Рубрики

Гражданская безответственность

Автовладельцы становятся жертвами системы ОСАГО

С начала года число жалоб, связанных с “автогражданкой”, увеличилось почти в два раза. Причем все чаще автовладельцы сетуют не на какие-то расхождения в оценке ущерба – они не могут получить денег вовсе. Страховые компании бесследно вылетают с рынка, а крайними становятся рядовые граждане. Государство, не сумевшее наладить систему контроля, не спешит им на помощь.

НЫНЕШНИЙ год, по данным Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора), стал провальным для рынка, “автогражданки”. С января по ноябрь из этого бизнеса ушли 18 фирм – лишились лицензии или обанкротились. Судьба еще шести компаний под вопросом – пока Росстрахнадзор приостановил действие их лицензий. Это рекордный показатель: за предыдущие четыре года рынок ОСАГО покинули всего 20 игроков.

Как результат хлынул поток жалоб от автовладельцев. Претензии одинаковы: невозможно получить возмещение ущерба по ОСАГО. Однако ни в Росстрахнадзоре, ни в Российском союзе автостраховщиков (РСА) им помочь не могут.

– В случае, если ДТП произошло после отзыва у страховщика лицензии или признания его банкротом, союз выплачивает человеку, пострадавшему по вине клиента этой фирмы, только компенсацию, связанную с ущербом жизни и здоровью, – заявил корреспонденту “Клаксона” начальник управления организации компенсационных выплат РСА Андрей Жигалин. – Таково требование закона.

Юристы также разводят руками. “В данном случае человеку можно посоветовать либо договариваться с виновником аварии о добровольном возмещении ущерба, либо требовать с него деньги через суд”, – считает адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Антон Лелявский.

Не позавидуешь и виновнику. Человек по всем правилам застраховал свою гражданскую ответственность и вдруг узнает, что его полис стоит не дороже бумаги, на которой напечатан, и оплачивать убытки ему придется из своего кармана. Причем, само собой разумеется, расходы на приобретение нового полиса ему никто не возместит.

Получается, что “автогражданка” как система существует, но вылетело одно звено – и тысячи человек лишились защиты. Разбирайтесь, дорогие автолюбители, сами, по старинке – полюбовно или через суд. Но ведь Закон “Об ОСАГО” принимался пять лет назад именно для того, чтобы все споры вокруг ДТП решались цивилизованными методами. Фикция какая-то получается, а не закон...

Спасение – в Европротоколе

ГОРАЗДО больше повезло автовладельцам, подпадающим под процедуру прямого урегулирования убытков. Тем, кто за получением компенсации обратится к “своему” страховщику, возмещение будет выплачено в полном объеме, включая расходы на восстановление автомобиля. Даже если фирма виновника ДТП обанкротилась или лишилась лицензии.

– Дело в том, что при запуске прямого урегулирования все страховые компании обязаны были создать так называемый гарантийный депозит – положить на специальный счет в банке сумму, равную среднемесячному объему выплат, – поясняет начальник управления Европейского протокола РСА Андрей Юрьев. – Именно из этого фонда страховщик, заплативший своему клиенту, пострадавшему в аварии, компенсирует свои расходы.

Вот только воспользоваться прямым возмещением ущерба можно далеко не всегда. Для этого, как уже неоднократно сообщал “Клаксон”, необходимо соблюсти ряд условий: повреждения в аварии получили не более двух автомобилей и нет пострадавших. Прямое возмещение, конечно, не облегчит жизнь тем, кто уже “попал на деньги”, но остальным стоит иметь в виду – не забывайте про право обращаться в “свою” компанию.

Берегись липовых полисов!

С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ того или иного страховщика с рынка ОСАГО возникает еще одна очень серьезная проблема. В большинстве случаев такие фирмы уходят “по-английски”, не сдавая, как того требует закон, в РСА журналы учета заключенных договоров и убытков и, что самое главное, неиспользованные бланки полисов. В итоге, по данным союза, сейчас по стране “гуляют” около 1 млн таких недействительных бланков полисов – ничем не обеспеченных бумажек, годных лишь для “отмазки” от дотошного автоинспектора, решившего проверить наличие страховки. Где находятся эти полисы и кто их продает, ни в РСА, ни в Росстрахнадзоре, ни в одном другом ведомстве не знают.

Поэтому РСА советует “быть бдительным” при оформлении страховки – избегать случайных мест. Справедливости ради стоит отметить, что с недавнего времени на сайте этой организации можно проверить, действителен ли тот или иной полис. Например, договоры с серией ААА утратили силу с начала 2009 года. Но пока эта система работает лишь в тестовом режиме – гарантии полной защиты вам не дает.

Сейчас РСА по поручению Министерства финансов разрабатывают законопроект, ужесточающий порядок выдачи чистых полисов страховым компаниям. Вопрос, почему эти предложения появились только сейчас, спустя четыре года действия Закона “Об ОСАГО”, остается открытым.

Но даже эти инициативы вряд ли смогут в корне изменить абсурдное положение вещей с “автогражданкой”. Реально спасти ситуацию могли бы поправки в Закон “Об ОСАГО”, обязывающие РСА полностью отвечать по долгам неплатежеспособных компаний. Но Минфин таких указаний не давал, а РСА лишней работы себе не ищет – и по закону не обязан искать. Это же наши с вами проблемы, а не страховщиков.

Какие компании ушли с рынка ОСАГО в 2009 году:

“Уралкооп-Полис”, “Лидер”, “Генеральный страховой альянс”, “АСТО Гарантия”, “Дженерал Резерв”, “РуссоБалт”, “Русская страховая компания”, “Гранит”, “Асопо”, “Корона”, “Метрополис”, “Уралрос”, “Конда”, “Поддержка-Гарант”, “Финист-МК”, РАСО, “ЛК-Сити”, “Свод”.

Фирмы с приостановленными лицензиями:

“Транснадежность”, “Городская страховая компания”, “Аврора”, “Прайм Иншуранс Компани”, “Терра”, “Норма”.

Кирилл САЗОНОВ

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: