Прежняя редакция этого документа запрещала эксплуатацию всех типов транспортных средств, “не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль)”. То есть фактически все водители больших грузовиков и автобусов являлись нарушителями: как таковые зимние покрышки для них просто не выпускаются. Кроме того, на фурах на каждой из осей устанавливаются шины с разным рисунком протектора.
Теперь, согласно новому техрегламенту, зимние шины в холодное время года обязательны только для легковых автомобилей, легких развозных грузовичков и небольших микроавтобусов. Грузовые автомобили массой более трех тонн и автобусы с количеством пассажирских мест более восьми с наступлением холодов “переобувать” не надо. При этом водителям таких транспортных средств предписывается иметь в машине цепи противоскольжения и надевать их на колеса в сложных погодных условиях.
Однако ни за использование шин “не по сезону”, ни за отсутствие в грузовике или автобусе цепей противоскольжения никакие санкции водителям не грозят. Еще почти три года назад Госдума и Совет Федерации хотели принять поправки в кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за эти проступки, однако дальше законопроекта дело так и не пошло. Максимум, что грозит нерадивому автомобилисту за “неправильную обувку”, – это штраф в размере 500 рублей в случае, если остаточная глубина протектора зимних шин составляет менее четырех миллиметров, на одной оси установлены покрышки разных размеров, моделей, с различными рисунками протектора, а также за использование одновременно шипованных и нешипованных шин. Да и то, такая ситуация маловероятна – вряд ли автоинспектор станет замерять глубину или сверять тип, размеры и модели всех покрышек.