Рубрики

Интервью с основателем группы компаний “Рольф”, депутатом Государственной думы Сергем Петровым

15:30 14-10-2011

В этом году группа компаний “Рольф” отмечает 20-летний юбилей. Из маленькой прокатной конторы, созданной в 1991 году Сергеем Петровым, “Рольф” превратился в крупный холдинг, занимающийся дистрибуцией, продажей автомобилей и логистикой, имеющий разветвленную дилерскую сеть и создавший собственную академию по подготовке профессионалов. В 2007 году Петров ушел в политику, чтобы применить там свой опыт, в том числе и в разработке законов, связанных с автобизнесом. По поводу 20-летия компании “Рольф”, и не только, корреспондент “Клаксона” беседует с основателем холдинга Сергеем ПЕТРОВЫМ.


 

Основатель группы компаний “Рольф”, депутат Государственной думы Сергей Петров:

В России работают хорошие тактики, но плохие стратеги”

В этом году группа компаний “Рольф” отмечает 20-летний юбилей. Из маленькой прокатной конторы, созданной в 1991 году Сергеем Петровым, “Рольф” превратился в крупный холдинг, занимающийся дистрибуцией, продажей автомобилей и логистикой, имеющий разветвленную дилерскую сеть и создавший собственную академию по подготовке профессионалов. В 2007 году Петров ушел в политику, чтобы применить там свой опыт, в том числе и в разработке законов, связанных с автобизнесом. По поводу 20-летия компании “Рольф”, и не только, корреспондент “Клаксона” беседует с основателем холдинга Сергеем ПЕТРОВЫМ.

В СВОЙ бизнес вы постоянно привлекали зарубежных специалистов – японских, потом европейских. Можно сказать, что они вам открыли на что-то глаза? Или просто корректировали текущие процессы?

–Глаза открывались постоянно. Взять хотя бы самое начало. “Mitsubishi” нам выдало в качестве кредита 40 автомобилей. Мы их продали и уже через полгода вернули деньги. Я загорелся, думаю: все, теперь продам втрое больше! И снова обратился за кредитом в японскую компанию. А там говорят: “Нет, мы вам больше денег не дадим. Это вас только испортит. Вы сейчас зарабатываете столько, сколько можете тратить. Крутитесь сами”. И мы стали крутиться, а советы японцев помогли нам выстроить грамотную экономическую политику.

Или другой пример. Когда у нас уже работало три дилерских центра, неожиданно на складе обнаружилась бесхозная машина. Стоит себе и стоит, откуда взялась – непонятно. Тогда продавались лишь сотни автомобилей в год, а мы уже начали их терять! Я обратился к японцам. Они говорят: “Вы неправильно работаете. Оптовыми и розничными продажами должны заниматься разные фирмы. Не важно, что и те, и другие принадлежат вам. Должно быть четкое разделение. Тогда и теряться ничего не будет”. Мы и этой рекомендации последовали.

А в кризис 1998 года, когда казалось, что все рухнет, все стали снижать цены на сервис, пытаясь привлечь клиентов. Наши зарубежные партнеры предупредили, что мы на этом ничего не выиграем. И предложили до минимума сбросить стоимость на машины, по сервису установить низкие цены на основные пять-десять, а тарифы на дополнительные услуги не менять. Ведь практически 80% автолюбителей делают на сервисе с машиной еще что-нибудь помимо устранения основной поломки. Тогда же, по совету иностранных консультантов, мы первыми на российском рынке ввели за свой счет трехлетнюю гарантию. В результате в тяжелые годы мы показывали прибыль именно за счет сервиса.

Очень наглядные примеры. Однако многие ваши конкуренты справлялись и без иностранной поддержки...

– Разве я сказал, что среди россиян не может быть хороших управленцев? Они есть, только их очень мало. И с ростом конкуренции в автобизнесе найти их будет еще сложнее. В нас осталось еще много советского. Именно поэтому я никогда не брал на работу людей, которые трудились в советском сервисе. До сих пор помню эти унизительные моменты, когда ты приезжаешь на своих “Жугулях” и буквально умоляешь, деньги суешь, чтобы посмотрели, что там стучит, звенит и не едет. Нет! Я принимал только молодежь, студентов, которые еще не испорчены и которых чему-то можно научить...

А вы своим зарубежным партнерам помогали рекомендациями? Например, когда у нас начали строить заводы, не советовали им “застолбить” место?

– Если честно, я и сейчас, когда “Mitsubishi” решила организовать производство в России, не советую это делать. Риски очень большие, издержки повышенные. Доставлять машины напрямую с завода у нас не получится, необходимы склады. Дороги в ужасном состоянии, фуры постоянно тормозят гаишники – нигде в мире на магистралях они не стоят, у нас – на каждом шагу. Поэтому возможны задержки с поставками, что грозит убытками. Кроме того, чиновники обязательно будут стоять, как говорится, над душой. В общем, дело рискованное.

Продажа китайских автомобилей – тоже. “Рольф” рискнул, и не получилось...

– Мы даже представить не могли, насколько тяжело будет работать с китайцами. Слишком разный менталитет. Доходило до того, что на заводе “Derways”, где выпускаются автомобили “Geely”, одну машину собирали из нескольких комплектов, так как в каждом не хватало деталей. Такого даже на АвтоВАЗе не было и нет. Тем не менее я убежден, что китайцы станут все активнее выходить на мировой рынок. Они быстро меняются, перестраиваются и развиваются даже интенсивнее, чем когда-то японцы и корейцы.

Насчет АвтоВАЗа... Знаю, что вы считаете команду Игоря Комарова очень сильной. Полагаете, им удастся вытащить завод?

– Когда я первый раз встречался с Игорем, он и его команда произвели очень хорошее впечатление. Но смогут ли они сдвинуть эту огромную машину с места – не уверен. Я, как и раньше, считаю, что единственный выход для российского автопрома – продажа зарубежным инвесторам.

– Всех наших автопроизводителей, без исключения?

– Да. А если не продажа, то кооперация. Собственно, что сейчас и происходит. Не может крупный автопроизводитель, такой, как АвтоВАЗ, ГАЗ или УАЗ, работать только на одну страну. А если его продукция не требуется за пределами этой страны, то зачем она нужна? Значит, что-то надо менять. Не получается у самих – отдайте тем, кто сможет. А мы вместо того, чтобы в кризис поднимать малый бизнес, вкачивали огромные средства в АвтоВАЗ, который хоть и выстоял, увеличил на 30% продажи, но приобрел еще на 30% больше проблем.

Вы имеете в виду программу утилизации?

– И ее в том числе. У нас в государстве хорошие тактики, но неважные стратеги. А в бизнесе необходим стратегический подход. То, что сейчас хорошо, не значит, что будет хорошо и в будущем. Что дала программа по утилизации? Рост продаж продукции АвтоВАЗа – как и рассчитывалось, на него пришлось почти 80% всей программы. Но за счет чего был этот рост? За счет “классики”, то есть тех же морально устаревших машин, от которых предполагалось избавиться в рамках программы. Ведь они тоже будут десятками лет жить на дорогах России.

А вы бы какую поддержку предложили в кризис?

– Хотя бы использовать те средства, что были выделены АвтоВАЗу (и в качестве господдержки, и по программе утилизации), на налоговые льготы. Взять и освободить на год или два весь бизнес от налогов, а не тянуть одно предприятие. За счет этого восстанавливать экономику. А автопром – это неотъемлемая ее часть.

Вы стали одним из идеологов передачи функций техосмотра к частным компаниям. Но ведь итоговый документ далек от того, что предлагали вы?

– Мы добились главного – забрали техосмотр из рук ГИБДД. Что касается закона – да, в нем осталась еще масса отсылок: мол, это подсчитает Минэкономразвития, это разработает правительство и т.д. Есть общая концепция, но нет нюансов. И это еще одна очень большая наша проблема. Например, в США в законопроектах нет ни одной отсылки – там в документах все разложено по полочкам. Да что говорить, в Америке в течение трех лет утверждают 57 новых законов, а у нас – 500 в год. О каком качестве здесь может идти речь?!

В результате мы получаем закон, по которому непонятно, сколько будет стоить процедура осмотра, как будут выдаваться лицензии. Процесс требует закупки дорогостоящего оборудования, которое должно окупаться. Маленькие компании не смогут себе позволить приобрести все необходимое. Значит, сокращается количество потенциальных пунктов техосмотра, растет его цена.

Что делают за рубежом? Сокращают количество операций техосмотра до минимума, а соответственно сокращается и количество оборудования, требуется лишь самое необходимое. Все-таки автомобилисты – не самоубийцы и в большинстве своем сами не станут ездить на машине, которая вот-вот развалится... При таком подходе заниматься техосмотром сможет больше компаний, увеличится конкуренция, снизится стоимость.

– В одном из интервью вы говорили, что в Думе вас удивила фракция КПРФ: их поправки в законы оказывались самыми адекватными и социально-направленными. Но ведь они выступали против ваших проектов?

– Я и сейчас могу повторить, что практически все они –замечательные, умные люди. Единственный их недостаток – они коммунисты. Поэтому и законопроекты, направленные на поддержку бизнеса, им не очень нравятся. Как было с тем же техосмотром – говорили: нельзя, вы будете грабить народ, наживаться, дедушка на “шестерке” никогда не сможет пройти техосмотр... Но, простите, друзья, вы хотите навести порядок в этой сфере, сделать дороги более безопасными, а при этом думаете о дедушке, который не сможет пройти техосмотр на старых “Жигулях”. Да, не сможет. А лучше, что сейчас он и еще 70% автомобилистов получают талон за деньги и не задумываются о таких вещах, как, например, правильно ли у их машины настроены фары? Разве это безопасность?!

– Зато с отменой “двойного” НДС при продаже подержанных автомобилей вам удалось добиться желаемого…

– Опять же не полностью. Отмена “двойного” НДС– это только часть того, что мы должны сделать, чтобы потребителям было удобно и выгодно покупать и продавать машины не через Интернет, а через частные компании. За рубежом вы приезжаете в любую фирму по сбыту подержанных машин, вам ее оценивают, отдают деньги, а вы отдаете ключи от машины – и все. У нас необходимо снимать автомобиль с учета, подписывать кучу бумажек, после продажи ехать в налоговую инспекцию, доказывать, что вы совершили законную сделку... Над этим надо работать.

Какие еще “автомобильные” законы вы продвигаете в Думе?

– Надо модернизировать Закон о защите прав потребителей. Безусловно, клиент всегда прав. Но иногда дело доходит до смешного. Нельзя позволять потребителю возвращать высокотехнологичный товар, если ему через неделю перестает нравиться цвет автомобиля. Я, конечно, утрирую, но похожие ситуации бывают. Потребителя надо защищать, но нельзя это делать за счет одного лишь бизнеса. Здесь тоже необходим комплексный, стратегический подход.

А все запретить – просто, но… Как было с законом о минимальной дозе алкоголя в крови водителя? Сначала вводят минимальную дозу 0,3 промилле. Это нормально для Европы, где аварий с пьяными автомобилистами гораздо меньше. Но у нас некоторые подумали, что теперь можно пить за рулем, “качать права” перед гаишниками, грозить им судами и т.д. А пить за рулем никто не позволял. Допустим, за обедом бокал вина – и после этого только вечером, после работы, за руль... В итоге разрешенную норму алкоголя отменили. Почему? Не смогли решить проблему, заставить гаишников работать, а водителей – исполнять закон. Пошли по простому пути: сказали, что весь народ быдло, не может не пить – и запретили вообще.

Вы планируете продолжить карьеру политика и будете баллотироваться этой осенью?

Да, если изберут. Еще очень много чего надо сделать или хотя бы попытаться “пробить”.

– Успехов вам! В политике – таких же, как в автобизнесе. И поздравляем с юбилеем вашего детища, группы компаний “Рольф”!

– Спасибо.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: