через 30 лет после сдачи магистрали в строй она обязана передать ее государству в первозданном (в смысле качества) виде. Впрочем, такая система существует во многих странах Европы. А у нас пока все это находится лишь в стадии обсуждения… Потому французы смогут использовать в России лишь свои технологии.
– Вы знаете, что наши чиновники, оправдывая скверное качество дорог, первым делом ссылаются на сложные климатические условия? – спросил я руководителя проекта “А89” Жан-Жака Лаказа.
– Поверьте, климат тут ни при чем, – сходу ответил он. – У вас он, конечно, хуже, но и у нас снег, чередующиеся заморозки и оттепели – тоже не редкость. Все дело в качестве используемых материалов и самого строительства. Вот, смотрите...
За окном микроавтобуса проплывает гигантская насыпь, по вершине которой ползают бульдозеры, самосвалы и прочая дорожная техника.
– Это основа будущей трассы, – продолжает месье Лаказ. – Местность здесь заболоченная, и чтобы полотно не проседало, пришлось сделать подушку толщиной около 14 метров. Если посмотреть в разрезе, то она напомнит вам слоеный пирог: несколько метров гравия различного диаметра, песок, гидроизоляция, снова плотно утрамбованный гравий...
– Трасса, которую мы строим в вашей стране, получит такую же подушку, – вступает в разговор Пьер-Ив Эстрад, генеральный менеджер Северо-Западной концессионной компании (СЗКК), половина акций которой принадлежит “Vinci”. – На разных участках ее толщина составит от 1,5 до 16 метров. Кстати, с учетом суровых российских условий мы закладываем особо жесткие требования к качеству песка и гравия. И если здесь толщина самого асфальта достигает 30 сантиметров, то в России она будет еще больше – до 35 сантиметров. И в его состав войдут особые полимеры, повышающие эластичность дорожного полотна при низких температурах. Причем верхний пятисантиметровый слой асфальта будет как бы расходным материалом – его можно менять при необходимости раз в пять-шесть лет.
Ликвидировать за три часа
ПО СОГЛАШЕНИЮ, заключенному с правительством Франции, “Vinci” не только строит платные трассы, но и обеспечивает их бесперебойную работу. Например, дорожники обязаны в течение трех часов после снегопада полностью очистить проезжую часть от снега и льда. В противном случае им грозят серьезные штрафы. Потому через каждые 20-30 км на магистрали располагаются небольшие базы со снегоуборочной техникой.
Аналогичное требование касается неисправных или аварийных машин: их дорожники обязаны убрать в течение 30 минут. По словам Жан-Жака Лаказа, с техцентрами, расположенными близ дороги, заключены контракты, и механики, получив вызов, незамедлительно вызжают на место ДТП.
По схожей схеме, как предполагается, станут работать и российские дорожники на новой платной магистрали. С автосервисами в Москве, Лобне, Зеленограде и Солнечногорске руководство СЗКК намерено заключить договоры о бесплатной для автомобилистов буксировке сломавшейся или аварийной машины на ближайшую охраняемую стоянку. Также предусмотрено создание нескольких пунктов, где будет дежурить коммунальная техника, необходимая для очистки трассы от снега.
Приятные перспективы, не так ли? Правда, французским дорожникам еще предстоит нелегкая и затяжная борьба с нашими чиновниками, но, будем надеяться, что и здесь они (французы) одержат победу. Другое огорчает, что речь пока идет о совсем незначительном участке платной магистрали. Есть надежда, что нечто похожее появится возле самого Питера и в районе Вышнего Волочка, где дорогу будут строить тоже частные инвесторы. А вот остальные сотни километров, которые должна построить госкорпорация “Автодор”...
Впрочем, не станем загадывать. Скоро все увидим своими глазами.