Рубрики

Гонщики-самогонщики NASCAR

11:54 15-02-2021

Рассказываем исторические анекдоты про американских пилотов прошлого века.

50-е годы XX века -- это время, когда гонки были совсем другими. В современном мире сложно представить, чтобы кто-то гонялся с таким низким уровнем безопасности. А уж тем более невероятно, чтобы кто-то творил совсем вызывающее или непривычное. Причем, как на трассе, так и за её пределами.

Владимир Башмаков

Если говорить о гонках NASCAR, то они во многом выросли из незаконного промысла. Так, среди пилотов раннего NASCAR’а было много бутлегеров. Как известно из истории США, бутлегерами называли людей, которые незаконно перевозили американских самогон или «муншайн» во времена сухого закона. Чтобы удирать от полиции, они «прокачивали» свои автомобили. А потом решили соревноваться друг с другом.

Гонки сток-каров в США родились в 30-х годах. Однко настоящую силу начали набирать уже после войны. В 1948 году Билл Франс обратил внимание на то, что у гонок данной категории нет единой базы правил. Кроме того, нет никакой единой системы. И Франс решил создать NASCAR. Уже в 1949 году был запущен Кубок, тогда называемый Strictly Stock. Ныне он находится на вершине пирамиды этих самых "бутлегерских" гонок.

Билл Франс -- "отец" NASCAR.

Впрочем, в 1949 году многие относились к NASCAR, как к соревнованиям «деревенщин» вокруг коровников. Но в 1950-м гонка «Саусерн 500» на овале в Дарлингтоне перевернула взгляд людей на гонки сток-каров. И вывела их на новый уровень.

До 90-х NASCAR всегда по большей части оставался делом людей из южных штатов, известных как «дикси». Тогда пилотами были совсем не дети богатых родителей. Напротив, это были преимущественно работяги. Для них автогонки были единственным шансом выбраться с хлопковой фабрики или с фермы.

И среди пилотов той эпохи было много колоритных персонажей. Джуниор Джонсон является одной из самых больших легенд в гонках NASCAR. Хотя он ни разу не заканчивал чемпионат высшего дивизиона выше 6-й позиции. Тем не менее на его счету 50 побед, а также шесть титулов в качестве владельца команды.

Изначально Джуниор Джонсон работал на птицеферме, но потом стал зарабатывать бутлегерством.  Именно ему принадлежит фраза «если ты проиграешь гонку на трассе, то всего лишь поедешь назад домой, а если полиции – то отправишься в тюрьму». В гонке с полицией он ни разу не проиграл. Однако всё же отсидел один год за производство самогона в 57-м. В 1973-м году он при жизни стал прототипом главного героя фильма «Последний американский герой».

Джуниор Джонсон знал простую истину: в профессии гонщика -- главное вовремя смыться. Хоть от полиции, хоть из горящего автомобиля.

Вообще история и культура южных штатов неразрывно связана с производством «муншайна» и с гонками сток-каров.  Кёртис Тёрнер, который выиграл в высшем дивизионе 17 гонок, однажды полетел на своём «кукурузнике» к другу в Южную Карлину. Всего лишь для того, чтобы взять бутылочку алкоголя. Но по возвращению домой в Вирджинию его уже ждали представители Федеральной авиационной администрации. Впрочем, уж где, а в NASCAR’е и сейчас есть персонажи, которых спокойно можно представить в этой роли.

Но необычные истории тех лет связаны не только с темой самогона. Тим Флок, один из пионеров серии, дважды был чемпионом и выиграл 39 гонок. Но в памяти многих фанатов осталось воспоминание о том, что на нескольких гонках вместе с ним в машине ехала настоящая обезьянка. Макаку звали «Джоко Флоко». Более того, в 1953-м она была в машине с Тимом, когда он выиграл гонку в Хиккори.

Обезьянка неплохо справлялась с ролью штурмана.

Впрочем, «штурманская карьера» Джоко закончилась через пару недель после победы «экипажа». Во время заезда обезьянка зачем-то активировала систему, с помощью которой пилоты могли посмотреть на колесо и проверить уровень износа резины. В результате в Джоко полетел гравий. И Тиму прошлось совершить пит-стоп, чтобы её высадить. В итоге вынужденная заминка стоила приматам победы.

Другой двукратный чемпион высшей лиги NASCAR 50-х, Бак Бейкер, в прошлом водитель городского автобуса, любил брать с собой в машину не воду, а большую бутылку томатного сока. В первой в истории гонке «Саусерн 500» эта привычка жутко напугала зрителей. На 176-м круге гонки он столкнулся с Аллом Келлером. В результате аварии Бак Бейкер весь был в соке. Зрители, не знавшие про его любимый напиток, были в шоке. А кто-то уже кричал, что Бейкер в аварии лишился головы. Но всё обошлось.

Эти истории не просто «городские легенды». Это реальные случаи, происходившие на заре чемпионата, который сейчас входит в число самых престижных в мире. Они прекрасно отражают колорит тех лет, и раскрывают персонажей той эпохи. Просто с течением времени и с высоты наших лет те события все больше становятся похожими на исторические анекдоты.

Необычные истории из жизни автомобилистов читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон.

Поделиться: