Рубрики

Интервью с главой “Toyota” в России

Такеши Исогая, глава “Toyota” в России: “Второй волны кризиса не будет. В 2010 году российский автомобильный рынок стабилизируется”

На результатах продаж компании “Toyota” кризис отразился сильнее, чем на показателях ее ближайших конкурентов. Исправить ситуацию должно появление автомобилей в простых комплектациях, а также вывод на российский рынок новых моделей, в частности, гибридного “Prius” и городской малолитражки “IQ”. Кроме того, в перспективе российская гамма внедорожников “Toyota” пополнится еще одной моделью. Об этом корреспонденту “Клаксона” рассказал глава российского офиса компании Такеши Исогая.

– АВТОМОБИЛИ вашей компании никогда нельзя было назвать слишком доступными. Но цены на машины 2009 года выпуска оказались еще более высокими, чем ожидалось. С чем связана такая ценовая политика?

– В 2009 году рублевые цены на новые модели всех производителей выросли на 15-20%. Увеличение пошлин на ввоз иномарок с 25 до 30% – это полбеды. Гораздо больше повлияла на ценообразование разница курсов валют. И здесь японские автопроизводители оказались в худшем положении, чем европейские и даже американские. Курс евро относительно рубля вырос на 25%, доллара – на 40%, а японской иены – на 55%. У нас же основные поставки в Россию идут из Японии. В убыток работать никто не будет. Поэтому автопроизводителям приходится повышать цены.

– Падение продаж у “Toyota” выше, чем в целом по рынку. Это связано только с возросшей ценой или есть еще какие-либо факторы?

– Цена, безусловно, одна из главных причин того, что с начала года сбыт “Toyota” сократился на 63%, тогда как в целом рынок упал на 51%. Однако есть и другие факторы. Например, до апреля “Toyota Банк” не мог обеспечить нужное количество рублевых кредитов, а брать в долларах люди опасались. Кроме того, была проблема со стоком. До кризиса российские потребители предпочитали автомобили если не в максимальных, то в достаточно дорогих комплектациях. Машины из Японии идут несколько месяцев, и заказываем мы их заранее. Вот и получилось, что к началу кризиса нам привезли автомобилей на несколько месяцев вперед, а они оказались не ко времени. Впрочем, сейчас мы распродали остатки и уже реализуем машины 2009 года. Кстати, мы изменили политику поставок. Будет больше автомобилей в простых комплектациях.

– Рынок “асфальтовых” внедорожников в России просел в кризис сильнее, чем, например, рынок машин гольф- или “семейного” класса. Вы ожидаете, что он вернется на прежний уровень?

– Разумеется. Более того, он будет расти такими же бурными темпами, как до кризиса. Кроссоверы крайне популярны в России за счет многофункциональности. По комфорту и вместимости они соперничают с семейными седанами, но имеют большой дорожный просвет, что для России, где почти полгода длится зима, очень актуально. Поэтому мы будем последовательно расширять модельную гамму наших внедорожников. В будущем планируем вывести на российский рынок автомобиль, который займет нишу между “Land Cruiser Prado“ и “RAV4”.

– Почему вы не расширите производство на своем заводе под Санкт-Петербургом, ведь это позволит сделать модели “Toyota” более доступными?

– Отличная идея. И нам она тоже в голову приходила. Мы изучаем такую возможность совместно с нашей европейской штаб-квартирой.

– В ближайшие месяцы вы начнете продажи в России гибридной “Toyota Prius”. Какие видите перспективы у этой модели на нашем рынке?

– Мы выводим “Prius” в качестве эксперимента. В России мы уже давно продаем гибридные автомобили “Lexus”, и они пользуются неплохим спросом. Но у “Lexus” совершенно другие задачи в России и совершенно другие клиенты. Прежде всего “Lexus” с бензоэлектрической силовой установкой – это имиджевая машина. Людей, купивших гибридные “GS” или “RX”, не особенно волнует экономия топлива и экология. Благодаря нашим машинам они могут выделиться из общей массы. Впрочем, в Европе и США ситуация с гибридными “Lexus” схожая.

А вот “Prius” – это машина для тех, кто думает об экологии и экономии топлива. Во всяком случае, в других странах. Как поведет себя модель на российском рынке? Сложно предсказать. Мы считаем, что “Prius” скорее всего тоже станет имиджевой моделью. Только посыл будет другим. Покупка “Prius” как некая демонстрация позиции: я за экологию, я за будущее, я за прогресс.

– “Toyota” представила в России программу экспресс-сервиса, когда традиционное ТО делается в четыре раза быстрее. Это, безусловно, должно привлечь новых клиентов. Но не лучше ли просто увеличить межсервисный пробег автомобилей, который у вас до сих пор составляет всего 10.000 км?

– Мы еще достаточно молодая компания на российском рынке. По сути, работаем с 2002 года. Принцип “Toyota” – сделать все, чтобы наши автомобили доставляли удовольствие от вождения и владения в каждой стране мира. Для этого необходим индивидуальный подход, в том числе и к сервисному обслуживанию. Чтобы правильно подобрать наиболее подходящие режимы для каждой страны, выяснить, насколько долго и безопасно может работать каждая деталь автомобиля, требуется немало времени. Именно такая политика регулярных технических проверок позволяет нашим клиентам быть уверенными в своем автомобиле, а компании занимать первые места в рейтингах надежности. В ближайшее время мы ничего менять не собираемся.

– Многие говорят, что в России непременно наступит вторая волна кризиса. Вы его ждете?

– Второй волны не будет, это говорят финансисты, и я в этом уверен. Шаги, предпринятые российским правительством, оказались достаточно эффективными. Восстанавливается банковская сфера, и автомобильный рынок ждет возрождение. Думаю, первые результаты мы увидим уже в январе-феврале 2010 года, а к лету скорее всего начнется постепенный рост.

Беседу вел
Алексей АКСЕНОВ

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: