Рубрики

“Hamann” без Хаманна

Ушел из жизни Ричард Хаманн, основатель одноименной тюнинговой компании. За четверть века, что стоял он у ее руля, ателье из небольшой фирмы превратилось в одного из самых известных производителей “заряженных” автомобилей.


ИСТОРИЮ развития “Hamann Motorsport” можно назвать классической для мира тюнинга: своими корнями это ателье, как впрочем и большинство других, уходит в автоспорт. Его основатель с начала 70-х годов принимал участие более чем в 700 гонках и 103 раза становился их победителем. Трижды выиграв немецкий кольцевой чемпионат “Special Touring Car” за рулем спорткара “BMW M1”, он решил попробовать себя в соревнованиях “Формулы 3” и DTM. Но здесь удача отвернулась от него: лучший результат Хаманна – 39-е место и 4,5 очка в чемпионате DTM 1985 года.

За рулем спорткара “BMW M1” (на фото сверху)
Ричард Хаманн трижды становился
победителем чемпионата “Special Touring Car”,
а вот серьезных результатов в гонках
“Формула 3” (на фото снизу) и DTM достичь
не смог.

Это фиаско фактически и стало отправной точкой появления на свет ателье “Hamann Motorsport”. Разочаровавшись в гонках, герр Хаманн “повесил шлем на гвоздь” и решил попытать счастья в тюнинге автомобилей. Так в 1986 году в небольшой деревеньке Хуттисхайм на юге Германии появилась маленькая фирма, предлагавшая владельцам BMW различные варианты доработки своих машин.

Спустя два года компания представила свою первую серьезную разработку: “BMW M3” в кузове “Е30”, получившую в честь калифорнийской гоночной трассы собственное имя “Laguna Seca”. Вместо четырехцилиндрового мотора мощностью 195 л.с., который устанавливался на стандартную модель, под капотом автомобиля появилась рядная “шестерка”, позаимствованная у старших по рангу BMW 5- и 6-й серий. Вдобавок двигатель еще оснастили и наддувом. Шаг был рискованным: установить турбину на легендарный атмосферный мотор, столь ценимый поклонниками автомобилей из Баварии! В то время это казалось кощунством, и многие предрекали провал проекта.

Но прогнозы скептиков не оправдались: машины расхватывались как горячие пирожки, ателье “Hamann” буквально завалили заказами. Еще бы! 410 “лошадей” и 515 Hм крутящего момента вкупе с пятиступенчатой “механикой” и самоблокирующимся дифференциалом позволяли “трешке” разгоняться до 100 км/ч за 4,9 с! Результат, достойный даже современных спорткаров. А по максимальной скорости 303 км/ч “Hamann Laguna Seca” стала рекордсменом среди всех версий “BMW E30 M3”, в том числе доработанных другими тюнинг-ателье.

“Ferrari F40” стал первым “неBMW”, прошедшим через руки мастеров ателье “Hamann”.

Неплохо заработав на этой машине, Хаманн начал разрабатывать тюнинг-пакеты и для остальных моделей BMW. Одни проекты были удачными, другие – не очень, но долгое время компания оставалась верна лишь автомобилям баварского концерна.

Так продолжалось до 1994 года, когда ателье вновь удивило публику, продемонстрировав тюнигованную “Ferrari F40”. Собственно сами доработки были небольшими – новый аэродинамический обвес да прибавка мощности в 40 “лошадей”. Но сам факт того, что немецкая компания взялась за доводку итальянского спорткара, всколыхнул автомобильный мир. До этого тюнингом “Ferrari” занимались лишь фирмы из Италии и США.

Первой разработкой ателье “Hamann” в 1988 году
стала “BMW M3”, получившая в честь гоночной
трассы собственное имя – “Laguna Seca”.

Впредь Хаманн решил не зацикливаться лишь на продукции BMW. С 1997 года в модельном ряду компании появились тюнинг-пакеты для “Merсedes-Benz”, а с 1998-го – и для “Smart”. В начале 2000-х, когда штаб-квартира “Hamann” переехала в городок Лаупхайм, мастера взялись и за британские автомобили: “Aston Martin”, “Bentley”, “Jaguar”. Примерно в это же время появились первые доработки “Porsche”, “Maserati”, “Lamborghini” и “Audi”. Не гнушались в “Хаманне” доводкой и более доступных машин вроде “MINI” или “Fiat”.

“Laguna Seca II” с 480-сильным V12 была выпущена в 2001 году к 15-летию фирмы
тиражом 15 экземпляров.

Однако приверженность герра Хаманна к BMW полностью не прошла – большую часть доработок его ателье по-прежнему предлагает для автомобилей этой марки. Будь то проект “Laguna Seca II”, представляющий из себя “трешку-купе”, под капотом которой установлен V12 мощностью 480 л.с., выпущенный в 2001 году к 15-летию компании символическим тиражом 15 экземпляров. Или 670-сильный монстр “FLASH EVO M”, созданный в прошлом году на базе “BMW X5/X6 M”.

760-сильный монстр на базе “BMW X6 M” – один из наиболее ярких тюнинг-проектов последнего времени.

Этой традиции, судя по всему, в “Hamann” будут придерживаться и в дальнейшем. Самая последняя разработка компании – аэродинамический тюнинг-пакет для “BMW 6-series Cabrio”. Премьера этой машины прошла уже без Ричарда Хаманна: до официальной презентации он не дожил всего шесть дней...

Эту машину Ричард Хаманн уже не увидел: презентация доработанной “BMW 6-series Cabrio”
прошла спустя шесть дней после его смерти.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: