Кристиан Эстэв, генеральный директор представительства “Renault” в России:
“Потребители все чаще покупают машины по средствам – это и определяет нашу политику”
Французский концерн “Renault” планирует увеличить свое присутствие в России. Более ста миллионов евро вложено в расширение производства в Москве, где на конвейер должны встать новые модели. При этом дела с партнером по альянсу –АвтоВАЗом – по-прежнему не ладятся. Об этом корреспонденту “Клаксона” рассказал Кристиан Эстэв, генеральный директор официального представительства “Renault” в России, компании “Автофрамос”.
– ДО КОНЦА года вы планируете увеличить производство на московском заводе “Автофрамос” до 160.000 автомобилей. Это в два раза больше нынешнего ежегодного объема. Вряд ли рынок способен принять такое количество дополнительных “Логанов”. Логично предположить, что в Москве будут собирать и “Sandero” (фактически, это “Logan”-хэтчбек. – Прим. ред.). Но вы, насколько мне известно, намерены организовать выпуск еще одной модели…
– Мы обсуждаем все возможные варианты, исследуем рынок. Сейчас, на мой взгляд, сегмент доступных автомобилей вроде “Logan” будет расти, поскольку потребители все чаще покупают машины по средствам, не надеясь на кредит. Это и определяет нашу политику. Модельная гамма завода “Автофрамос” должна отвечать реалиям.
Насчет “Sandero” вы не ошиблись – она будет выпускаться вместе с “Logan”. Помимо них на заводе “Автофрамос” мы планируем выпускать еще одну модель. Не пытайте, что это за машина, – пока не скажу. Мы будем строить нашу модельную гамму на московском предприятии по тому же принципу, по какому идет модельная линейка компании, то есть от маленьких и доступных к более крупным и дорогим.
– А ваш новый кроссовер “RenaultKoleos” не оправдал надежд, поэтому не заслуживает места на конвейере российского предприятия?
- Почему не оправдал? Учитывая нынешнюю ситуацию, 3.000 реализованных с сентября прошлого года внедорожников – неплохой результат. Но дело в том, что если до кризиса сегмент кроссоверов рос очень высокими темпами, то сейчас он сильно пострадал. Я не исключаю, что когда кризис завершится, этот сегмент вновь начнет расти. Так что, вероятно, мы будем рассматривать возможность производства “Koleos” в России, но не сейчас.
– Представители “Renault” неоднократно посещали завод “Иж-Авто” на предмет организации там производства. Дело ничем не кончилось?
– Думаю, тот факт, что мы расширяем производствов Москве, инвестируя 130 млн евро в закупку нового оборудования и увеличение площадей, говорит о том, что переносить конвейер мы никуда не будем. Действительно, наши представители не раз приезжали в Ижевск, но мы рассматривали возможность выпуска там автомобилей совместно с АвтоВАЗом. В данный момент у “Иж-Авто” серьезные финансовые проблемы. К тому же мы пришли к выводу, что на АвтоВАЗе и так достаточно мощностей.
– Концерн купил блок-пакет акций АвтоВАЗа почти полтора года назад. Многие поверили, что ситуация на заводе наладится. Но со стороны кажется, что становится все хуже, более того, сотрудник "Renault", работавший на АвтоВАЗе в должности вице-президента, покинул свой пост. Ходят слухи о распаде альянса. Что происходит?
- Ян Венсанк по собственному желанию покидает концерн “Renault” – автоматически он теряет и должность на АвтоВАЗе. По предложению нашей компании место г-на Венсанка занял Игорь Комаров, ранее отвечавший в АвтоВАЗе за финансы. И это не первые изменения в структуре российского автогиганта. К примеру, я недавно стал членом совета директоров тольяттинской компании. Идут рабочие процессы, мы не собираемся расставаться, но безоблачными наши отношения все равно не назвать. Видите ли… У меня есть брат. Он врач, лечит раковых больных. Так вот, брат неоднократно говорил мне, что если человек сам не захочет вылечиться, то никакие лекарства, никакие процедуры или терапии емуне помогут. Если руководство АвтоВАЗа не захочет оздоровить предприятие, то ему уже ничего не поможет. Тем не менее хочу заступиться за моих коллег. Сотрудники “Renault”, работающие на АвтоВАЗе, многое сделали для компании, пусть это и незаметно. Могли бы сделать еще больше, если им дали такую возможность…
– Известно, что на АвтоВАЗе планируется начать сборку универсалов “RenaultLogan” под брендом “Lada”. Вы не боитесь, что качество этой машины может негативно отразиться на имидже “Renault”?
– Ну, во-первых, как вы правильно заметили, это будет автомобиль “Lada”, то есть продаваться и обслуживаться через дилеров АвтоВАЗа. Но плохую машину мы в любом случае делать не дадим – только под жестким контролем “Renault”. Возможно появление и других совместных проектов, но только после скрупулезного просчета экономической составляющей. Времена, когда деньги лились рекой и сразу можно было браться за все подряд, прошли. Это, в частности, касается и разговоров о якобы готовящемся в Тольятти совместном запуске производства кроссоверов.
– А чем “Renault” вообще заинтересовал АвтоВАЗ? Вряд ли своими технологическими наработками, которые вы могли бы использовать в рамках альянса?
– Дело не только в технологиях. В АвтоВАЗе нас интересуют прежде всего, мощности для производства наших автомобилей. Плюс огромная армия поставщиков комплектующих. Ни “Renault”, ни “Nissan” не могут позволить себе иметь такую базу локальных партнеров, а у АвтоВАЗа они уже есть. Ну и, конечно же, логистика: Тольятти расположен крайне удачно, что влияет на стоимость доставки автомобилей. Так что это абсолютно взаимовыгодный альянс, так сказать, дорога с двухсторонним движением. Надо только начать это движение.
- Неужели качество комплектующих, которое обеспечивают партнеры АвтоВАЗа, вас полностью устраивает?
– Конечно, проблема с качеством существует. Но я не считаю, что русские неспособны делать нормальные вещи. Надо показать, научить, и все будет в порядке. Просто этим надо заниматься. За полтора года присутствия “Renault” на АвтоВАЗе появились 37 новых поставщиков продукции. Похожий процесс происходил в Румынии, когда я на посту генерального директора компании “Dacia”, сразу после ее покупки концерном “Renault”, налаживал работу. Так вот, я перестроил местных поставщиков: сегодня они делают комплектующие для заводов “Renault” по всему миру. У российских предприятий есть такие же перспективы.
– Как, по вашему мнению, сейчас можно было бы поднять в России продажи новых автомобилей?
– Единственный на сегодня действенный метод стимуляции продаж новых автомобилей – это премии за сдачу в утиль старых машин, применяемый в Германии и других странах Евросоюза. Это дает возможность поддержать не только автопроизводителей, но и экономику страны в целом. Ведь государство получает налоги от продаж новых машин. Остальные методы малоэффективны и решить проблему в корне не в состоянии.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон