Рубрики

Гарантии качества получат не все трассы

Обязать дорожников, построивших магистраль отвечать за ее качество в течении всего срока ее службы – такова основная идея законопроекта, внесенного кабинетом министров на рассмотрение Госдумы. Кроме того, предполагается изменить принцип финансирования дорожного строительства.

СЕЙЧАС в подавляющем большинстве случаев за проектирование, строительство, ремонт и обслуживание дороги отвечают разные компании. В результате найти виновного в том, что на трассе появились ямы и колдобины практически нереально: ремонтники отсылают к строителям, строители к проектировщикам и т.д. Причем деньги на строительство или ремонт дорожники получают до начала работ.

Правительство предлагает изменить эту схему, введя так называемые контракты жизненного цикла (КЖЦ) на строительство дорог. Основная идея в том, что проектированием, стройкой, ремонтом и обслуживанием трассы в течение всего срока ее службы (в зависимости от категории дороги он составляет 10-30 лет) будет заниматься одна компания, выигравшая тендер. Причем деньги из бюджета эта фирма начнет получать равными долями в течение предусмотренного в контракте срока службы, и только после того, как трасса будет сдана в эксплуатацию. Кроме того, все огрехи, вызванные некачественным строительством, дорожникам придется устранять за свои средства.

Фактически чиновники намерены перенять опыт некоторых западных стран (например, Великобритании и Финляндии), где по такой схеме строятся и ремонтируется 80-90% дорог. За счет этого, полагают они, повысится качество трасс (дорожникам станет невыгодно делать брак) и снизятся расходы на трассы (их не надо будет постоянно ремонтировать).

Однако, полагают эксперты, в нашей стране такая схема вряд ли приживется. Дело в том, что согласно законопроекту у нас, в отличие от других стран, КЖЦ не будут обязательными: местные власти сами станут решать будет КЖЦ одним из условий тендера на строительство трассы или нет.

– Вряд ли чиновники станут делать КЖЦ одним из требования тендеров, поскольку бизнес не пойдет на такие условия – считает директор фонда "За европейскую безопасность российских автодорог" Евгений Малинин. Бизнес, – – Ведь фактически дорожникам придется вкладывать свои деньги в проектирование и строительство трассы, а потом ждать денег из бюджета. Работать по такой схеме смогут только крупные компании, да и то, если получат финансовые гарантии от государства.

Поделиться: