Рубрики

Хочу купить автомобиль. Как организован процесс продажи автомобилей в разных странах

15:07 01-07-2016

Все, кто хоть однажды покупал автомобиль в России, знают, насколько это хлопотный и довольно нудный процесс. А как обстоят подобные дела в других странах?

Все, кто хоть однажды покупал автомобиль в России, знают, насколько это хлопотный и довольно нудный процесс. А как обстоят подобные дела в других странах?



Великобритания: никакой траты времени

Жители Соединенного Королевства могут похвастаться самым простым и быстрым обслуживанием при покупке  автомобиля – как нового, так и подержанного. Дело в том, что практически все машины, выставленные в шоу-румах, уже прошли процедуру регистрации и техосмотр. Так что если вы сразу оплачиваете покупку, например кредитной картой, то весь процесс займет у вас буквально несколько минут. Надо поставить подпись под договор, дождаться, пока ваши данные менеджер тут же внесет в форму V5C (аналог российского ПТС и регистрационного свидетельства в одном лице), и все – можете выезжать из салона на новеньком автомобиле. Даже не надо заморачиваться о страховке – как правило, на все новые автомобили дилер делает краткосрочную (на три-пять дней) страховку. Впрочем, можно прямо в салоне оформить и полноценный страховой полис. Для этого достаточно позвонить по телефону в одну из предложенных дилером страховых компаний (или в “свою” компанию), продиктовать свои данные и сведения об автомобиле, и все – ваша страховка уже в электронной базе данных (через несколько дней по почте пришлют оригинал на домашний адрес).

Задержка может быть лишь в одном случае – если вы захотите установить на машину какой-то оригинальный регистрационный номер. Тогда придется подождать, пока его изготовят. Разумеется, за это “удовольствие” надо заплатить.

Еще проще выполняется трейд-ин: условились о цене, передали ключи и регистрационную форму, и эта сумма тут же  вычитается из стоимости нового автомобиля. Никаких формальностей.

Настолько простое проведение сделок стимулирует и продажи автомобилей через различные электронные сервисы, при которой продавец и покупатель встречаются где им удобно за чашкой чая лишь для подписания акта передачи.



США: продажи уходят в сети

– Сегодня все больше сделок происходит на просторах Интернета. Никто не заходит к дилеру, чтобы поглазеть и попинать колеса будущей покупки, – рассказывает аналитик агентства “McKinsey” Ханс-Вернее Каас. – Фактически покупатели появляются в шоу-руме лишь один раз, чтобы подписать бумаги на владение, подтвердить перечисление средств (обычно кредитных) и сразу же забрать автомобиль с площадки или заказать доставку машины к дому.

Процедура покупки в сети для американца обычно выглядит так. Через сайт-агрегатор он находит в районе своего проживания автомобиль в необходимой комплектации и видит реальные цены – те, за которые его уже приобрели другие покупатели. Это принципиальный момент. Стоимость новых автомобилей в США не фиксирована. Существует рекомендованная производителем цена MSRP и сумма по инвойсу (за сколько дилер приобрел машину у компании). Разница между ними – предмет для торга. По статистике этот этап всегда и занимал больше всего времени. Теперь переговоры сводятся к нескольким сообщениям по Интернету. После этого следует обращение в банк за одобрением на кредит. Поскольку у каждого гражданина США есть личный кредитный рейтинг, то и здесь не возникает задержек – заявка обрабатывается в электронном виде и сразу определяются сумма, срок погашения и размер ежемесячных выплат.

Еще одна альтернатива традиционной схеме приобретения появилась сравнительно недавно у крупных торговых сетей. Покупателям, состоящим в программах лояльности, они стали предлагать не только выгодные акции на разные товары, но и упрощенную покупку автомобиля. “Делаете свой выбор и... едете получать ключи у автодилера, – описывает эту схему проживающая в Техасе Мона Джиаманко. – В случае вашего одобрения компания берет на себя все заботы о сопровождении сделки”.

Схема оказалась настолько успешной, что в прошлом году через нее было продано больше 400.000 машин. Благодаря большим объемам реализованного товара крупная торговая сеть может договариваться о более выгодных условиях для своих клиентов, не зарабатывая на них напрямую.

По данным агентства “J.D. Power and Assosiates”, покупка по традиционной процедуре “с нуля”, без каких-либо предварительных условий занимала не менее шести часов, которые тратились на переговоры с менеджером, банком, страховой, на подготовку бумаг и автомобиля. Покупатели теряли немало времени и на поездки по другим дилерам, чтобы поторговаться о скидках. Новые схемы сократили процесс оформления до пары часов.



ОАЭ: закажи и забери

Большие доходы ближневосточных стран открыли не только перед элитой возможность приобретать самые дорогие и престижные автомобили. Значительно ускорилась автомобилизация всего населения, в том числе и самых бедных слоев. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, тому способствуют низкие налоги на владение транспортом, доступное топливо, отсутствие прочих финансовых обременений или государственных ограничений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и процесс приобретения транспорта предельно прост и не занимает много времени.

– Обычно покупатели, которые приходят в салон за новым автомобилем, уезжают на нем уже через полчаса, – говорит специалист одного из дубайских автодилеров Мотаза Абу-Хиджле. – Теперь принято резервировать интересующий автомобиль через онлайн и заранее согласовывать по телефону с менеджером основные условия покупки.

Для оформления требуется три документа: паспорт (или виза резидента), водительское удостоверение и страховой полис. Можно идти к продавцу и без последнего, а сделать его на месте звонком в колл-центр страховой компании или через интернет-сайт. Определившись с подходящей моделью, остается подписать лишь пакетный договор, который уже включает услуги по регистрации автомобиля и прохождению технического контроля. Если требуется кредитование, то самой распространенной у клиентов практикой является получение финансирования в “зарплатном” банке. Он не только предлагает наилучшие условия, но и проводит сделку в кратчайшие сроки.



Япония: все начинается с… парковки

Традиционализм и любовь к строгому порядку не могли не отразиться на процессе покупки автомобиля в Стране восходящего солнца. Он может быть упрощен лишь в том случае, если клиент согласен оплатить соответствующие услуги менеджера в автосалоне. Но желающие сэкономить должны быть готовы к сложному бюрократическому процессу, где не допускается отклонений.

– Для сделки необходимы водительское удостоверение, инкан (личная печать гражданина), квитанция оплаты налогов, полис страхования, регистрационные знаки и сертификат аренды парковочного места, – рассказывает Акира Накаи, житель префектуры Чиба. – Если до этого автомобилем вы не владели, то все усложняется. Стоянка должна находиться не далее двух километров от места проживания. У собственника здания или у хозяина арендуемой жилплощади надо запросить сертификат, подтверждающий факт выделения места под автомобиль. С ним идешь в местное отделение полиции, чтобы заполнить заявление на личный знак, который будет закреплен на стоянке. Там же рисуешь две схемы: местонахождение парковки в квартале и схему места хранения с указанием границ и точных размеров площадки. Поскольку обработка заявления занимает около недели, то процесс покупки автомобиля может растянуться на срок до десяти дней.

Такие строгие правила, продиктованные объективным фактором – перенаселенностью, действуют для машин с белыми регистрационными знаками. На кей-кары (автомобили длиной не больше 3,4 метра), их можно отличить по желтым номерам, распространяется упрощенная схема. Но все равно хлопот много – сделка может занять два дня.



Сингапур: купи право купить

Самая необычная система выстроена в островной республике, расположенной между Малайзией и Индонезией. При площади всего 719 кв. км, что в три раза меньше территории Москвы, вполне объяснимо желание властей регулировать количество транспортных средств, чтобы не иметь проблем с трафиком. Но для этого используются не бюрократические, а рыночные механизмы.

– Прежде чем купить автомобиль, необходимо выиграть это право на аукционе, которые устраиваются раз в месяц, – пишет местный коллекционер автомобилей Оливер Стюарт. – Принять участие в нем можно самостоятельно или через брокера, а с этого года стала работать и электронная система торгов, которая позволяет включить в одну заявку до трех автомобилей. Правда, в случае победы лицензия выдается лишь на один.

Минимальный депозит, необходимый для участия в аукционе, составляет 10.000 сингапурских долларов (485.000 рублей), но автомобилисты вводят суммы в несколько раз больше, так как стоимость сертификата уже достигает нескольких десятков тысяч. Нельзя сказать, что это выброшенные деньги, ведь сертификат затем можно продать. Сократить же свои расходы можно, если обратиться за лицензией на пользование автомобилем в выходные дни. Езда в остальное время допускается только при покупке разового пропуска.

Из-за такой системы покупка машины может растянуться на несколько месяцев. При наличии сертификата можно отправляться к автодилеру, где остается подписать только договор купли-продажи или кредитное соглашение при наличии займа в банке. Регистрацией нового транспортного средства в транспортной инспекции также обычно занимается дилерский центр. Дополнительная задержка в несколько дней возникает, когда клиент желает получить знаки с определенным сочетанием букв и цифр.



Россия: все по старинке

После оплаты машины менеджер автосалона начнет готовить целую кипу бумаг. Ждать придется не меньше часа, пока заполнят и распечатают четыре копии акта приемки-передачи, столько же  – договора купли-продажи и расходные ордера. И на каждом экземпляре надо поставить свою подпись. Многочисленные копии – предписание российского законодательства. По одному экземпляру остается у каждой стороны сделки (у вас и дилера), остальные направляются в банк и регистрационные отделы ГИБДД.

Кроме того, подписи и штампы потребуется проставить в сервисной книжке и ПТС, обязательно сверив номера VIN. А в акте осмотра от вас потребуют собственной рукой написать фразу о том, что претензий к внешнему виду и техническому состоянию не имеете.

Затем вас отводят за другой стол – в отдел страхования. Без полиса ОСАГО передвигаться по дорогам России запрещено. На заполнение электронной формы у опытного брокера уходит около 30 минут (как и на бумажный полис), поскольку каждый пункт необходимо забить вручную. Еще час закладывайте на оформление дополнительного страхования по каско. Тарифы сильно варьируются от компании к компании и от количества опций. Значит, еще понадобится время на выбор выгодного предложения.


Уехать из автосалона можно и без номеров – действующие законы оставляют десять дней после покупки на получение регистрационных знаков. Срок исполнения у дилера, если он предложит эту услугу, займет до семи дней (компании обычно не возят машины на регистрацию по одной, а набирают целый автовоз и раз в неделю отправляют его в ГИБДД). Самостоятельно получить номера можно относительно быстро – по регламенту МВД с момента получения талона в МРЭО вас обязаны обслужить не более чем за три часа. Но будьте готовы к тому, что за талонами придется... постоять в живой очереди или их вообще не окажется на ближайшие день-два.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: