Рубрики

“I” против “W”

Какое ралли лучше?

Мировой раллийный спорт разделился на два лагеря. Серия “IntercontinentalRallyChallenge” (IRC) еще совсем молода, но уже во многом может дать фору официальному чемпионату мира – “WorldRallyChampionship” (WRC). Следующие два сезона станут определяющими: в какую из серий потянутся автопроизводители, та и будет более популярной.

ПОСЛЕДНЯЯ гонка IRC была отмечена очередным рекордом – на старт в чешском городе Злине вышли сразу 25 автомобилей приоритетного в серии класса “Super 2000”. Интерконтинентальное первенство развивается, спору нет. По крайней мере, марок в “Challenge” уже давно представлено больше, чем в высшем классе чемпионате мира “World Rally Car”. В IRC машины выставляют FIAT, “Skoda”, “Peugeot”, “Honda”, даже малайский “Proton”. В WRC заводские команды есть только у “Citroёn” и “Ford”.

“Для нас вообще не вопрос, какое первенство считать главным, – заявляет журналистам глава спортивного подразделения “Skoda” Михал Хрбанек. – В IRC есть и производители, и интересный календарь, и хорошие пилоты”. От представителя чешской марки, программа которой направлена на выступления в IRC, других слов и ждать не приходится. Тем более что результаты этого сезона отрадны для руководства “Skoda Motorsport”: их пилоты на трех последних этапах выиграли два ралли. Могли бы, наверное, и все три, но на Мадейру команда просто не поехала: правила чемпионата позволяют это делать, не слишком волнуясь за итоговое положение в общем зачете – засчитывается всего семь лучших результатов из одиннадцати гонок, так что “конюшни” могут себе позволить пропустить некоторые этапы. В IRC изначально все сделано для того, чтобы затраты команд были минимальны.

Из трех последних гонок в IRC команда “Škoda” выиграла две. А вот в WRC побед у чехов не было.

Между тем WRC последние годы пребывает в довольно странном положении. Перемены в регламенте назрели давно, реформы движутся полным ходом, но… На смену нынешним автомобилям “World Rally Car” идет техника уровня “Super 2000”. Такие машины дешевле, а значит, удастся привлечь новых производителей. Кроме того, опять-таки в целях экономии Международная автомобильная федерация уже сократила календарь чемпионата мира с 15 до 12 этапов. Шаги здравые – это отмечают и боссы заводских команд “Citroёn” и “Ford”, выступающих в WRC. Однако проблема в том, что все это уже есть в IRC – и техника “Super 2000”, и календарь из 11 гонок. Причем конкурентам удалось отобрать у WRC лакомый кусок – гонку в Монте-Карло, самую престижную в мире ралли. Больше того, в IRC уже выступают многие производители – его организаторам не надо думать о привлечении новых участников... Изменения в регламенте WRC окончательно вступят в силу с сезона-2011, и тогда в ралли фактически будут соседствовать два одинаковых чемпионата.

Кто на свете всех главнее?

ПО КАКИМ критериям отличать “главный” чемпионат от “неглавного”? На встрече с журналистами в апреле это пытался объяснить президент FIA Макс Мосли: “Я не понимаю, почему все задаются этим вопросом. IRC – хороший чемпионат, но лучшие гонщики, лучшие команды и трассы – в чемпионате мира. Это просто разные уровни соревнований”.

Пока это действительно так. В WRC выступают Себастьен Лоеб, Микко Хирвонен, братья Петтер и Хеннинг Сольберги, в Португалии проехал гонку Маркус Гронхольм. В IRC более-менее сильной можно назвать пару пилотов “Skoda” – Яна Копецки и Юху Ханнинена; известность заслужил гонщик FIAT Джандоменико Бассо; на слуху имя Криса Мика, выступающего на “Peugeot”. Но все это пилоты не того калибра, что в чемпионате мира. Что касается команд, тут Мосли тоже, наверное, прав: одна из причин, по которой новые производители не приходили в последнее время в WRC, – это высокий уровень заводских коллективов “Citroёn” и “Ford”. Даже “Subaru” не могла с ними тягаться на протяжении нескольких лет. А в IRC сейчас начала доминировать “Skoda”, программу которой в WRC, скажем так, было за что критиковать.

С трассами в IRC тоже не все гладко (здесь требования к организаторам этапов не столь жесткие, как в чемпионате мира, где гонки, прежде чем попасть в календарь, несколько лет подряд инспектируются комиссиями FIA). В этом году, например, многие команды пропустили этап IRC в Выборге из-за того, что в сезоне-2008 трасса была подготовлена не лучшим образом и техники на ней пострадало немало. В результате для команды “Skoda”, которая все-таки приехала в Россию, гонка получилась сравнительно простой. На сей раз наши организаторы подготовили трассу значительно лучше, и Юха Ханнинен на пути к финишу вообще не испытывал проблем. Его напарник Ян Копецки, который считается “асфальтовым специалистом”, успешно добрался до финиша на втором месте. “Skoda”, таким образом, отпраздновала первую победу в IRC.

Без накладок, впрочем, и в этом году не обошлось. На спецучасток “Топольки” из-за поломок не смогла выехать ни одна из трех “открывающих” машин, пилоты которых должны проверять состояние трассы и предупреждать болельщиков о скором начале гонки. “Меня спросили, не хочу ли я поехать первым, – удивлялся в разговоре с корреспондентом “Клаксона” Юха Ханнинен. – До сих пор в моей карьере такого не было”. Финн ехать по трассе без проверки, естественно, отказался: “Не то, чтобы я боялся, но ведь люди могли просто не знать о том, что сейчас начнется доп, и это могло привести к трагедии”...

Проблемы с организацией ралли IRC – не только в России. На этапе в Чехии некоторые стюарды гонки отличались от зрителей, пожалуй, лишь светоотражающими жилетами. Фотографы нахально выходили на середину трассы – судьи только предупреждали: “Если тебя задавят, это не мои проблемы”. Для сравнения: в Польше, которая недавно принимала этап чемпионата мира, стюарды стояли по трассе через каждые десять метров и строго следили за поведением болельщиков и фотографов.

“Плюс” и минусы WRC

ОБЩИЙ уровень соревнований в WRC действительно выше. Поэтому со вступлением в силу новых правил в чемпионат мира должны прийти автопроизводители. По крайней мере глава спортивного подразделения “Citroёn” Оливье Кесснель не сомневается: “Придут “Skoda”, FIAT, возможно, построят автомобили еще несколько команд, так что в сезоне-2011 в чемпионате мира будет как минимум четыре заводских коллектива”. О том, что в WRC останутся “Citroen” и “Ford”, уже официально заявили представители обеих марок. Но Хрбанек не спешит подтверждать прогнозы Кесснеля. “Мы пока не определились, будем выставлять команду в чемпионате мира или нет, – сказал он корреспонденту “Клаксона” перед началом этапа IRC в Чехии. – Для начала FIA должна сама определиться с тем, какой будет регламент”.

С регламентом действительно проблемы. Сначала чиновники федерации говорили о том, что с сезона-2011 года в чемпионате мира будет использоваться некий регламент “Super 2000+” – не совсем тот, что действует в IRC, а чуть более либеральный. Таким образом, автомобили в WRC были бы хоть ненамного, но быстрее. Когда грянул экономический кризис, Макс Мосли прекратил все разговоры о “плюсе” и сказал, что выступать в мировом первенстве будут обычные “Super 2000”, а все, что позволят сделать командам лишнего – это навесить на автомобили “агрессивные элементы аэродинамики”.

Недавно федерация вновь изменила свою позицию. Теперь командам предписано строить не атмосферные двухлитровые двигатели, которые стоят на нынешних автомобилях “Super 2000” в IRC, а моторы объемом 1,6 л, оснащенные турбонаддувом. Таким образом, машины в WRC будут быстрее, и эксперты сходятся во мнении, что найдено оптимальное решение для чемпионата мира. Станет интереснее чемпионат и самим автопроизводителям – с учетом последних тенденций по снижению рабочего объема двигателей дорожных автомобилей.

Впрочем, выводы делать рано. Ни одна из марок, кроме “Citron” и “Ford”, пока не объявила о намерении выступать в WRC. Отмалчиваются даже в “Suzuki”. Японцы чуть менее года назад свернули программу выступлений в чемпионате мира, но обещали вернуться позже – когда в первенстве изменятся правила. Пока никаких новостей от них не слышно... Все ждут, кто объявит о приходе в WRC первым. Многие думают, что это будет “Skoda”. У чехов самая мощная пока программа “Super 2000”. “Наше дело выбирать из предложенных вариантов, – говорит Хрбанек. – Я знаю только одно: у нас отличная машина, и мы будем уверенно чувствовать себя в любом из чемпионатов”. Для него отнюдь не очевидно, что WRC лучше IRC. Не очевидно это пока и для остальных. Возможно, пополнения среди заводских команд в чемпионате мира придется ждать и после 2011 года. Запуская несколько лет назад новый чемпионат, организаторы IRC говорили о том, что их задача сделать из своего первенства – лучшее в мире. Сейчас у них такой шанс есть.

Олег КАРПОВ,
фото автора и “Skoda
Злин – Москва

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: