Рубрики

Где находится предел внедорожных возможностей легендарных SUV?

13:06 29-03-2017

Под Москвой есть два внедорожных полигона. Один принадлежит “Land Rover”, другой “Jeep”. Обычно сюда приезжают, чтобы поучаствовать в демонстрации превосходства техники над природой. Мы прибыли с обратной целью – застрять.

Непроходимость

Под Москвой есть два внедорожных полигона. Один принадлежит Land Rover, другой Jeep. Обычно сюда приезжают, чтобы поучаствовать в демонстрации превосходства техники над природой. Мы прибыли с обратной целью – застрять.


В нашем распоряжении были пятилитровый Range Rover Sport и трехлитровый Jeep Grand Cherokee. Оба бензиновые. Помимо того что мы хотели провести занимательный эксперимент и развенчать некоторые мифы, мы решили сравнить два подхода к экстремальной езде двух легендарных брендов. Возможно, даже поставить точку в бесконечном споре между поклонниками английской и американской оффроудной школ.


Провокация

Наш внедорожник не смог забраться на вершину холма. Он соскользнул с траектории и покатился вниз. По дороге его развернуло поперек и зажало между двух деревьев. Следующие четыре часа мы вместе с дежурившим неподалеку краном вынимали автомобиль из тисков. Не успокоившись, мы двинулись поперек склона заледеневшего русла реки. Машину стащило, заднее колесо ухнуло в яму, уперлось в препятствие, и внедорожник повалился на крышу. Следующие четыре часа нас выпиливали из заклинившей кабины разделочными ножами подоспевшие рыбаки. Не впадая в уныние, мы решили перевалить через огромную канаву. Заехав в нее передними колесами, мы переборщили с газом и зарылись по картер. Следующие сутки, порвав четыре троса, мы колесили по округе в поисках надежной рывковой стропы.



Себя тоже жалко

Именно таких приключений ждали от нас читатели – те, кто просил взять стандартный внедорожник, показать его максимальные возможности, нащупать край проходимости. Они подначивали, но явно не горели желанием выполнять подобные трюки на собственном транспорте, и я их понимаю. Современный автомобиль спроектирован таким образом, что его легко повредить. Впрочем, даже если вам не жаль внедорожника, вы обломаетесь по другой причине, вам будет жалко себя. Возможности полноприводных автомобилей выше, чем порог страха у их владельца. Возьмем, например, подъем в 45 градусов. Он выглядит как вертикальная стена, и 95 процентов водителей просто не решатся лезть в него ни на своей, ни на чужой машине. Или поперечный уклон в 40 градусов – он таков, что вы начинаете сваливаться со своего сиденья на соседнее и, забывая о геройстве, испуганно ищете по салону очки и телефон, провалившиеся черт знает куда. Но желание читателя – закон. Нам пришлось хотя бы попытаться.


> Возможности современных внедорожников ограничены страхом и глупостью их владельцев. И того и другого хватает с избытком...



Сорок четыре вида снега

Сперва мы прибыли на полигон Jeep Territory. С помощью инструктора (его звали Юрий) было найдено несколько препятствий, которые закрыты зимой для обычных клиентов ввиду повышенной экстремальности. Нам любезно разрешили. Юра подобрался к засыпанному снегом 60-процентному подъему. Поднял пневмоподвеску Grand Cherokee в крайнее положение, включил пониженную передачу, выставил тумблер SelecTerrain в положение “снег” и со спокойствием шахматного гроссмейстера двинулся вперед. Препятствие вовсе не выглядело так, что к нему можно было подъехать. Откровенно говоря, оно было похоже на бетонный забор в снегу. Юра пробивал колею на треть метра вперед и затем откатывался назад. Он делал это минут пятнадцать. Еще через десять минут я спросил: когда мы предположительно будем наверху? “Примерно через час или больше, – ответил инструктор. – Хотите, пока музыку включу?”


  Вытаскивать внедорожник можно только с помощью специальной рывковой стропы.
  Она в комплект не входит. Придется купить. Недешево.

 

Видя наше смятение, Юра не стал настаивать на саундтреке и прочитал нам лекцию о снеге: “В средней полосе России существует примерно сорок четыре вида снега, и каждый из них меняет свои свойства в зависимости от температуры, влажности и времени суток. Например, если утром вы спокойно проехали по целине при минус тринадцати, а к полудню потеплело до минус семи, то обратно, скорее всего, вы будете ехать в три-четыре раза дольше. Или еще интересный факт – есть такой тип снега, который даже при глубине покрытия в десять-пятнадцать сантиметров является практически непроходимым...»

За время его рассказа мы продвинулись вперед еще на двадцать сантиметров. Я успел проголодаться, а Саша Власов, который выступал в качестве фотографа, начал звонить домой предупредить, что сегодня опоздает. В конце концов стало понятно, что инструктор действительно заедет наверх. Если не сегодня, то на следующий день. Но застрять джипу он не даст.


Без штанов

Мы прекратили это слишком правильное занятие и перешли к более серьезному препятствию. Оно оказалось неподалеку в виде засыпанного снегом бассейна, в котором летом делают упражнения на преодоление брода. “Проехать тут зимой можно только после долгого разгона на полном газу”, – объяснил Юра, после чего бампер Grand Cherokee безнадежно уткнулся в белую массу сугроба и колеса начали пробуксовывать. Все, сели. Вызвали подкрепление. Подъехал буксир. Достали трос. Неожиданно выяснилось, что ни проушины, ни крюка в легендарном джипе, а точнее в его верхней комплектации “Overland”, нет. Иными словами, сели капитально. Как и хотели.


  Самый распространенный способ застрять – сесть на бампер или на защиту
  картера двигателя. Не очень зрелищно, но эффективно.

 

Но Юра вышел, зацепил трос за рычаг подвески. Выдернул Grand Cherokee. Затем ловким движением рук открутил четыре клипсы, снял передний бампер и рывком проехал бассейн вдоль и поперек. Это выглядело так, словно речка Неглинка вышла из берегов в центре Москвы и клерк из офиса, сняв с себя портки, в одних трусах перешел на другую сторону дороги.


> До края этот автомобиль доходит, когда человек вмешивается в управление и проявляет азарт.


Юра объяснил, что избавиться от нижней части бампера без труда может любой владелец – это штатная процедура, рекомендованная американцами всем любителям оффроуда. Если бы мы заставили его влезть в еще более серьезную кашу, он бы снял, например, кузов и опять наплел что-нибудь о “стандартной процедуре”. Эти люди умеют отстоять честь марки.


Она все делает сама

На следующий день, забрав в представительстве Range Rover Sport, мы оказались на полигоне Land Rover Experience. Местный инструктор Сергей оказался менее азартным и сразу категорически отказался ехать по сугробам. Мы заметно расстроились, но он пообещал, что без экстрима не останемся. Когда нас развернуло поперек шестидесятипроцентного подъема и неумолимо потащило вниз, мы прекратили жалеть об отсутствии сугробов. Мастер-класс от Сергея был таким: последовательно совершая определенные ошибки, застрять можно на обычном сухом покрытии.


  Вот так поступают настоящие мужчины, когда бампер мешает им двигаться вперед.
  Главное, оставить лишнее место в багажнике, чтобы не привязывать запчасть к крыше.

 

Делается это следующим образом. Перед подъемом нужно выбрать неправильную передачу в коробке (для мощного мотора это первая), отключить систему стабилизации и перебрать с газом ближе к вершине. Момент у пятилитрового V8 таков, что машину немедленно развернет, и подкорректировать рулем ее не удастся, поскольку передние колеса на подъеме максимально разгружены. В результате вас стаскивает вниз с ускорением, и машина валится на крышу.


  Застрять можно и на голом бетоне. Для этого надо “переборщить” с газом и перекрутить руль.

 

Мы почти сделали это! Но, естественно, Сергей вовремя остановился. На самом деле у Range Rover на такой случай есть система помощи при спуске, которая работает даже на заднем ходу на нейтральной передаче. Главное тут – побороть психологический барьер, и когда тебя с силой волочет задом вниз, не давить отчаянно на тормоз и не перекручивать руль, а быстро воткнуть селектор коробки в положение “N”. Дальше машина все сделает сама.


Последний шанс

Плачевный результат бывает и при штурме максимального бокового уклона. Нужно лишь перекрутить руль более чем на четверть оборота и малость переборщить с газом. Тяжелый внедорожник быстро потеряет управление и соскользнет. При этом если одно колесо уткнется в препятствие или попадет в ямку, то, опершись на него, кузов полетит пузом вверх.


  Когда тебя несет на спуске, электроника должна помочь. Но “Range Rover”
  довольно тяжел, а протектор порой забивается.

 

Впрочем, большинство водителей застревает в гораздо менее экстремальных условиях. Банально не хватает клиренса. Сергей показал нам, как вымолить у Range Rover лишние сантиметры дорожного просвета. Когда английский внедорожник садится на брюхо, электроника без вашего участия приподнимает его выше максимального положения пневмоподвески, а затем на экране появляется вопрос: поднять еще? Вы соглашаетесь, вам дарят дополнительно самые последние 3,5 см. Мудрено.


Что ты хочешь?

Итак, где находится предел проходимости для легендарных внедорожников? В случае с Range Rover он – в голове у водителя. Пятилитровый мотор столь мощный, что для адекватного управления его тягой обычному человеку понадобится четыре педали тормоза, каждая из которых отвечала бы за свое колесо. Вот почему до края этот автомобиль доходит, когда человек вмешивается в управление или проявляет излишний азарт. Английская школа эффективна, не поспоришь, но уж больно занудная.


  В подобной ситуации автомобиль сам предлагает поднять пневмоподвеску до ограничителя.
  Орудие последнего шанса для “Range Rover” – это дополнительные 3,5 сантиметра клиренса.

 

Что же касается Grand Cherokee, то у него предела проходимости нет, потому что его водитель все равно что-нибудь придумает, даже если бампер уперся в снег, а буксирный крюк не входит в комплект. Выходит, если вам нужен внедорожник, чтобы реально качественно застрять, купите себе Range Rover. Если вам не нравится этот вывод, купите два внедорожника и попробуйте положить их на крышу. Как это сделать, мы вам рассказали.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: