Рубрики

Игры в кочевников с Renault Duster

13:11 10-02-2022

Где можно проехать на кроссовере Renault в Киргизии. Автомобильное путешествие с элементами восточной экзотики.

«В своем ауле у любой собаки хвост трубой», – гласит киргизская поговорка. Иные кроссоверы на знакомой территории кажутся настоящими бойцами, не сказать – зверьми. Но способны они держать высоко и гордо свои трубы за пределами уютных «аулов-миллионников»? Проделав марш по зимней Киргизии, я по-новому оценила репутацию Renault Duster.

Татьяна Ларина Фото Renault

Как, наверное, и многие советские люди, я черпала свое представление об этих краях из книг Чингиза Айтматова. Горы, завораживающие своим величием, долины, заросшие тюльпанами, голубые глади озер, лучезарные лица кочевников… И как, наверное, многие российские автолюбители не из числа преданных фанатов Renault, мнение о Duster я составляла из случайно увиденных роликов. А также рекламных буклетов да разговоров с коллегами на ходу. Что-то вроде: есть такой относительно бюджетный, невзрачный, но практичный автомобиль для отставных военных да рыбаков-охотников. С таким «коктейлем» можно было прожить бесконечно долго.

Но стоило чуть отбежать за межу, точнее совершить 4-часовой перелет из Москвы в Бишкек, чтобы прежняя каноническая картинка «поплыла». Вместо тюльпанов – снега и угольные кучи на продажу вдоль дороги. Вместо пьянящего воздуха – висящий привкус гари и легкий туман, который в столичном Бишкеке переходит в откровенный смог, мешающий рассмотреть соседнее здание... Но зато и вместо тусклых «пенсионерских» транспортников – живые, готовые к приключениям кроссоверы Duster с эффектным гранитным и оранжевым окрасом. К слову, на фоне достаточно потрепанного и отсталого от московского как минимум на поколение автопарка наши апельсиновые экспедиционные автомобили казались, а по факту и служили этакими шоу-стопперами. Соблазнительными и желанными.

Разумеется, чем дольше и пристальнее вглядываешься в полотна, особенно такие большие, как Duster и Киргизия, тем больше красок и деталей открываешь. Так произошло и в моем случае. Если Айтматов, к примеру, в Чуйской долине видел преимущественно заросли дикорастущей конопли, то у меня это место ассоциируется с «зарослями» камер и переносных радаров. Представители дорожной полиции прячутся едва ли не за каждой кочкой. И выслушать назидание (почти все в республике говорят на русском), и заплатить штраф придется так или иначе. Как ни стараешься соблюдать скоростной режим, турбированный двигатель ТСе 150 (максимум крутящего момента в 250 Н‧м с самых низов 1700 об/мин) подгоняет и наполняет тебя азартом. И легкий кроссовер Renault, вроде бы далекий от спорта, устремляется в гонку за впечатлениями.

Чуйская долина примечательна, во-первых, как географический феномен. Ровная, как стол, практически с отсутствием предгорий по краям, она вдруг заканчивается практически отвесной стеной высотой больше 4 тысяч метров.

Во-вторых, здесь немало исторических объектов. В частности, здесь располагался город Баласагун, который на средневековых картах указывался как центр мира. Во время путешествия мы намеренно завернули к 22-метровой башне Бурана, напоминающей о древнем поселении, и расположенным поблизости балбалам, саду древних камней и надгробий.

По мере движения к Иссык-Кулю смог рассеивается, и выступают завораживающие громадностью массивы Тянь-Шаня. По скоростной трассе, ведущей в сторону озера, можно разгоняться до 110 км/ч. Но это не точно, как шутят в интернете. Потому что информационных знаков катастрофически мало. Иногда можно проехать с десяток верст и не встретить ни одного указателя.

Бывалые автомобилисты-путешественники без особых восторгов оценивают «петлю Иссык-Куля». Дескать, ни разогнаться, ни «поджиповать» толком по этому асфальтированному кольцу. Действительно, озеро, расположенное на высоте 1600 м над уровнем моря, достаточно обжито. Особенно плотно заселена северная часть. Здесь один населенный пункт плавно переходит в другой. И везде почти одно и то же. Школа. Предупреждение снизить скорость до 40 и потом сразу до 20 км/ч. Сам населенный пункт, жители которого движутся настолько хаотично, что нужно постоянно быть начеку. А следом кладбище, которое, как правило, выглядит красивее самого поселка.

Однако виды озера перебивают все. Ими можно любоваться бесконечно. А в поисках увлекательного бездорожья легко найти и дикие места. Благо маршрут предполагал самые разнообразные спецучастки. Скажем, мы не сразу добрались до восточной оконечности озера. А сделали несколько вылазок в сторону. Ну а в самой высокой части Иссык-Куля мы добрались до могилы Пржевальского. Известный путешественник как в знаменитой «Юноне и Авось» «с престолами шутил, а умер от простуды».

Для путешествия по горам связка турбированного мотора и вариатора, по моему скромному суждению, едва ли не лучшая. Она достаточно экономична: расход по паспорту в смешанном цикле 7,2 л на 100 км. По факту – еще ниже. Примерно, как у дизеля с механикой. К качеству топлива (а сомнения были) двигатель весьма терпим и адаптирован под 92 АИ.

Штурм перевалов и обгоны на затяжных подъемах с турбо куда как приятнее. Да с двумя педалями – как ни крути – сил тратится меньше. А увидеть успеваешь больше. Еще один пользовательский плюс турбомотора – он быстрее прогревается. Правда, дистанционный прогрев есть и у дизельной версии. Но для забывчивых в горах имеет значение все. Даже при наличии, как у нас, зимнего пакета с «теплыми» форсунками, лобовым стеклом, рулем и задними сиденьями. Последнее я особенно отметила: в моем личном автомобиле дети, попав на задний ряд, тут же начинают разуваться и устраиваться на диванчике с ногами.

Навигация Duster, работающая через мультимедийную систему с 8-дюймовым экраном, к радости энтузиастов офф-роуда во второй день привела нас в Григорьевское ущелье, а в третий – к каньону Сказка. Нельзя сказать, что местная природа поставила перед Renault Duster неразрешимые задачи.

Без внедорожника и хорошего коня не добраться до площадок традиционных кочевнических игр: Кыз куумай (цель догнать и поцеловать любимую девушку) и Кок-бору («регби» на конях, где мячом служит туша козла).

Но все достоинства внедорожника высветились отчетливо. Дорожный просвет в 210 мм. Короткие свесы. Полный привод с принудительной блокировкой муфты. Ассистент спуска. Монитор 4х4, который точно информирует о положении автомобиля и помогает не забыться.

Уверена, что обладатели многих полноприводных, но типично городских кроссоверов опустили бы «хвосты труб» перед спецучастком, проложенным организаторами по руслу, образовавшемуся после схода селевого потока. А наш Duster легко его преодолел, покрывшись лишь красной пылью. Она вполне к лицу настоящему кочевнику.

Поделиться: