Рубрики

И это – техосмотр?! Или о том, что диагностическая карта  – чистая формальность

13:46 26-11-2014

Сколько на наших дорогах откровенных развалюх, отравляющих воздух и все живое вокруг своими выхлопами, угрожающих безопасности остальным участникам движения своим жутким техническим состоянием! Но самое страшное – весь этот двигающийся ужас прошел… техосмотр! Впрочем, как мы убедились, ничего удивительного в этом нет.

Сколько на наших дорогах откровенных развалюх, отравляющих воздух и все живое вокруг своими выхлопами, угрожающих безопасности остальным участникам движения своим жутким техническим состоянием! Но самое страшное – весь этот двигающийся ужас прошел... техосмотр! Впрочем, как мы убедились, ничего удивительного в этом нет.

Этой праворульной японской модели 1996 года выпуска давно пора на свалку. Пробег под 400.000 километров, масса технических проблем, начиная с тормозов, прогнившей выпускной системы и кончая совершенно “сдохшей” коробкой передач... Плюс не адаптированные под наши требования фары, тонировка не по ГОСТу... Впрочем, не станем загружать ваше внимание всеми техническими проблемами этого автомобиля, которые, поверьте, мгновенно отправили бы под пресс в любой более-менее цивилизованной стране. Но наш путь на нем лежал не в пункт утилизации, а на станцию прохождения техосмотра.

Выбрали мы ее простым методом тыка, обратившись в компанию, которая имела несколько филиалов в разных округах Москвы. И сразу были приятно удивлены – не надо записываться.

– Приезжайте, когда вам будет удобно. У нас не бывает очередей, – вполне вежливо предложил администратор по телефону.

Приехали на пункт осмотра. “Технический эксперт” (он так представился) с сигаретой в зубах лениво подошел к нашему рассыпающемуся автомобилю, окинул его равнодушным взглядом и спросил:

– Проблемы есть?

– Как без них в таком возрасте. Тормоза уже никакие, коробка без конца барахлит...

– Ладно, идем оформляться, – лениво протянул “эксперт”.

У меня челюсть отвисла:

– Вы что, ничего не будете проверять?

– А зачем? Колеса на месте, машина на ходу...

– Хотя бы посмотрите наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

– Они же есть?

– Есть.

– Вот и замечательно! Не пойму – вам диагностическая карта нужна или нет?

– Понятно, не хотите диагностику делать. Но вот это и без диагностики видно, – и я показал ему на затонированные передние стекла, на китайский ксенон вместо штатных фар, который никто никогда не регулировал...

– Будем считать, что я ничего не заметил, – разворачиваясь к столу с компьютером, бросил он мне в явном нетерпении поскорее избавиться от назойливого клиента.

Через пять минут я уехал с диагностической картой, в которой ни один недостаток не был указан....


Восставшие из пепла

Через несколько дней мы решили пройти техосмотр (с тем же самым автомобилем) при помощи так называемой выездной станции. Если верить рекламе, то специалисты с оборудованием приезжают в любое удобное место по заказу клиента.

…Сознаться, я представлял передвижную станцию иначе. В назначенное время к нам приехал не фургон, напичканный диагностическим оборудованием, а обычная легковая машина. Из нее вылез молодой человек с ноутбуком.

– Это ваш автомобиль? Вроде ничего выглядит... Давайте документы, я заполню данные для базы данных, – с ходу заявил он.

– Проверять ничего не будете?

– А зачем? Для этого езжайте в автосервис, а мы вам просто диагностическую карту выписываем.

– Неплохо вы устроились. Ничего не делаете, только бумажки заполняете и деньги берете, – я еще пытался хоть как-то заставить этого парня заняться делом.

Но он непоколебимо оставался равнодушным к нашему автомобилю.

– А что вы переживаете? Все законно, – приехавший “эксперт” уже словно успокаивал меня. – Вот смотрите: заходим на сайт РСА, здесь указано, что наша компания имеет аккредитацию на проведение техосмотра. Я прямо при вас занесу информацию о диагностической карте в базу данных. Все лицензированные пункты техосмотра имеют к ней доступ.

– Неужели не боитесь штрафов? Ведь с 15 ноября вводится ответственность за выдачу диагностических карт неисправным автомобилям.

– Меня это не волнует. Ну введут штрафы. Просто риск повысится... У нас такой оборот, что никакие санкции не пугают. Народ ведь никуда не денется – техосмотр всем надо проходить, – разоткровенничался собеседник. – О, я вижу в базе, что ваш предыдущий оператор техосмотра закрылся. Точнее, его закрыли. Но ничего, будет очередной феникс.

– В каком смысле?

– Восстанет из пепла! – рассмеялся собственной шутке воодушевленный “эксперт”. – Лишили лицензии? Не проблема. Получить аккредитацию в РСА очень легко для другого юридического лица. Мы сотрудничаем с крупной страховой компанией. У нее таких карманных фирм – десятки. Это беспроигрышный бизнес.

По улицам страны разъезжают тысячи автомобилей, которые представляют опасность
для окружающих. Но это им не мешает законно проходить техосмотр.

Вот так, на практике, мы убедились, какой чисто формальный характер носит сегодня техосмотр автомобилей. Когда поделились своими наблюдениями с генеральным директором Союза организаций технических экспертов “Техэксперт” Сергеем Зайцевым, он сказал:

– Главная задача сейчас – убрать любую связь между страховщиками и пунктами техосмотра. У них ведь одна цель – побольше заработать. Вот страховые фирмы и открыли кучу липовых пунктов техосмотра, существующих лишь на бумаге. Страховой агент и технический эксперт играют одну и ту же роль.

Но пока власти не собираются принципиально менять систему. Да, вводят ответственность для станций техосмотра, повышают для них требования, но, похоже, недобросовестные компании это совсем не пугает. Они “возрождаются из пепла”, как сказал один из наших геров. Так что нескоро, похоже, с наших дорог исчезнут эти опасные во всех отношениях развалюхи. Правда, возникает вполне резонный вопрос: а почему наши доблестные гаишники не останавливают подобные транспортные средства и не отправляют их (вполне заслуженно!) на штрафстоянки? Впрочем, ответ на него известен – закон не позволяет. Что надо сделать, чтобы изменить этот пункт законодательства, который откровенно наносит всей стране урон? Впрочем, не будем о грустном…

Поделиться: