Томас Броберг, главный специалист по безопасности компании “Volvo”:
“Человек мягче автомобиля”
Шведская компания – признанный лидер в области разработок и внедрения всевозможных систем безопасности. Ее серийные модели напичканы устройствами, если не предотвращающими аварии, то предупреждающими водителя об опасности. К 2020 году представители “Volvo” обещают выпускать машины, в которых получить травму при ДТП будет практически невозможно. О современных концепциях автомобильной безопасности корреспонденту “Клаксона” рассказал Томас Броберг.
– ЕСТЬ мнение, что средства пассивной безопасности уже достигли совершенства, и теперь все усилия надо направить на развитие активных систем…
– Я бы сказал иначе: активные системы еще ждут революционные изменения, тогда как устройства пассивной безопасности будут лишь эволюционировать.
Например, ремни – им уже больше 50 лет, но еще есть резервы для их совершенствования. И необходимость в этом есть: так, по статистике прошлого года, из 40.000 жертв автокатастроф в США – 5.000 пострадали из-за неправильного использования ремней безопасности либо из-за сбоев при их срабатывании.
Несколько лет назад мы представляли концептуальные ремни безопасности с четырехточечным креплением. Они гораздо лучше удерживают человека, однако имеют ряд минусов. В частности, отстегнуть их сложнее, чем традиционные трехточечные ремни. Так вот, мы решаем задачу, как сделать четырехточечные ремни такими же удобными в использовании.
Много есть вариантов модернизации и улучшения подушек безопасности. Например, одна из наших разработок – боковая подушка на правой стороне подголовника водительского кресла, которая при ударе защищает голову человека, сидящего за рулем. Есть, кстати, и мерседесовская вариация на эту тему – боковые подушки между пассажиром и водителем.
– Немецкие конструкторы предложили еще одну “подушку” – надувной матрас под днищем, который открывается, чтобы быстрее остановить машину, попавшую в аварию…
– Надувной матрас – идея очень хорошая. Но более эффективны, мне кажется, устройства, которые останавливают автомобиль до столкновения. Такие, как наша система “City Safety”.
– Но она, если не ошибаюсь, замедляет автомобиль только со скорости до 30 км/ч. Да и экстренное торможение не предусмотрено. Почему не дать “City Safety” больше самостоятельности?
–Наши новые системы имеют более широкие возможности. Однако у “Volvo” политика такая: человек – главный в автомобиле, и ему решать, как и что делать в непредвиденных ситуациях. Ведь люди могут предугадать развитие событий на дороге. Электроника пока этого не умеет, поэтому начинает действовать только тогда, когда ситуация уже кристально ясна, а водитель почему-то не пытается исправить положение. На высокой скорости система подтормаживает машину и подает водителю звуковой сигнал, но завершить действие он должен сам – как главный в автомобиле.Вопрос на самом деле очень тонкий. В будущем, когда машины будут управляться полностью автоматически – набирать скорость, контролировать ситуацию, различать за сотни метров, какой горит свет на светофоре, определять и корректировать скоростной режим, – вот тогда им можно будет доверить и экстренное торможение. Впрочем, если все автомобили станут ездить на “автопилоте”, тормозить “в пол” не понадобится – электроника просто не позволит им сталкиваться.
– Когда настанет это безаварийное будущее? Через пятьдесят лет? Через сто?
–Возможно, и раньше.Проекты создания полностью автоматических автомобилей уже есть, пока на общеевропейском уровне. Например, этими вопросами занимается проект под названием SARTR. Но сказать, когда полностью автономные машины станут массовыми, я не решаюсь. Зато “Volvo” поставила перед собой цель создать к 2020 году безопасный автомобиль, в котором получить травму, тем более погибнуть будет невозможно. Только прошу не ловить меня на слове! Конечно, планы очень оптимистичные, но мы сделаем все, чтобы выполнить эти жесткие требования, во всяком случае, довести возможные травмы до минимума.
– Многие автопроизводители, “Volvo” в том числе, активно развивают системы защиты пешеходов. Неужели это так актуально? Или просто способ заработать лишние баллы на краш-тестах?
–Безусловно, пешеходов гибнет не так много, как водителей и пассажиров, хотя, например, в Европе они составляют почти 20% всех жертв ДТП. Но человек всегда будет меньше и, простите за сарказм, мягче автомобиля. Поэтому о безопасности пешеходов мы должны заботиться не меньше, чем о безопасности автомобилистов.
– Какие новшества в этой сфере ждут нас в перспективе?
–Главная задача, которая стоит, прежде всего, перед властями и дорожниками, – сделать так, чтобы маршруты движения автомобилей и пешеходов не совпадали или совпадали как можно реже. А что касается автопроизводителей – мы должны разрабатывать такие системы, защищающие пешеходов, в которых были бы заинтересованы и водители. Понятно, что человек, покупающий автомобиль, готов платить за свою безопасность, но не за безопасность посторонних людей. Это нормально. Тем более что зачастую именно пешеходы становятся виновниками ДТП, выбегая на дорогу. Какие системы имеются в виду? Например, та же “City Safety”, препятствующая столкновению, работает на безопасность и автомобилистов, и пешеходов.
– Не проще ли самих пешеходов оснастить какой-нибудь системой?
–Вы думаете, что пошутили? Такие исследования всерьез проводились в Японии. В одежду вшивались специальные сенсоры, которые отслеживали движение людей, и в опасной ситуации система подавала сигнал... Но, я думаю, работать необходимо, так сказать, и с той, и с другой стороны.
– Много разговоров об “алкозамках”, не позволяющих пьяному водителю завести машину. “Volvo” работает в этом направлении?
–Конечно. Однако здесь есть масса подводных камней. Возьмем, к примеру, устройство, которое не дает завести автомобиль, пока вы не дунете в трубочку. Отлично, но подобные меры оскорбительны для сотен тысяч автовладельцев, которые никогда не употребляют алкоголь перед поездкой. Почему они должны дышать в эти трубочки?.. Мы хотим сделать такое устройство, которое будет незаметно в автомобиле и не станет ущемлять достоинство водителя, зато своевременно определит состояние опьянения и пресечет попытку отправиться в путь в нетрезвом виде. Но тут возникает другая проблема. Предположим, мы разработали такую систему. Кто купит автомобиль с этой опцией? Транспортные компании, может быть, крупные бизнес-структуры для своего корпоративного автопарка – и все... Ни один нормальный человек добровольно такую машину не приобретет.
Пьянство за рулем – проблема общемировая, и решать ее надо комплексно. Здесь первую скрипку играют не автопроизводители, а власти. Если какая-то страна хочет боротьсяс пьянством за рулем, то она должна на законодательном уровне, допустим, обязать дилеров или самих автовладельцев оснащать машины “алкозамками”.
– Чем больше в машине всяческой электроники, тем она дороже. Не получится так, что со всеми своими системами безопасности автомобили через два-три десятка лет станут “золотыми”?
– Думаю, нет. За последние 40 лет машины обросли разнообразными системами активной и пассивной безопасности, но не стали из-за этого значительно дороже. Если говорить, например, про АБС, то сейчас многие автопроизводители в Европе вообще не выпускают машины без этой системы, а если выпускают, то как опция она стоит сущие копейки. Так будет и с другими системами: чем более массовое производство, тем оно дешевле. Больше того, я полагаю, что через 20-30 лет машина без этих опций станет уже раритетом. И будет стоить дороже, чем модели, напичканные электроникой.
Беседу вел
Алексей АКСЕНОВ
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон