Рубрики

Ход боком. Учимся управлять в заносе в центре водительского мастерства BMW

12:27 27-11-2014

Многие расценивают дрифт как пустую забаву, забывая, что техника управляемого заноса – это прежде всего целая система контраварийных приемов. Вот за ними мы и отправились на тренировочную базу BMW.

Многие расценивают дрифт как пустую забаву, забывая, что техника управляемого заноса – это прежде всего целая система контраварийных приемов. Вот за ними мы и отправились на тренировочную базу BMW.

– Для тренировок нужно совсем немного – безопасная просторная площадка и заднеприводный автомобиль, – говорит Кирилл Папков, инструктор школы водительского мастерства BMW. – Единственная цель сегодняшних тренировок – воспитать в себе чувство и понимание автомобиля, когда он движется в поперечном скольжении. Это в принципе другие ощущения.

Для первого задания выбирается размеченная конусами окружность диаметром примерно с десяток метров. Задача: двигаясь по внешней стороне окружности, пройти в постоянном скольжении хотя бы несколько кругов.

...Двигаюсь спокойно по окружности, резко добавляю газ и практически одновременно работаю рулем в сторону заноса. Именно так велел делать инструктор. Зад автомобиля плавно уходит в глубокое скольжение, и за этим моментально следует... разворот. Вторая попытка заканчивается таким же конфузом. Третья... Вообще занос не получился.

– Во-первых, ты забыл о технике руления – крутишь баранкой беспорядочно, не зная, на какой точно угол следует поворачивать руль, – указывает Кирилл на мои ошибки. – Во-вторых, необходимо пускать машину в занос так, чтобы не возникало сноса передка.

Дрифт с перекладкой является не только способом
прохождения S-образных поворотов, но и важным
приемом контраварийного вождения.

Я вспоминаю нюансы, о которых говорили на теоретическом курсе. Баранку необходимо держать в определенных точках. Если представить руль как циферблат часов, то “3” – позиция для правой руки, а “9” – для левой. Перехватывать следует в тех же точках, чтобы не потерять представления, насколько вывернут руль и, соответственно, колеса.

В сносах тоже есть тонкость. Если, вызывая скольжение, передние колеса слишком сильно повернуть внутрь поворота, то автомобиль станет “шлифовать” асфальт передком и никакого заноса не выйдет. Физически ощутить начало сноса несложно: руль вмиг “легчает”, по кузову пробегают вибрации. Но психологически сложно заставить себя не докручивать баранку в сторону виража, а сделать легкое обратное движение рулем и сбросом газа загрузить передние колеса, чтобы поймать сцепление шин с асфальтом.

Второй раз выезжаю на круг. И вроде делаю теперь все правильно, запросто вызываю занос, избегаю разворота... Но долго и стабильно держаться в управляемом скольжении не получается.

– Алексей, хватит “наматываться” на руль! – звучит по рации голос инструктора. – Очень много суеты и лишних усилий. Если хочешь вырвать руль с корнем, то знай – все равно не получится. Руль – это орган управления, а не то, за что нужно хвататься изо всех сил. Будь спокойнее, создай себе упор свободной левой ногой, расслабь верхнюю часть туловища и делай все мягко.

Легко говорить со стороны. А попробуй расслабиться, когда волнение так велико, что, кажется, мозг лопнет от эндорфинов! Но я прислушался к совету, и один за другим стали получаться в заносе ровненькие “пончики”! Волшебство какое-то...


Управляем взглядом

Переходим к широкой дуге на 180-градусном повороте, которую следует пройти в непрерывном дрифте. Тут две критичные точки: где и каким образом начать занос, а затем правильно стабилизировать машину на выходе. Вызвать скольжение в быстром вираже проще всего контрсмещением. Прямо перед точкой входа делаем короткое резкое движение рулем от поворота, а затем на такой же угол ставим его на поворот, чтобы, дестабилизировав автомобиль раскачкой, сорвать заднюю ось. Дальше умеренно прибавляем газ, “ловим” машину, сохраняем угол скольжения и плавно распрямляем траекторию на выходе, отпуская педаль акселератора.

Так вот, все, что следует за словом “дальше” в озвученной фразе, и есть самое трудное.

– Хватит таращиться на конусы! Если они тебе так нравятся, я после занятий подарю несколько, – ругается Кирилл, когда я опять ошибаюсь. – Запомни правило: куда ты смотришь в заносе, туда и едет автомобиль. Ты инстинктивно рулишь его за направлением своего взгляда. Так что сдернул машину – тут же крути головой, чтобы не отрывать взгляд от нужного направления.

Еще один дельный совет. Сразу стало получаться лучше.

Закрепить полученные умения предстояло на двух больших кругах, вокруг которых следовало двигаться в заносе восьмеркой. И здесь я должен был освоить еще один прием – “хлыст”.

Многие ошибочно думают, что в случае срыва задних колес достаточно просто отрулить автомобиль в сторону заноса и он сам стабилизируется. Не все так просто. Иногда после выравнивания мгновенно развивается скольжение в обратном направлении. На дороге оно еще более опасно, чем просто занос или снос, потому что ведет обычно к полной потере контроля за автомобилем. Но сейчас этот “хлыст” мы будем вызывать сознательно – по-другому S-образные повороты в непрерывном дрифте не пройти.

...Первую окружность огибаю в заносе именно так, как и требовал инструктор. Смотрю на точку входа второй окружности, под сброс газа делаю перекладку, и вот уже автомобиль скользит другим боком. Получается! После смены направления главное – подхватить скольжение газом и не переусердствовать с ним.

– Поздравляю, вы окончили первый класс школы дрифта! – снисходительно похвалил Кирилл своих учеников.

Лично я на этом останавливаться не собираюсь. Ровная асфальтированная площадка для тренировок на примете есть. Осталось напомнить Кириллу об обещанных конусах...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: