Сезон-2012 войдет в историю “Формулы 1” как один из самых непредсказуемых. В 20 гонках побеждали восемь пилотов из пяти разных команд, а интрига в борьбе за личный титул держала болельщиков в напряжении до самого финиша последней гонки чемпионата... В третий раз подряд обладателем титула стал Себастьян Феттель. До него за всю историю Формулы-1 выиграть чемпионат на протяжении трех лет удавалось всего двоим - Хуану-Мануэлю Фанхио и Михаэлю Шумахеру. Феттелю всего 25 лет, но он уже вошел в чисто величайших гонщиков всех времен.
"Red Bull Racing"
ОТЛИЧНЫЙ сезон в исполнении “быков”. Перед началом чемпионата FIA внесла изменения в регламент, которые были направлены именно против “Red Bull Racing”. Слишком уж сильна была австрийская команда в сезоне-2011. Под запретом оказались так называемые выдувные диффузоры – разработка технического директора конюшни Эдриана Ньюи.
Ожидаемый эффект был достигнут. От былого доминирования не осталось и следа, “Red Bull” начала сезон в качестве одного из лидеров, однако та же “McLaren” долгое время смотрелась предпочтительнее. Тем не менее “быки” показали характер. Оба пилота были стабильны, сама команда не допускала глупых ошибок и постоянно набирала очки.
Исход борьбы за Кубок конструкторов был решен во второй половине чемпионата. “Red Bull” добилась осенью невероятного прогресса и, выиграв несколько гонок подряд, досрочно обеспечила себе командный титул.
Борьба в личном зачете велась до самого последнего момента. Себастьян Феттель потерял немало очков из-за технических проблем. Дважды он сходил с дистанции из-за отказа генератора на моторе “Renault”, но в итоге смог завоевать свой третий подряд титул. С преимуществом всего в три очка над Фернандо Алонсо.
Марк Уэббер сильно смотрелся в середине сезона. Одно время даже казалось, что именно он будет главным соперником Алонсо в борьбе за титул, но Марк не слишком хорошо распределил свои силы и концовку чемпионата чуть смазал. Тем не менее его вклад в командную победу получился весомым.
"Ferrari"
ЕСЛИ отвлечься от того факта, что Фернандо Алонсо уступил титул лишь в самой последней гонке чемпионата, то сезон “Ferrari” вполне можно охарактеризовать как успешный.
“Скудерия” выжала максимум из сложившейся ситуации. В прошлом году в середине чемпионата был уволен технический директор команды Альдо Коста. Пришедший ему на смену Пэт Фрай включился в работу достаточно поздно, и в результате “Ferrari” начала нынешний сезон с огромным отставанием от других лидеров. В первой квалификации сезона Фернандо Алонсо и Фелипе Масса не попали даже в десятку лучших. В начале марта казалось, что ни о каких титулах “Ferrari” даже мечтать не придется...
Исправить ситуацию удалось. К лету отставание сократилось, но в техническом плане “Скудерия” так и не смогла подобраться к соперникам вплотную.
Вторым местом в Кубке конструкторов команда обязана прежде всего своему лидеру. Начало сезона выдалось хаотичным, и Алонсо, даже не обладая быстрейшей машиной, умудрился одержать пару побед и захватить лидерство в личном зачете. Одно время отрыв испанца от преследователей составлял даже 40 очков, но в итоге Фернандо так и не смог удержаться на вершине. Две аварии, произошедшие на первых кругах в Бельгии и Японии, привели к двум сходам и позволили приблизиться к Алонсо Себастьяну Феттелю. Справиться с набравшим ход лидером “Red Bull” у Фернандо практически не было шансов – “Ferrari” испанца была просто медленнее.
Фелипе Масса полностью провалил начало сезона, в первых пяти гонках набрав лишь два зачетных балла. Но затем прибавил и смог помочь команде в борьбе с “McLaren”.
"McLaren"
ВЫСТУПЛЕНИЕ “McLaren” – главный парадокс чемпионата. Команда начала сезон с победы Дженсона Баттона в Мельбурне. Ее машины были лучшими в пелотоне, и именно “McLaren” казалась по весне главным претендентом на титулы.
Но огромное количество собственных ошибок свело на нет преимущество в скорости. Очки терялись, как говорится, на ровном месте, соперники вскоре вышли вперед и оторвались.
Летом “McLaren” пустилась в погоню. Преимущество в техническом плане никуда не исчезло. Льюис Хэмилтон одержал несколько ярких побед, но чередовал их со сходами, чаще всего из-за отказов техники. Всевозможные неполадки стоили “McLaren” очень дорого. Команда задолго до окончания первенства растеряла шансы на завоевание Кубка конструкторов. Лишились возможности побороться за личный титул и пилоты.
По итогам сезона на счету “McLaren” семь побед в гонках (четыре у Хэмилтона и три у Баттона). Столько же, сколько и у победившей “Red Bull Racing”. Но очков подопечные Мартина Уитмарша набрали почти на сотню меньше! И винить в этом “McLaren” может только себя. То, что впереди по итогам сезона оказалась даже “Ferrari”, факт невероятный при учете разности в скорости между машинами.
"Lotus"
КОМАНДЕ Жерара Лопеса и Эрика Булье удалось включиться в борьбу лидеров и одержать победу – первую после смены владельцев конюшни в 2010 году.
Полностью поменяв в этом сезоне пилотский состав, команда пошла не серьезный риск. И если с приглашением Кими Райкконена руководство коллектива явно не прогадало, то Ромэн Грожан провел, мягко говоря, неоднозначный сезон.
У многих были вопросы относительно того, сможет ли Райкконен сразу выйти на пик формы, ведь он два года провел в чемпионате мира по ралли. Однако Кими снял вопросы еще в самом начале сезона. А по его итогам стал самым стабильным пилотом, закончив все гонки чемпионата и лишь в одной из них не набрав очков. Одна победа, несколько подиумов и третье место в личном зачете. Триумфальное возвращение! Будь болид E20 чуточку быстрее, Кими наверняка до последней гонки значился бы в числе претендентов на титул.
В скорости Грожана сомнений не было еще перед стартом сезона. В квалификациях Ромэн, пусть и с минимальным перевесом, смог опередить более опытного напарника. Но львиная часть гонок была испорчена им же самим на первых кругах. Восемь раз по ходу чемпионата молодой пилот становился участником столкновений на старте, а после одной из аварий был и вовсе дисквалифицирован. Итог: в два раза меньше набранных очков, чем у Райкконена, и место в хвосте первой десятки личного зачета.
"Mercedes AMG"
КОМАНДА немецкого концерна провела удивительный чемпионат. Перед его началом руководители коллектива говорили о том, что одна из главных задач – начать побеждать в гонках. За два первых года программы было заработано лишь несколько подиумов, но выиграть “Mercedes AMG” не удалось ни разу. Если целью на сезон действительно была победа в гонке, то можно сказать, что немцы с задачей справились. Еще на тестах стало понятно, что W03 – машина с неплохим потенциалом. Особенно хорошо автомобиль смотрелся на скоростных трассах в начале чемпионата, а в Шанхае “Mercedes AMG” и вовсе доминировала: Нико Росберг занял поул-позишн и лидировал на протяжении всей дистанции. Так что победа была добыта уже в третьей гонке сезона. Но продолжения не последовало.
По темпу развития автомобиля команда явно уступала основным соперникам, и во второй половине чемпионата ни о поул-позициях, ни о победах речи уже не шло. В некоторых “Гран-при” ни одному из пилотов не удавалось пробиться даже в десятку сильнейших в квалификации.
"Sauber"
ПИЛОТЫ швейцарского коллектива на протяжении всего чемпионата периодически трепали нервы записным фаворитам. На счету Камуи Кобаяши и Серхио Переса четыре подиума – такого со скромной конюшней Петтера Заубера не случалось уже давно. “Sauber” совсем немного уступила в протоколе Кубка конструкторов заводской команде “Mercedes-Benz”, что само по себе является очень неплохим достижением для частного коллектива.
Увы, подопечным Заубера не хватило стабильности. Сильные выступления чередовались с провалами, и виноваты в этом не только пилоты. Если на одних автодромах C31 вела себя идеально, и Перес с Кобаяши могли на равных соперничать с лидерами, то на других трассах ни одному из пилотов “Sauber” не удавалось пробиться даже в топ-10.
Часть очков была растеряна и из-за гонщиков. Особенно нестабилен был Перес. Трижды по ходу сезона поднявшись на подиум, он заслужил приглашение в “McLaren”. Но, едва подписав контракт с топ-конюшней, стал совершать одну ошибку за другой, и в итоге смазал общее впечатление. Кобаяши давал не так много поводов о себе вспомнить, но провел неплохой сезон.
"Force India"
КОНЮШНЯ Виджея Малльи – образцовый середняк сезона. В отличие от “Sauber” или “Williams” пилоты “Force India” не боролись с лидерами и ни разу по ходу сезона не добрались до подиума. Зато были стабильны.
С технической точки зрения “Force India” потеряла во время зимнего подготовительного сезона завоеванные в прошлом году позиции, и многие эксперты связывают это с финансовыми проблемами ее владельца. Авиакомпания Малльи “Kingfisher”, являющаяся одним из спонсоров коллектива, находится на грани банкротства. У индийского бизнесмена сейчас есть дела поважнее, чем управление собственной командой “Формулы 1”.
Тем не менее незадолго до окончания сезона Маллья заявил, что команда получит дополнительные 50 млн евро на улучшение технической базы. Некоторое оборудование на заводе команды осталось еще со времен, когда она называлась “Jordan”, и сейчас устарело. Так или иначе, немедленного прорыва ждать все равно не приходится. “Force India” и в следующем году останется середняком.
"Williams"
КОМАНДА сэра Фрэнка Уильямса начала выходить из кризиса. Приглашение на роль технического директора Майка Кофлэна, экс-дизайнера “McLaren”, себя полностью оправдало. Автомобиль FW34, созданный под его руководством, позволил команде одержать первую за восемь лет победу. Слабое место “Williams” – пилотский состав. Продление контракта с Пастором Мальдонадо, а также приглашение Бруно Сенны позволили команде укрепить финансовое положение. Оба пилота обладают солидной спонсорской поддержкой. Но вместе с тем именно они, по большому счету, ответственны за то, что потенциал FW34 так и не был раскрыт.
Мальдонадо преподнес несколько сенсаций: на его счету победа в Барселоне, а также регулярные успехи в квалификациях. С другой стороны, его горячность стоила команде потери как минимум пары позиций в Кубке конструкторов. Огромное количество аварий и штрафов привели к тому, что за все лето Пастор не набрал ни одного очка. Сенна был более стабилен, регулярно пополнял копилку команды, но был просто медленнее, чем напарник.
"Toro Rosso"
РЕШЕНИЕ руководства “Toro Rosso” уволить обоих пилотов, выступавших за команду в сезоне-2011, было неожиданным. Начав сезон с неопытными Даниэлем Риккиардо и Жаном-Эриком Вернем, “Toro Rosso” не смогла в итоге включиться в борьбу с командами средней группы. В протоколе Кубка конструкторов позади остались лишь традиционные аутсайдеры: “Marussia”, “Caterham” и HRT.
Впрочем, перед командой и не стояла задача бороться за более высокие места. “Toro Rosso” продолжает оставаться испытательным полигоном для молодых пилотов из программы поддержки “Red Bull Junior”. Риккиардо и Вернь – дебютанты чемпионата. И оценивать их выступления достаточно сложно. В первую очередь потому, что для оценки нет никакого ориентира. Понять, что именно привело к такому результату, сложно: либо неудачный автомобиль, либо неопытность пилотов.
"Caterham"
ВСЕ три года с момента дебюта в чемпионате “новых” команд именно коллектив Тони Фернандеса смотрелся лучше остальных. Перед началом нынешней кампании конюшня, переименованная из “Lotus” в “Caterham”, хотела включиться в борьбу середняков, но на деле оказалось, что ожидания были завышенными. В итоге очередная баранка в графе “набранные очки”, а лучший результат в гонках – одиннадцатое место Виталия Петрова на “Гран-при Бразилии”. Хорошо хоть, что он позволил команде Фернандеса опередить в зачете Кубка конструкторов “Marussia”. “Caterham” вновь заняла десятое место.
Фернандес не сдается. Команда в уходящем году переехала на новую, более крупную базу, штат постоянно укрепляется сотрудниками из ведущих команд. Рано или поздно это должно принести результат.
"Marussia"
ПО ХОДУ всего чемпионата машины “Marussia” были медленнее, чем у прямых конкурентов из “Caterham”, однако не отметить прогресс коллектива невозможно. В начале чемпионата MR01 была едва ли не на полторы секунды с круга медленнее, но под занавес сезона команда ликвидировала отставание практически полностью. И это при том, что в отличие от “Caterham” MR01 не был оборудован системой KERS. С точки зрения аэродинамики “Marussia” добилась куда большего прогресса.
HRT
САМОЕ удивительное, что случилось в этом году с HRT – то, что она снова смогла выйти на старт. Машины, как и в прошлом году, были готовы лишь к началу первого гоночного уик-энда чемпионата, ни о какой борьбе с “Marussia” и “Caterham” не могло идти и речи.
Весьма вероятно, что для испанского коллектива сезон-2012 станет последним в истории. Команда официально выставлена на продажу, но потенциальные покупатели не спешат выстраиваться в очередь. Даже если финансирование удастся найти, следующий год не сулит HRT ничего хорошего. В отсутствие серьезного бюджета команда вряд ли далеко продвинулась в разработке новой машины. По мнению большинства экспертов, лучший из всех вариантов развития событий – закрытие конюшни и снятие с чемпионата.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон