Рубрики

Грязные танцы

Полноприводный багги покорил танкодром

Необычность “Trooper 1100 4x4” заключена в его колесной формуле. Классические багги все как на подбор – заднеприводные. А у этого привод – полный. Причем подключаемый передний мост на тяжелом бездорожье можно заблокировать так же, как и задний. Баловство? Не спешите судить. На планете нашей есть еще места, где даже самый надежный “правильный” багги вынужден будет признать поражение. Вот там трансмиссия “4х4” и скажет свое веское слово.

ДА, ЕГО делают в Китае. А что, скажите, сейчас делают не в Китае? Ничего удивительного в том, что и производство американской модели “Trooper 1100 4x4” разместили в Поднебесной. Главное, на качестве это не отразилось.

В самих Штатах багги – как разновидность кроссовых машин – штука культовая. Еще в 60-е годы местные умельцы навострились переделывать старые автомобили, взятые со свалок, в диковатые на вид открытые конструкции: четыре колеса, мотор, руль да сиденье. Два места. Задний привод. Американцы в свое удовольствие “оттягивались” на этих странных машинках по бездорожью, особенно песчаному.

С тех пор много воды утекло, багги выпускаются солидными фирмами и далеко ушли от тех первых экземпляров, но по идее, по философии своей остались прежними. Так что полный привод здесь можно назвать отступлением от канонов.

Перед боем

ПРИМЕРНО в 60 километрах от Москвы, в уединенном местечке, разместились боксы, где отмороженные (в хорошем смысле слова) на внедорожниках ребята создают и реставрируют машины для “off-road”. В одном из этих боксов нашел временный приют наш “Trooper”. Первое, что обратило на себя внимание, – длинная база багги. “Значит, должен классно стоять на прямиках”, – подумал я, забираясь в кокпит.

На панели приборов – джентльменский набор спортивной машины. Круглые циферблаты тахометра и спидометра, указатели температуры воды и количества бензина в 30-литровом баке. А вот самое интересное – три солидных рычага, замерших в ожидании команды в крайнем верхнем положении. Один для включения полного привода, пара других – для блокировки переднего и заднего дифференциалов. С первого взгляда трудно понять, насколько удобно такое расположение. Оценить это довелось немного позже, когда… Впрочем, как пишут в детективных романах, не будем забегать вперед.

Хозяева боксов помогли мне пристегнуться пятиточечными ремнями – с непривычки было непросто разобраться, как застегивается сложное крепление. Зато держало оно надежно, а расстегнуть застежку, как выяснилось, можно одним движением. Но этой помощью местное гостеприимство не ограничилось. Парни и трассу порекомендовали, подходящую для грязекопания, и сами отвезли на нее моего фотографа, и отвели ему позицию для съемки в кабине своего “биг-фута”, у которого колеса были с меня ростом. Там, сказали, фотографу будет лучше. И улыбнулись так многозначительно, что меня охватили самые черные предчувствия. Как оказалось – не напрасно.

Всем известно, что в нашей стране не требуется особого усердия, чтобы найти непролазную грязь. Но все-таки далеко не везде эту грязь специально месят до полной непроходимости. Так вот, здесь именно так и сделали. Кто? Да военные. Нас сопроводили не на банальную целину, а на самый настоящий танкодром!

Танки грязи не боятся

РАЗБИТАЯ дорога, которая чуть не вынула из меня душу, была лишь лирической прелюдией перед полигоном для боевых машин.

– Откуда начинать? – невозмутимо спросил я, хотя на самом деле чувствовал себя не столь уверенно.

– Откуда хочешь, – ответили эти провокаторы со второго этажа “биг-фута”, приготовившись со всеми удобствами наблюдать за спектаклем. – Только в “ванну” не суйся. Это тот котлован с грязной водой. Там только для танков с перископом.

Еще оставалась робкая надежда, что парни шутят, но тут, чавкая по грязи огромными траками гусениц, к нашей группе подъехали два новеньких ракетоносца, каждый величиной с загородный коттедж. Водители синхронно посмотрели на меня, горестно покачали головами и отчалили куда-то по своим ракетным делам. Кажется, один на прощание перекрестил мой багги.

После этого спасовать было бы постыдно. Я решительно включил первую передачу и ринулся на штурм бездорожья.

Конечно, 360 миллиметров клиренса не дали сразу пропасть. И если заднемоторный багги рискуешь засадить в грязь (или песок – это не важно), едва просто потеряешь ход, то полноприводный – только если посадишь на брюхо. Это я понял сразу, прохватив по колеям, оставленным моими друзьями-ракетоносцами.

Я угадал, “Trooper” здорово стоял на длинных прямиках. Так быстро по бездорожью я раньше не ездил. Не могу назвать точную цифру – передние крылья, как и задние, в этих условиях оказались просто декорацией, так что приборы мгновенно залепило глиной в несколько слоев. Но, по ощущениям (а с моим опытом им можно доверять), скорость аппарата, оснащенного четырехцилиндровым 1.100-кубовым двигателем, явно перевалила за 100 км/ч.

Иногда машину буквально засасывало боковой парой колес то в правую, то в левую колею, и, вылетая из нее, “Trooper” мог запросто встать поперек дороги. К этому надо было готовиться и “отлавливать” багги не только газом, но и рулем. Тут возникла одна побочная неприятная проблема: кроссовые перчатки, которые не боятся даже сильного дождя, пропитались скользкой глиной и начали елозить по рулю. Картина бедствий усугублялась тем, что у 780-килограммового “Baggi Trooper 1100” нет усилителя руля, которым снабжены практически все современные АТV.

Зато, прополоскав перчатки и помыв руль, я ощущал передние колеса так, словно поворачиваю их собственными руками. Этот жесткий прямой контакт оценит каждый истинный поклонник кроссовых машин. Особенно когда разгоняешься по раздолбанной размокшей трассе, добираясь до пятой передачи… Вот это жизнь!

Что особого удовольствия не доставляло, так это повороты. Хорошо и красиво пустить машину “веером” получалось только на скользкой глине или в глубокой луже. А в более-менее приличных условиях – не так-то просто. Вроде бы 86 сил двигателя хватает, чтобы “закинуть” задний мост, но солидный вес машины и длинная база мешают легко и изящно проделать эту нехитрую операцию...

И вот – кульминация. Я перед подъемом, на который забираются только машины на гусеничном ходу. Танки и прочая подобная техника. Ну, “Trooper”, не подведи! Чтобы набрать скорость, разгоняюсь на заднем приводе. Попав в глину у подножия горы, багги начинает терять ход. Вот когда я оценил незатейливое расположение рычагов трансмиссии. Опускаю вниз рычаг, подключающий передний мост. Вперед на полном приводе! Багги одолел половину подъема и… замер сонной мухой на глиняной стене. А потом начал сползать вниз. Это самое неприятное на любом крутом склоне, потому что машина практически перестает слушаться руля, ее легко разворачивает боком и возвращение к подножию может стать весьма грустным. Не слишком надеясь на успех, опускаю второй рычаг – блокировки заднего моста. И – к моему удивлению и радости – машина замерла на месте. Чтобы не упустить момент, буквально бью по третьему рычагу, блокируя передний мост. Есть! “Trooper 1100 4x4”, вздрогнув всем корпусом, снова медленно пополз вверх. С середины подъема, практически с места, по сплошной глине. Здорово! Большего от багги и желать нельзя – с главным испытанием он справился. А теперь на базу – и мыться. В боксах у ребят просто обязана быть хорошая мойка.

Вячеслав КИЦИС,
фото Марка КОЖУРЫ

Поделиться: