Рубрики

Головная проблема. Гибель Джастина Уилсона вновь вызвала дискуссию о закрытых кокпитах

12:55 25-09-2015

Предпоследний этап заокеанской формульной серии “IndyCar” завершился трагедией. Гонщик “Andretti” Джастин Уилсон погиб в результате полученных в ходе гонки травм. Осколок от другой машины угодил ему в голову, пилот сразу потерял сознание, врезался в стену, а спустя несколько дней скончался в госпитале. За последние годы это уже не первый подобный случай. Многие эксперты и гонщики выступили за то, чтобы изменить облик формульных гонок, введя закрытые кокпиты.

Предпоследний этап заокеанской формульной серии “IndyCar” завершился трагедией. Гонщик “Andretti” Джастин Уилсон погиб в результате полученных в ходе гонки травм. Осколок от другой машины угодил ему в голову, пилот сразу потерял сознание, врезался в стену, а спустя несколько дней скончался в госпитале. За последние годы это уже не первый подобный случай. Многие эксперты и гонщики выступили за то, чтобы изменить облик формульных гонок, введя закрытые кокпиты.

Уилсону сильно не повезло. Он едва ли даже видел аварию Сэджа Карама, который потерял управление над машиной на высокой скорости, а на овальных трассах это почти всегда заканчивается одинаково – автомобиль врезался в бетонную стену с внешней стороны трека. От удара носовой обтекатель от болида Карама взмыл в воздух и угодил в шлем Уилсона, мчавшегося на огромной скорости...

Прототип X1 легендарного инженера “Red Bull” Эдриана Ньюи. Возможно, именно так будут
выглядеть автомобили “Формулы 1” в будущем. Кокпит закрыт куполом.

Автоспортивный мир за полтора месяца потерял двух известных пилотов. В июле скончался Жюль Бьянки, попавший в аварию на “Гран-при Японии” в прошлом году. Он так и не пришел в сознание после столкновения с трактором...

Голова по-прежнему остается самой уязвимой частью пилота, выступающего в формульных гонках. В вопросах повышения безопасности и “Формула 1”, и другие серии для машин с открытыми колесами продвинулись очень далеко. Современные кокпиты из композитных материалов очень прочны, и в подавляющем большинстве случаев даже после аварий на сумасшедших скоростях пилоты покидают разбитые машины самостоятельно, не получая даже малейших повреждений. Но голову по-прежнему защищает только шлем.

Эволюция шлемов тоже идет постепенно. В начале 2000-х годов был совершен большой шаг в их развитии, но теперь производители уже фактически подобрались к пределу. Прочнее, чем нынешние шлемы так называемого стандарта 8860, сделать уже практически невозможно. Еще один большой шаг в деле повышения безопасности формульных гонок можно совершить только закрыв кокпиты.


Сигналы к действию

Практически все последние трагические случаи в автоспорте связаны с травмами головы. Два года назад ушла из жизни бывшая тест-пилот “Marussia” Мария де Виллота – она угодила в аварию во время аэродинамических испытаний, врезавшись в припаркованный рядом с полигоном грузовик. Основной удар пришелся на шлем. Врачи сделали все, что могли. Мария прожила еще год после аварии, но все-таки умерла из-за последствий тяжелой черепно-мозговой травмы.

Производители шлемов добились серьезного прогресса
в последние годы, но уже близки к пределу – сделать
больше в вопросе повышения безопасности
практически невозможно.

Еще раньше, в 2009 году, погиб молодой пилот “Формулы 2” Генри Сертиз – ему в голову угодило колесо, оторвавшееся от машины одного из соперников. Спустя несколько дней после этой трагедии едва не расстался с жизнью и Фелипе Масса. В ходе квалификации “Гран-при Венгрии” бразилец получил травму в результате того, что в его шлем прилетела 800-граммовая пружина, отвалившаяся от автомобиля, шедшего впереди. Гонщика удалось спасти, но именно после его аварии о необходимости внедрения закрытых кокпитов впервые заговорили всерьез.

Институт FIA по вопросам безопасности разработал несколько тестовых вариантов, но ни один в итоге так и не был признан идеальным. Одно из предложений состояло в том, чтобы создать дополнительный экран из высокопрочного прозрачного поликарбоната, но он не решил бы всех проблем. К примеру, в случае с Уилсоном подобное решение вряд ли серьезно повлияло бы на исход. Обломок от машины Карама фактически упал на кокпит, в котором находился Джастин, сверху. Плюс ко всему в ходе тестов оказалось, что современные материалы по-прежнему недостаточно прочны, чтобы подобный экран не крошился при аварии.

Второй вариант – полностью закрытый купол. Эта конструкция оказалась более прочной. Тем не менее и здесь есть свои нюансы. Прежде всего, необходимо удостовериться, что купол могут легко открыть работники спасательных служб, если пилот попадет в серьезную аварию. Еще одна тема для сомнений – возможное возгорание машины.

Современные автомобили класса LMP1. Закрытый кокпит теперь – обязательное условие.

Подобное решение используется в гонках на выносливость. Несколько лет назад там было принято решение допускать к старту в высшей категории LMP1 только закрытые прототипы. И это оправдало себя практически сразу. В 2011 году Аллан МакНиш в ходе “24 часов Ле-Мана” угодил в серьезнейшую аварию. Машина перевернулась и “крышей” ударилась о защитный барьер. Если бы прототип был открытым, без серьезных травм не обошлось бы. Но Аллан выбрался из кокпита самостоятельно.

Тем не менее такое же решение не подходит для “Формул”, ведь в прототипах есть полноценные двери. Пока, по словам технического делегата FIA Чарли Уайтинга, у варианта с куполом больше минусов, чем плюсов.


Основной вариант

Самый главный на данный момент вариант – это дополнительная рамочная конструкция вокруг шлема пилота. Она решит проблему лишь частично, ведь мелкие обломки все равно смогут проникать в кокпит, но, по крайней мере, подобный каркас не станет слишком серьезным препятствием для пилотов, когда им нужно будет оперативно покинуть машину.

Авария Кими Райкконена и Фернандо Алонсо в Австрии. “McLaren” испанца “взобрался”
на “Ferrari” и застыл в считаных сантиметрах от головы финна.

Проблемы есть и здесь. К примеру, нужна конструкция, которая одновременно была бы и очень прочной и не сильно ограничивала обзор гонщикам. Судя по всему, сейчас именно над поиском оптимальной формы и будет работать Институт FIA по безопасности.

Впрочем, есть и еще один аспект – исторический. В самом понятии формульного автомобиля заложено его описание: это машины с открытыми колесами и кокпитом, и многие гонщики выступают против того, чтобы менять их облик.

Джастин Уилсон посмертно был признан болельщиками “IndyCar” самым популярным
пилотом серии.

Так или иначе, после каждой очередной трагедии сторонников идеи о закрытых кокпитах становится все больше. Один из них – Кристиано да Матта, бразильский пилот, в 2006 году попавший в очень странную аварию на тестах серии “ChampCar”. На трассу тогда выбежал олень, да Матта врезался в него, и животное тоже попало в кокпит. Кристиано получил травму головы и почти месяц пролежал в коме. Одним из тех, кто навещал тогда товарища в госпитале, был как раз Джастин Уилсон. После его гибели в результате аварии в Поконо да Матта выступил в прессе: “Мы не должны думать только об истории. Да, формульные серии известны открытыми кокпитами, но когда этот спорт только зарождался, никто и представить не мог те машины, которые используются сейчас. Уровень безопасности сейчас такой, что тело пилота в аварии не получает никаких повреждений. Даже перелома руки или ноги. Уязвимой остается только голова. В случае с Массой, например, какова вероятность того, что пружина могла угодить в забрало его шлема – один на миллион? А выбежавший на трассу олень, как у меня? Думаю, вероятность тут не выше”.

Увы, в последние годы таких “маловероятных” случаев становится все больше, и организаторы формульных гонок уже просто не могут закрывать глаза на очевидную проблему…


МНЕНИЯ ПИЛОТОВ


“ЗА”

Дженсон Баттон:

“Раньше я был одним из тех, кто говорил, что кокпит должен оставаться открытым. Но пришло время что-то изменить. Должен существовать какой-то навес или что-то вроде этого, что позволит предотвратить неприятности. Таких трагедий не должно быть в автоспорте. Сейчас не 70-е годы. Да, на разработку мер потребуется время, но чем скорее это нововведение будет реализовано, тем лучше”.


“ПРОТИВ”

Нико Хюлькенберг:


“Я против того, чтобы закрывать кокпит. Конечно, у этого решения есть свои плюсы и минусы, но я вижу гонки “Формул” только с открытыми кокпитами. Вступая в молодости на этот путь, мы отдаем себе отчет, что речь идет о риске и опасности, но именно в этом заключается суть гонок и автоспорта. Я думаю, что нам не следует стерилизовать дисциплину до клинического уровня, стараясь перестраховаться везде, где это только возможно”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: