Рубрики

Голову надо беречь! Как изменятся кокпиты автомобилей “Формулы 1”

17:36 28-11-2012

Автомобили “Формулы 1” изменились за полвека до неузнаваемости, превратившись из “сигар” на колесах в сложнейшие произведения аэродинамического искусства. Неизменными остались лишь две вещи: открытые колеса и посадка пилота. Его голова по-прежнему защищена только шлемом. Но вскоре это может измениться…

Автомобили “Формулы 1” изменились за полвека до неузнаваемости, превратившись из “сигар” на колесах в сложнейшие произведения аэродинамического искусства. Неизменными остались лишь две вещи: открытые колеса и посадка пилота. Его голова по-прежнему защищена только шлемом. Но вскоре это может измениться...

УРОВЕНЬ безопасности в современной “Формуле 1” достиг невероятных высот. С момента гибели Айртона Сенны 1 мая 1994 года в результате аварии на “Гран-при Сан-Марино” в Имоле, главный чемпионат планеты обходится без трагедий. Требования к прочности конструкции автомобилей становятся жестче с каждым годом, и это приносит свои плоды. “Формула 1” стала одной из самых безопасных серий в мире.

Ужесточение требований практически всегда было связано с трагедиями. Облик машин чемпионата сильно изменился после 1994 года. Сейчас это кажется диким, но раньше гонщики сидели в своих кокпитах значительно выше, “оголенные” едва ли не по плечи. Отчасти именно это и стало причиной гибели Сенны. Элемент передней подвески автомобиля при аварии угодил в шлем гонщика и нанес ему травмы, несовместимые с жизнью. Уже в следующем сезоне все команды строили машины по новым техническим требованиям. Плечи пилотов оказались скрыты за дополнительными стенками по сторонам кокпита. Изменилась и посадка. Голова гонщика теперь защищена по бокам, но открытый кокпит – это по-прежнему самое уязвимое место в современном автомобиле “Ф 1”.


Сигналы к действию


РАБОТЫ над проектами закрытых кокпитов начались в 2009 году. Руководством к действию стала авария Фелипе Массы на “Гран-при Венгрии”. Килограммовая пружина, оторвавшаяся от автомобиля Рубенса Баррикелло, угодила в визор шлема Массы. Пилот чудом остался жив и пропустил всего несколько гонок. Но если бы удар пришелся на несколько сантиметров в сторону, последствия могли быть иными.

Спустя несколько дней после аварии Массы FIA получила еще один сингал. В гонке “Формулы 2” погиб молодой Генри Сертиз. Колесо, оторвавшееся от другой машины, угодило в голову пилота...

Трагедией могла закончиться и авария испанской гонщицы Марии де Виллоты на тестах “Marussia” летом этого года. Она врезалась в платформу припаркованного в зоне сервиса грузовика. И вновь основной удар пришелся на шлем. Травмы были очень серьезными. Медикам удалось спасти жизнь де Виллоты, но она лишилась глаза и теперь вряд ли продолжит гоночную карьеру.

Чтобы избежать подобного в будущем, Институт FIA по повышению безопасности уже подготовил несколько проектов. С одной стороны, с момента аварии Массы прошло уже три года, но часто на проведение исследований требовалось гораздо больше времени. Например, после гибели Сенны изменилась конструкция шлема. Но на это разработчикам потребовалось почти восемь лет. После аварии Массы шлемы вновь подверглись модернизации – усилили их визор. Теперь верхняя его часть защищена дополнительной накладкой из материала “зайлон”, использующегося при создании бронежилетов. Но этих мер все равно недостаточно, считают в FIA.


Какой из трех вариантов?


ЛЕТОМ этого года Институт FIA завершил исследования в области защиты кокпитов автомобилей “Формулы 1”. На рассмотрение технической комиссии переданы три варианта.

Главная цель исследований FIA, проводимых совместно с инженерами команд, – найти идеальное средство защиты головы пилота от “летящих” объектов. В ходе тестов рабочей группой за такой объект было принято колесо. При помощи специальной гидравлической установки была проведена имитация фронтального и бокового ударов для каждого из трех вариантов. В ходе краш-тестов на полигоне 20-килограммовый макет колеса запускался на скорости более 200 км/ч в конструкцию, защищающую кокпит.

<~1~>

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Для того чтобы выбрать оптимальный, потребуются время и дополнительные тесты. Но теперь в FIA не намерены ждать очередной трагедии. Как только исследования будут завершены, в правила внесут изменения.

Пожалуй, самый радикальный вариант – металлическая конструкция, которая может появиться на носовых обтекателях автомобилей. Каркасы безопасности уже давно используются в кузовных гонках и ралли, но пока сложно себе представить, что они появятся и в “Формуле 1”.

Немалых размеров “рогатка” должна располагаться на носу автомобиля. На тестах именно эта конструкция дала лучшие результаты. Летящая шина не только отводится в сторону, но при ударе покрышка разбортируется. Это позволяет дополнительно снизить опасность. Сдуваясь, колесо теряет часть энергии после удара и отлетает от каркаса уже с меньшей скоростью. Это тоже важно, ведь после столкновения с автомобилем шина может угодить куда угодно. В том числе и на трибуну.

Единственный минус такой конструкции – уменьшение угла обзора для самого пилота. Металлические стойки будут просто мешать гонщикам.

Менее радикальный вариант – защитный экран из прозрачного высокопрочного поликарбоната. Голова пилота окружена со всех сторон. Открытой остается одна лишь макушка шлема.

С отведением опасности подобная конструкция справляется хуже всего. Летящая шина в ходе испытаний все-таки обходила шлем, но при этом сам экран не выдерживал энергию столкновения и разбивался. Современные материалы пока не могут справиться со столь сильными ударами. И если экран может худо-бедно справиться с летящей покрышкой, то не факт, что он мог бы защитить того же Фелипе Массу от металлической пружины.

Третий вариант заимствован из гонок на выносливость. Кокпиты автомобилей “Формулы 1” могут быть спрятаны под закрытым куполом, как на спортпрототипах, выступающих в “24 часах Ле-Мана”.

Купол также будет выполнен из прозрачного поликарбоната и будет полностью закрывать кокпит. С основной задачей конструкция справляется на отлично. При ударе во время тестов купол выдержал нагрузку и не разбился. Но есть сразу несколько существенных минусов. Самое меньшее из зол – ухудшение видимости в ходе дождевых гонок. Если в спортпрототипах применяются дворники, то в “Формуле 1” они вряд ли приживутся. При этом дополнительные опасения вызывают возможные последствия при авариях. Купол станет препятствием для пилота, желающего выбраться из кокпита разбитой машины. В случае, если крепление заклинит, гонщик может остаться в замкнутом пространстве.

Поделиться: