Рубрики

Груз для полноты ощущений. Что получил “Mercedes-Benz Vito” с приводом на все колеса?

13:01 19-03-2015

По внедорожным способностям “Vito 4×4” мало чем превосходит моноприводные версии. Впрочем, этот фургон и не рассчитан на покорение бездорожья. Полный привод ему нужен совсем для другого.

По внедорожным способностям “Vito 4x4” мало чем превосходит моноприводные версии. Впрочем, этот фургон и не рассчитан на покорение бездорожья. Полный привод ему нужен совсем для другого.

Обычная зимняя провинциальная трасса в шведской глубинке. Под правыми колесами моего “Vito” – укатанный снег с проплешинами льда, под левыми – мокрый асфальт. Пытаюсь резко тронуться на таком неоднородном покрытии. В подобной ситуации даже обычные легковые модели нередко начинает бросать из стороны в сторону. А тут коммерческий фургон, да еще с 400 килограммами балласта на борту. От резкого нажатия на газ в недрах передней панели начинают попискивать различные электронные блоки, отвечающие за работу полного привода, системы стабилизации и других электронных помощников. Щиток приборов моргает сигнальными лампами, как рождественская елка. Но “Vito” разгоняется, придерживаясь строго прямолинейного курса. Я даже ослабил хват руля, но фургон и не подумал вильнуть в сторону.

Как научили крупный автомобиль при разгоне на неоднородных покрытиях быть таким стабильным, мне еще до поездки объяснил инженер Иоганн Ремплер. Систему полного привода для модели позаимствовали от внедорожника “М-Class”. Используя датчики АБС, его “4Matic” с постоянным распределением момента за сотые доли секунды анализирует дорожную ситуацию и определяет, какое из колес надо чуть придержать тормозами, чтобы остальные через дифференциал получили тяговую “добавку” для прямолинейного движения.

Полный привод и страхующая электроника делают поведение фургона понятным
и предсказуемым даже на льду.

...Маршрут на испытательную трассу пролегал через участок довольно посредственной лесной дороги с ямами и колдобинами. Не скажу, что они были большими, поэтому я и не старался их объезжать. Наоборот, посильнее нагружал подвеску, прислушиваясь к работе ее рычагов. И вдруг в какой-то момент спереди отчетливо раздался чиркающий звук юбки переднего бампера. Зацепил смерзшийся снег на очередном бугре! А затем “Vito”, переваливаясь на ухабах, шумно поскреб и наледь на дороге своим задним свесом. Вот так невольно я провел тест на проходимость.

Грузоподъемность “Mercedes-Benz Vito 4х4” точно такая же, как и на моноприводных версиях.

Пришлось сбавить скорость, чтобы сохранить в целости бамперы. И только сейчас я стал припоминать, что говорили специалисты, представляя модель: клиренс у “Vito 4х4” точно такой же, как и на моноприводных версиях. Так сделали ради того, чтобы не повышать центр тяжести фургона. Спорное решение. Выигрыш-то ничтожный, а проблем из-за малого дорожного просвета на проселке не оберешься. Надеюсь, на российских версиях клиренс все-таки сделают побольше.

Приоритет – безопасность

Встретив на полигоне Иоганна Ремплера, я не преминул сделать замечание насчет дорожного просвета, на что инженер ответил:

– А мы и не обещали, что “Vito” с полным приводом станет внедорожником. Главная цель перехода на такую трансмиссию – надежность на скользкой дороге, стабильность при любых маневрах и устойчивость на высоких скоростях. Думаю, сейчас ты в этом убедишься.

Трасса, проложенная на льду, скорее подошла бы для теста какого-нибудь юркого хетчбэка, а не для крупного и неповоротливого коммерческого фургона. Первое упражнение – экстренное торможение на участке с бугристым льдом. По опыту знаю, что такое покрытие очень коварно: АБС зачастую просто не успевает реагировать на подскакивающие на неровностях колеса. В результате автомобиль и тормозит плохо, и становится неуправляемым. А сейчас, разогнавшись, я что есть силы бью по педали тормоза, инстинктивно готовясь “отлавливать” фургон, но делать этого не приходится. Под характерный хруст АБС “Vito” плавно замедляется и филигранно вписывается в узкий коридор из конусов.

Мультифункциональный руль и мультимедийная система с цветным дисплеем –
особенности топовых версий “Vito”.

Мне усложняют задачу: одновременно с торможением теперь надо объехать препятствие. Снова разгон, снова бью по тормозу и одновременно выворачиваю руль. Задумавшись на долю секунды, фургон послушно последовал в заданном направлении.

– Почувствовал работу адаптивной АБС? – спрашивает довольный Ремплер.

Признаться, нет. С водительского места кажется, что машина просто делает все как надо. На самом деле, в отличие от обычной АБС, новая система не только оценивает коэффициент сцепления с покрытием, но и принимает в расчет его неровности и даже степень загрузки автомобиля. В результате электроника избирательно для каждого колеса выбирает именно такой момент для тормозного импульса, когда покрышка имеет наилучший контакт и наиболее загружена.

Единственный “внедорожный” атрибут полноприводного фургона – система DSR,
позволяющая поддерживать заданную скорость при спуске со склона.

Почувствовав водительский азарт, “змейку” и слалом я решил пройти в быстром темпе и специально пересел на “Vito 4x4” без груза. Но пришлось попотеть. Легкий автомобиль упорно не хотел вписываться в виражи, подолгу скользил передком. От вылета и заносов спасали только электронные помощники, ограничивая обороты двигателя и выборочно притормаживая колеса. Такое поведение не объяснить даже стандартными  нешипованными шинами...

Но, пересев на “Vito”, в грузовом отсеке которого лежали 400 кг балласта, на той же ледяной трассе я просто не узнал машину. Под загрузкой она лучше слушается руля. Конечно, скольжения никуда не делись, но они стали плавными и предсказуемыми, а ответные реакции автомобиля на мои действия выглядели более надежными и сбалансированными.

Оказывается, специалисты “Mercedes-Benz” настройками полного привода и страхующей электроники намеренно добивались того, чтобы обеспечить наилучшее поведение именно для груженого автомобиля. Ведь по статистике ДТП в Европе около 16% аварий с участием небольших грузовичков и фургонов происходит из-за того, что водители не справляются с управлением автомобилем и улетают в кювет. Причина – не перестроили стиль вождения. Ведь пустой фургон едет как обычный легковой автомобиль. А загруженный ведет себя иначе – из-за изменившихся нагрузок на оси, высокого центра тяжести, большей инерции. Но в случае с  полноприводным “Mercedes-Benz Vito” стало все по-другому.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: