Рубрики

Гонку в Ле-Мане выиграл экипаж, потерявший два часа из-за технической проблемы

14:09 12-07-2017

Марафон “24 часа Ле-Мана” едва не закончился конфузом. Победу в абсолютном зачете мог одержать экипаж дебютировавшей в гонке команды из второго по значимости и скорости класса прототипов – все машины главной категории LMP1 сломались по ходу дистанции, и гонку выиграл экипаж Porsche, чья машина простояла в боксах почти два часа из-за технических проблем в самом начале марафона.

Успеть за 19 часов

Марафон “24 часа Ле-Мана” едва не закончился конфузом. Победу в абсолютном зачете мог одержать экипаж дебютировавшей в гонке команды из второго по значимости и скорости класса прототипов – все машины главной категории LMP1 сломались по ходу дистанции, и гонку выиграл экипаж Porsche, чья машина простояла в боксах почти два часа из-за технических проблем в самом начале марафона.

Спустя всего 3,5 часа после старта новостные агентства и комментаторы по всему миру сообщили, что экипаж Porsche под номером 2 выбыл из борьбы за победу в “24 часах Ле-Мана”. Механики закатили машину в боксы для ремонта (сломался привод передних колес), и на устранение проблемы потратили почти два часа. За это время соперники успели намотать по 13-километровой трассе целых 19 кругов…



  Экипаж команды Джеки Чана лидировал в абсолютном зачете
  на протяжении нескольких часов.

 

Таким образом во главе пелотона осталось всего четыре прототипа заводских команд класса LMP1: три Toyota и одна машина Porsche. Казалось, исход борьбы предрешен. Японская марка и без того считалась фаворитом перед стартом марафона, а шансы ее главных соперников на победу сократились вдвое.


Действие первое: Toyota фаворит

Казалось, теперь-то уж точно японцы доведут дело до победы. В прошлом году они подобрались к своей цели вплотную: экипаж команды уверенно лидировал в марафоне вплоть до последних километров, но за три минуты до финиша машина просто встала на трассе из-за проблем с мотором. Более драматичной развязки и придумать было сложно, но Toyota так или иначе была сильнейшей даже тогда, когда за победу боролись три заводские команды. Теперь Audi закрыла свою программу, и уровень конкуренции стал ниже, а значит, шанс Toyota на победу увеличился. Плюс ко всему и сама команда серьезно прибавила. По чистой скорости прототипы японской марки были значительно быстрее Porsche, и в квалификации Камуи Кобаяши уверенно завоевал поул, обновив при этом рекорд трассы.



  Экипаж Porsche под номером 1 сошел всего за три с половиной часа до финиша,
  когда его преимущество составляло более десяти кругов.

 

Во время гонки к наступлению темноты позиции Toyota выглядели очень сильно: быстрейшая машина, три боевых экипажа в борьбе за победу и лишь один серьезный соперник – экипаж Porsche под номером 1.

Немецкая команда отказалась от третьего экипажа в Ле-Мане, чтобы сосредоточиться на подготовке двух машин. Считается, что так шансов закончить гонку без технических проблем больше. Но расчеты Toyota выглядели более точными.

Гонку уверенно возглавлял экипаж сильнейшего японского гонщика современности Камуи Кобаяши, который делил машину со Стефаном Сарразеном и Майком Конвеем. Казуки Накаджима, Себастьен Буэми и Энтони Дэвидсон после не самого удачного начала незадолго до полуночи вышли на второе место, опередив Porsche Андре Лоттерера, Нила Джани и Ника Тенди. Третий по силе экипаж Toyota, в состав которого входили Юдзи Кунимото, Хосе-Мария Лопес и Николя Ляпьер, отставал примерно на круг, но по меркам суточного марафона это фактически ничто.



  Себастьен Буэми, Энтони Дэвидсон и Казуки Накаджима в прошлом году остановились
  в круге от победы в Ле-Мане – на сей раз шансы на победу были потеряны намного раньше.

 

Проблемы начались у японцев незадолго до полуночи. Себастьен Буэми, едва сев за руль, чтобы начать очередную свою смену, сообщил инженерам по радио, что слышит нетипичный звук из-под капота. Те ответили, что не видят никаких проблем на телеметрии, но спустя еще несколько кругов опасения пилота подтвердились, и Toyota под номером восемь, окутанную дымом, закатили в гараж. Это было только начало…


Действие второе: ночной кошмар

Сход лидировавшего экипажа Toyota – самый настоящий скандал. Проблемы возникли сразу после того, как за руль вновь сел Кобаяши. Смена японца началась в тот момент, когда на трассе находилась машина безопасности. Как только она покинула трассу, Камуи попытался разогнаться при выходе на стартовую прямую, но не смог. Хуже всего для Toyota было то, что отказ случился в самом начале круга. То есть, чтобы не сойти с дистанции, Кобаяши требовалось катить до боксов 13 километров. Он попробовал добраться до них при помощи электроэнергии, накопленной на батареях гибридной системы, но ничего не вышло – машина замерла на трассе, и главные фавориты Ле-Мана прекратили борьбу.



  Андре Лоттерер, выигравший несколько марафонов в Ле-Мане в составе Audi,
  был близок к победе и с Porsche.

 

О причинах поломки сцепления стало известно чуть позже. Как выяснилось, оно сгорело потому, что, выезжая с пит-лейна, Кобаяши несколько раз проделал процедуру “старт/стоп”. Все потому, что японца запутал один из соперников. Камуи не мог сразу выехать на трассу, поскольку в конце пит-лейна горел красный сигнал светофора. Пилоту необходимо было дождаться, когда мимо проедет машина безопасности, чтобы выехать за ней. Однако в этот момент к его автомобилю подбежал пилот LMP2 Винсан Капийер и показал большой палец. Кобаяши воспринял этот жест как сигнал к тому, что можно не обращать внимания на светофор, и тронулся с места. Ситуацию усугубило то, что Капийер был одет в комбинезон оранжевого цвета, и его легко можно было спутать с маршалом – особенно из закрытого кокпита прототипа и при искусственном освещении. Позже сам Винсан свой жест объяснил тем, что просто хотел поприветствовать лидирующий экипаж. Боксы команды Algarve Pro, за которую он выступает, находились в самом конце пит-лейна, и француз просто подбежал к автомобилю лидера с поднятым вверх большим пальцем. Позже Капийер назвал свой поступок “неуместным”, однако в тот момент он даже предположить не мог, к каким последствиям это приведет. Когда Кобаяши тронулся с места, команда сразу же приказала ему остановиться вновь, после чего он еще раз начал движение уже тогда, когда мимо проехала машина безопасности. Из-за трех подряд стартов сцепление просто-напросто перегрелось – поскольку в прототипах LMP1 оно не рассчитано на подобные нагрузки.


> Из первичных расчетов было понятно, что Porsche может догнать экипаж команды Джеки Чана
на самом последнем круге.


В конечном итоге нелепый поступок гонщика из LMP2 вывел из борьбы сильнейший экипаж Toyota. Ситуация получилась абсурдная, и даже претензии Toyota предъявить некому. Все, на что могут рассчитывать японцы в данной ситуации – это извинения Капийера. Их пока не последовало, да и вряд ли это хоть как-то компенсирует японцам потерю верного шанса на победу.


Действие третье: невероятное

Даже после этого у Toyota еще оставался реальный шанс на победу. Экипаж под номером 9 проигрывал Porsche, которая захватила лидерство, около круга – и учитывая скорость прототипа японской марки, у него оставались неплохие шансы на победу в абсолюте. Правда, для этого нужно было без проблем преодолеть больше половины марафона.



  Toyota построила быстрейшую машину к марафону этого года.

 

Надежды команды рухнули спустя буквально несколько десятков минут после схода экипажа Кобаяши. Николя Ляпьер, находившийся в этот момент за рулем машины номер 9, столкнулся с Симоном Труммером из Manor, выступавшей в категории LMP2. И вновь – в самом начале круга. Лопнувшая шина разворотила заднюю часть машины, и даже если бы Ляпьер смог добраться до боксов, механикам потребовалась бы как минимум пара часов, чтобы собрать ее заново и выпустить обратно, но, как и в случае с Кобаяши, Ляпьер вынужден был остановиться – причем всего за километр до въезда на пит-лейн.



  Майк Конвей и Стефан Сарразен сразу после схода партнера
  по экипажу Камуи Кобаяши.

 

С этого самого момента в гонке фактически остался один явный фаворит – экипаж Porsche под номером 1. Когда все Toyota самоустранились, преимущество немецкого экипажа над ближайшим соперником составляло целых восемь кругов – причем в качестве преследователей выступали экипажи команд более медленного класса LMP2. Поняв, что прямых конкурентов уже не осталось, пилоты Porsche сбросили скорость, но даже несмотря на это, к утру довели свое преимущество до десяти кругов. Казалось, все решено. Но за три с половиной часа, когда за рулем машины находился многократный победитель Ле-Мана Андре Лоттерер, Porsche замедлилась из-за проблем с мотором. Немцу также не удалось дотянуть до пит-лейна.


> Когда все Toyota самоустранились, преимущество немецкого экипажа над ближайшим соперником составляло целых восемь кругов.


Удивительным образом у всех пяти машин заводских команд класса LMP1 возникли проблемы по ходу дистанции – причем у четырех проблемы были технического свойства.


Действие четвертое: погоня

Запахло сенсацией. Лидером гонки после сходов и проблем у всех без исключения экипажей LMP1 стал экипаж команды-дебютанта, которую проспонсировал голливудский актер Джеки Чан. Она держалась в числе лидеров своего класса на протяжении всего марафона, а к утру уверенно оторвалась от остальных – благодаря тому, что у ее экипажа просто не возникло серьезных проблем. Совершенно неожиданно именно Оливер Джарвис, Тома Лоран и Тун Хопинь стали главными претендентами на победу в абсолюте. Однако она была им не гарантирована. За три с половиной часа до конца гонки у всех вдруг появился повод вспомнить об экипаже Porsche под номером 2 – том самом, который вроде бы выбыл из борьбы за победу еще в самом начале дистанции.



  Задолго до финиша Toyota пришлось закрыть два из трех своих гаражей в здании боксов.

 

Немецкая команда потратила на ремонт своей второй машины два часа еще до наступления темноты в субботу и вновь выпустила на трассу – прежде всего с расчетом на то, чтобы экипаж мог заработать дополнительные очки в зачет чемпионата. “24 часа Ле-Мана” не просто считается одним из этапов первенства планеты по марафонским гонкам, но и является самым важным из них хотя бы потому, что на нем разыгрывается вдвое больше очков, чем на любом другом.



  Экипаж победителей сразу после финиша. Тимо Бернхард везет
  к подиуму Брендона Хартли и Эрла Бамбера.

 

Брендон Хартли, Тимо Бернхард и Эрл Бамбер собирались просто доехать до финиша, чтобы не отстать слишком уж намного от соперников по чемпионату, но к утру, после сходов Toyota и проблем у нескольких сильных экипажей LMP2, у них появился шанс на попадание на подиум.

Оказалось, что экипаж, который на определенном этапе гонки занимал последнее место, уступая даже самым медленным машинам GT, имеет реальные шансы на победу в абсолюте. Из первичных расчетов было понятно, что Porsche может догнать экипаж команды Джеки Чана… правда, на самом последнем круге. Судьба гонки могла бы решиться в финишном споре в неравном противостоянии двух прототипов разных категорий, но концовка выдалась все же не столь драматичной.



  Руководители проекта Toyota в Ле-Мане Роб Лепен (слева) и Юг де Шонак ночью.

 

В команде Чана решили не рисковать ради победы в абсолюте и удержать синицу в руках – первое место в собственной категории. Команда потеряла пару минут на пит-лейне, а пилоты не стремились выжимать из машины все соки под финиш гонки. В итоге за час с небольшим экипаж Porsche под вторым номером выбрался на первое место и довел дело до победы…

После финиша мнения разделились – многим понравился лихо закрученный сюжет суточного марафона, но критиков было не меньше. Президент Toyota в собственном заявлении после финиша фактически признал, что гибридные технологии, которые применяются в LMP1, вполне возможно, еще недостаточно развиты, чтобы выдержать испытание в виде суточного марафона на предельных скоростях. В конце концов болельщики не увидели прямого сражения сильнейших команд на трассе, как это бывало в прежние годы, особенно до наступления “гибридной” эры. Победителем гонки стал просто самый “везучий” экипаж – тот, у которого возникло наименьшее число проблем. Но насколько заслуженной была эта победа?

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: