Рубрики

Интервью с директором по дизайну “Mazda Motor Corporation”

 

Лоренс Ван Ден Акер, директор по дизайну “Mazda Motor Corporation”:

“Наша задача – укрепление имиджа марки”

“Mazda Motor Сorporation” имеет глобальные виды на наш рынок. Достаточно сказать, что на предстоящем Московском автосалоне японская компания покажет концепткар, сделанный специально для России. Причем, желая лучше понять вкусы наших потребителей, менеджеры “Mazda” решили посоветоваться с российскими автожурналистами – чтобы с их помощью сформировать облик и начинку будущего автомобиля. Во время этого мероприятия интервью корреспонденту “Клаксона” дал Лоренс Ван Ден Акер, директор по дизайну “Mazda”.

– ГОСПОДИН Акер, не секрет, что концепткар, который публика увидит на Московском автосалоне, является прообразом будущей серийной модели “CX-5”. Этот компактный кроссовер займет самое младшее место в линейке полноприводных “Mazda”. Можно сделать вывод, что он проектируется в первую очередь для российского рынка? Или все-таки это глобальная модель?

Безусловно, это будет автомобиль для всех регионов, где присутствует “Mazda”. Россия как один из самых перспективных рынков для нас очень важна, но эту модель мы будем также продавать в Европе и Америке. Словом, везде, где есть спрос на компактные внедорожники. А где “СХ-5” будет пользоваться наибольшей популярностью – покажет время.

– Вы несколько лет работали в отделе стратегического развития дизайна концерна “Ford” в американском Дирборне. Есть ли различия в подходе к глобальному развитию марки у “Ford” и “Mazda”?

В “Mazda” начиная с 2000 года пошли по принципу развития концепции “Zoom-zoom”, которая стала основной в продвижении бренда. Она подразумевает удовольствие, которое владелец получает от обладания и вождения автомобиля. Все подразделения компании движутся именно в этом выбранном направлении. У американского “Ford” ничего подобного не было, что, по моему мнению, несколько тормозило развитие фирмы. Кроме того, в США этот концерн имеет три разных бренда – cобственно “Ford”, а также “Mercury” и “Lincoln”. Каждый из них требует своей идеологии, что заставляло постоянно искать новые подходы при выводе на рынок модели под той или иной маркой. То есть приходилось выполнять массу лишней работы. После перехода в “Mazda” моя жизнь стала существенно проще.

Другие японские компании, к примеру “Toyota” или “Nissan”, для разных рынов сбыта – японского, европейского, американского – обычно разрабатывают совершенно оригинальные модели. “Mazda” идет более простым путем, представляя в принципе одинаковый модельный ряд во всех уголках света. Но не ограничивает ли такой подход успех компании на том или ином рынке?

Здесь условия игры определяет размер фирмы. Гиганты вроде “Toyota” или “Nissan” одновременно выпускают по 60-70 разнообразных моделей, и из этого набора гораздо проще подобрать необходимый ряд для любого рынка. Мы производим лишь около десятка основных моделей и подобной роскоши позволить себе не можем. Но, поверьте, такой подход является более эффективным – ведь мы завоевываем рынки, обходясь гораздо менее затратными методами. Кроме того, нам легче подобрать модельный ряд для определенной страны или части света. Вдобавок унифицированная гамма создает строгий глобальный имидж марки: в любой точке мира образ “Mazda” – один и тот же. Хотя бывают и досадные исключения. К примеру, “Mazda 3” или родстер “MX-5” идеально вписываются в требования для автомобилей своего класса на любом рынке. А вот с предыдущей “Mazda 6” получилось иначе: в Европе этот автомобиль пришелся в самый раз, но для Японии он оказался слишком большим, а для США, напротив, чересчур маленьким. Поэтому при создании второго поколения этой модели мы вопреки своим обычным правилам для Америки спроектировали отдельную “шестерку” – немного более крупных размеров, чем та, что представлена в Старом Свете. Хотя стилистически эти машины очень близки.

– Вы упомянули “Mazda 3”. В конце 2008 года будет представлено следующее поколение этой модели. Что касается облика – новый автомобиль станет продолжателем идей нынешней “трешки”? Или мы увидим нечто в cтиле концепткара “Nagare”, который выбран проводником будущего дизайна “Mazda”?

Над новой “трешкой” мы работаем уже три года. Иными словами, ее проектирование шло параллельно с разработкой концепции “Nagare”. Сами понимаете, мы не могли наделить будущий серийный автомобиль, с которым связано финансовое благополучие компании, абсолютно новым дизайном, еще не “отработанным” на публике. Это было бы слишком рискованно. Поэтому новая “Mazda 3” спроектирована в уже известном ключе. Зато теперь, когда свежая концепция получила одобрение у автолюбителей и специалистов, я могу сказать, что первые модели “Mazda” с совершенно новым дизайном вы сможете увидеть уже через пару лет.

– По сравнению с другими моделями японских и особенно европейских производителей интерьеры автомобилей “Mazda” имеют неоправданно большое, на мой взгляд, количество элементов из жесткого пластика. Изменится ли эта тенденция в будущем?

К этой проблеме я отношусь с большим трепетом и могу заверить, что работа по увеличению доли “мягких” деталей уже ведется. Но на их внедрение уйдет не один год. Кроме того, помимо чисто дизайнерских мотивов имеются и некоторые другие основания для применения жесткого пластика, о которых я по определенным причинам говорить не хотел бы.

– Не собирается ли “Mazda” вывести на рынок автомобиль, демонстрирующий весь потенциал фирмы в дизайне и технологиях? Который стал бы настоящим бриллиантом в вашем модельном ряду, каким, скажем, для “Nissan” является купе “GT-R”…

– Моя давняя мечта – сделать автомобиль, cпособный стать наследником легендарного роторного купе “RX-7” из 80-х годов. Если судьба будет ко мне благосклонна, я его обязательно построю. Это просто замечательно – создать автомобиль, в который можно вложить всю свою душу. Сейчас, кстати, мы работаем над моделью, которая продолжит тему нынешней “RX-8”. Но рассказывать о ней подробно я не имею права, так как рынок спортивных машин постоянно меняется, появляются новые требования по экологии и безопасности – на пути к конвейеру у этой машины будет еще много перемен.

Концепткар “Nagare”, впервые представленный в Лос-Анджелесе в конце 2006 года,
очертил будущее направление развития дизайна “Mazda”.

– Сейчас у “Mazda” имеются дизайн-студии в Японии, Калифорнии и Германии, то есть поблизости от основных рынков сбыта. Не считаете ли вы, что с развитием новых перспективных рынков вроде России или Китая там тоже имеет смысл создавать дизайнерские подразделения?

– У нас уже есть студия в Шанхае. Хотя это не дизайн-бюро в привычном понимании, а своего рода исследовательский форпост, занимающийся изучением китайского рынка. Он выясняет основные тенденции, появляющиеся в КНР, а также предпочтения местных покупателей. Несмотря на скромные размеры, это очень важное для нас подразделение, и его возглавляет один из наших главных дизайнеров… А в будущем, если выяснится, что на этом или ином рынке намечается большой объем сбыта оригинальных типов машин, отличных от востребованных в других странах, – там, разумеется, будет создано свое дизайнерское подразделение.

– Как вы относитесь к тому, что китайская автомобильная компания “Haima” активно заимствует дизайн ваших “трешек” и “шестерок”, не имея на это авторских прав?

–Это больной вопрос. Мы не можем его решить из-за особенностей китайского законодательства. Впрочем, в этом случае мы получаем неплохой стимул: нам необходимо создать такой отрыв в качестве своих автомобилей, чтобы никому даже в голову не пришло купить подделку, внешне имитирующую нашу модель.

– Сейчас многие компании создают доступные модели для развивающихся стран. Не собирается “Mazda” представить нечто подобное?

Мы не такая большая компания, чтобы распылять силы, следуя примерам других, более крупных фирм. У нас иная задача – вывести бренд “Mazda” на сильный и зрелый уровень, и это наш главный приоритет. Ведь есть еще страны, где “Mazda” практически неизвестна, и нам предстоит завоевывать эти рынки. А вот когда наша марка будет повсеместно известна и займет устойчивые позиции на всех материках, тогда мы сможем позволить себе заниматься и такими узкими задачами, как создание бюджетных автомобилей...

Примерно так будет выглядеть прототип компактного кроссовера, который “Mazda” cобирается
представить на Московском автосалоне в августе этого года.

– Итак, для будущего дизайна “Mazda” выбрана концепция “Nagarе”, которая будет главной в оформлении ваших машин на протяжении определенного количества лет. По словам ваших дизайнеров, они черпали вдохновение у природы. Их вдохновляли струи ручьев, дуновение ветра... А есть уже мысли по поводу того, что придет на смену теме “Nagare”, когда она будет исчерпана?

– Любая дизайнерская тема рассчитана на долгосрочную перспективу, и наша сегодняшная задача – развить эту концепцию в серийных моделях. Чтобы дизайн имел преемственность и не распадался на отдельные элементы. Концепция “Nagarе” продолжит разрабатываться еще не один год и, возможно, она долго не наскучит нашим потребителям. Так что о том, как будет выглядеть “Mazda” в более отдаленном будущем, задумываться скорее всего придется уже моему преемнику.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: