Рубрики

Игра по максимуму

Будущее “Больших призов” под угрозой

“Формула 1” на грани катастрофы. Ассоциация команд чемпионата мира объявила о создании альтернативной серии. Макс Мосли и Берни Экклстоун грозят им судом. “Конюшни” готовят ответные иски.

КОМАНДЫ обещают, что новая гоночная серия, которая должна появиться в следующем году, будет лучше и интереснее “Ф 1”. Спортивный и технический регламент составят таким образом, чтобы сделать первенство увлекательнее. Снизятся цены билетов. По-видимому, разрешат тесты, и на них тоже будут продаваться билеты. Возможно, изменится формат уик-энда.

“В нашем чемпионате будут гоняться лучшие гонщики и пилоты”, ­– говорится в заявлении FOTA (Ассоциации команд “Ф 1”). Участие в новом чемпионате, если он будет создан, гарантировали восемь из нынешних команд, а в “Формуле 1” останутся только “Williams” и “Force India”. Многие ведущие пилоты подтвердили, что последуют в новую серию за своими командами. Одним из первых об этом заявил двукратный чемпион Фернандо Алонсо. Он выразил уверенность, что чемпионат автопроизводителей будет еще ярче, чем “Ф 1”, которая, возможно, после раскола вообще исчезнет.

Руководители команд обещают включить в календарь многие полюбившиеся болельщикам трассы, которые из-за коммерческой диктатуры Экклстоуна остались не у дел. Речь идет об Имоле, где заканчивается реконструкция, о канадском Монреале, где всегда получались захватывающие гонки, об Индианаполисе, который важен самим производителям с рекламной точки зрения. Исключение североамериканских этапов вызвало в свое время недовольство команд – решение принималось исключительно в коммерческих интересах Экклстоуна, который не смог договориться с владельцами трасс о сумме ежегодного взноса.

Руководство новым чемпионатом будет прозрачным и понятным всем участникам и болельщикам – это то, что в первую очередь подчеркивают в FOTA. В конечном счете именно диктаторская, как ее называют, манера управления “Формулой 1” стала причиной раскола. Заводские коллективы, по сути, поднявшие популярность “королевы автоспорта” на нынешнюю высоту, давно считают себя полноправными участниками, с которыми следует по меньшей мере советоваться при принятии решений. Однако регламент на 2010 год был принят без консультаций с “конюшнями”, хотя включал в себя пункты, с которыми те, как оказалось, мириться не намерены. В первую очередь речь идет о “двойных” правилах: тем, кто сумеет уложиться в 40 млн евро при постройке машины, обещаны значительные технические послабления; те же, кто радикально сокращать бюджет не готов, могут тратить сколько угодно, но регламент для них будет более жестким – то есть построить быструю машину станет сложнее.

– Двойные правила противоречат философии “Формулы 1”, – считает президент FOTA Лука ди Монтеземоло.

С необходимостью сокращать затраты команды согласны, но не готовы делать это так радикально. Чтобы уложиться в отведенный лимит, “конюшням” придется серьезно урезать штат, что непросто с точки зрения европейского законодательства (с многими сотрудниками подписаны контракты). Руководители команд обещают: в новом первенстве курс на снижение бюджетов будет продолжен, но пройдет по более разумному сценарию и без противоречивой, как они считают, системы контроля за затратами, которую предлагает FIA.

– Мы уже доказали, что команды могут работать вместе, –говорит директор “BMW-Sauber” Марио Тайссен. – За год, что FOTA существует, чемпионат добился самого невероятного прогресса в сфере регламента за всю историю чемпионата мира.

Все дело в Мосли?

МАКС Мосли в успех нового чемпионата не верит и обвиняет некоторые команды в подрывной деятельности. “У них ничего не получится, к началу следующего года они успокоятся и выйдут на старт нашего чемпионата”, – говорит президент FIA. Между тем заявки на участие в “Ф 1” на следующий год подали пока лишь пять команд. Даже если каждая из них выставит на старт по три автомобиля, то не удастся набрать необходимые для соблюдения контрактов с телекомпаниями и трассами 18 машин. К тому же, как говорят в паддоке, некоторые новые команды готовы стать частью альтернативной серии, если она будет организована. Ведь одно дело найти 40 млн евро для чемпионата, где придется сражаться с “Ferrari”, “Renault” и прочими, и совсем другое – отыскать ту же самую сумму на схватку с конюшнями “Force India” и пришедшими из младших формул никому не известными коллективами.

На сегодняшний день число сторонников Мосли резко уменьшилось, однако идти на попятную тот не намерен. Он настаивает на том, что сами по себе команды ни на что не способны: ими движут только их собственные интересы; они вместе, пока им есть, против кого бороться. Выиграв эту схвтку и получив власть над “Ф 1”, они не гарантируют ей будущего, потому что проигрывать в чемпионате не станет дешевле. Так что, дескать, рано или поздно заводские “конюшни” начнут уходить, а условий для появления новых команд создано так и не будет.

Позиция Мосли основана на многолетнем опыте. Фактически всеми этими доводами и были продиктованы изменения в регламенте – он уверяет, что не собирался выгонять команды из “Формулы 1”, но обязан застраховать чемпионат от неожиданностей вроде внезапного ухода “Honda” прошлой зимой.

Команды обвиняют Мосли в диктаторских методах руководства, в том, что он занял позицию устрашения, – но президент FIA уверен, что только так дело можно сдвинуть с мертвой точки, когда на другом конце стола переговоров десяток команд, каждая из которых думает лишь о собственной выгоде. Он напоминает: в истории были масса случаев, когда “конюшни” предлагали разумные идеи по поводу регламента лишь после того, как FIA первой делала ход и объявляла о радикальных изменениях; в результате они потом смягчались до приемлемых.

И в ходе нынешнего противостояния Мосли действовал по привычной схеме: вначале (в апреле) провел шоковую терапию, всполошив все команды. Затем – в самый последний момент –пошел на уступки, согласившись увеличить лимит до 100 млн евро и отказавшись от идеи двойного регламента. Больше того, позволил командам, как они того хотели, самостоятельно отслеживать траты, и даже пообещал впредь менять регламент только после консультаций со всеми участниками.

Последнее предупреждение...

ОЧЕРЕДНАЯ версия регламента, которую предложил Мосли, могла бы устроить команды – Макс фактически уже поступился собственными принципами и пошел на попятную. Однако Ассоциация этого будто и не заметила. “Конюшни” хотели получить документальное подтверждение всех этих позиций.

Может быть, все дело в недоверии к фигуре Мосли. Команды не могут простить президенту FIA бесконечной череды скандалов и сомнительных нововведений, которые сотрясали “Ф1” в последние годы. “McLaren” помнит о стомиллионом штрафе и последовавшей за этим отставке Рона Денниса, “Ferrari”, BMW и “Renault” – о непоследовательной политике в отношении двойных диффузоров в этом сезоне. Репутация самого Мосли серьезно пострадала в прошлом году из-за “сексуального” скандала, а то, что он сумел после этого удержаться на посту президента, многих только уверило в том, что Мосли фактически превращается в диктатора, и ничто не может заставить его сложить полномочия.

Противостояние команд и федерации превратилось в битву личностей. Руководителям “конюшен” просто не нравится сам Мосли, и какие бы меры по сокращению расходов он ни предлагал, они будут требовать его отставки. Когда завершится противостояние и чем – большой вопрос. Ясно лишь одно: от создания нового чемпионата проиграют все. Командам придется за полгода проделать работу по созданию сильной инфраструктуры, на которую у Мосли и Экклстоуна ушло более двадцати лет. Максу и Берни в свою очередь невыгодно терять автопроизводителей. Они вряд ли наберут достаточное количество команд, чтобы провести следующий сезон “Ф 1”, а если и наберут, то все лучшие гонщики у них выступать уже не будут. “Формула 1” может свернуть на тот путь, по которому пошли американские серии 15 лет назад. Раскол “IndyCar” привел к потере интереса к гонкам со стороны зрителей, и даже после объединения двух серий в прошлом сезоне они не могут поспорить по популярности с NASCAR...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: