Найджел Брэкенбери, президент “Форд Россия”:
“Подъема продаж мы ожидаем в третьем квартале 2010 года”
По прогнозам компании “Ford”, в этом году в России будет реализовано не более 1,4 млн новых автомобилей – вполовину меньше, чем годом раньше. А это значит, что лучшая тактика – выжидательно-наступательная. Никаких резких движений при последовательном внедрении программ поддержки покупателей. На каких фронтах будет наступать “Ford”, корреспонденту “Клаксона” рассказал президент официального представительства компании в России Найджел Брэкенбери.
– “FORD” недавно начал производство в России второй модели – “Mondeo”. Вы уже решили, какая машина следующей пропишется во Всеволожске?
– Чтобы поставить на конвейер новую модель, необходимы приличные инвестиции. Компания “Ford” решила пока занять выжидательную политику. В первую очередь нам необходимо стабилизировать бизнес. И только потом мы начнем рассматривать возможные варианты. Сейчас другие проблемы. Мы, как, собственно, и другие компании, имеющие свои заводы в России, вынуждены останавливать конвейеры. Например, с 20 июля рабочие отправятся в вынужденный отпуск. Тем не менее мы не теряем гибкости и готовы в любой момент отреагировать на изменение спроса и произвести столько машин, сколько требуется. Вопрос в том, когда спрос вернется к прежнему уровню.
– В самом деле, а когда?
– Наши прогнозы меняются почти каждый месяц. Например, в январе мы исходили из того, что на российском рынке в течение года будет продано 2,1 миллиона новых автомобилей. Сейчас прогноз скромнее – 1,4. Надеюсь, что нам не придется пересматривать эту цифру в сторону уменьшения. Что касается стабилизации, то полагаю, спад сбыта будет продолжаться до конца этого – начала следующего года. А в третьем квартале 2010-го мы рассчитывает увидеть подъем.
– Кризис уже изменил российский автомобильный рынок. В частности, упал сегмент кроссоверов, который до этого рос высокими темпами. После кризиса, на ваш взгляд, все вернется на прежний уровень или же появятся новые тренды?
– Думаю, основной тренд, который мы наблюдаем сейчас и будем наблюдать еще достаточно долгое время после кризиса, это значительно более аккуратное обращение с деньгами. Раньше россияне сплошь и рядом покупали автомобили выше классом, дороже, чем реально могли себе позволить. Расчет был на перспективу, на возможное увеличение доходов, смену работы. Сейчас такого нет, и все стараются приобретать автомобили по средствам. Это особенно заметно, когда клиенты определяются с комплектацией. Они тщательно думают над каждой опцией, даже не очень дорогой.
– Каким образом вы стимулируете сегодня продажи?
– Специальные предложения по кредитованию и страхованию мы предложили одними из первых. Понятно, что останавливаться на достигнутом, особенно сейчас, нельзя. Многие производители до сих пор распродают остатки 2008 года, предлагая огромные скидки. Кто-то хвалится своими низкими стартовыми ценами, только нигде не говорится, что за эту сумму вы получите “голый” автомобиль. Мы решили установить выгодные цены на укомплектованные машины. Определили наиболее востребованные модификации и набор опций к ним и скоро начнем продавать их по спецценам – как говорится, следите за рекламой. Потребитель сразу понимает, что он получает за определенную сумму. Ему не надо высчитывать, какая скидка, что прилагается в качестве подарка...
– Таким подходом – предлагать готовые решения, строго зафиксированные комплектации – славятся азиатские компании.
– У нас другой случай. Клиент вправе взять машину в специальной комплектации в качестве базовой и дозакать к ней то, чего ему не хватает. Другое дело, что сегодня покупатели стараются брать готовые варианты со склада. Мы постараемся угадать спрос.
– Некоторые производители идут на кардинальные меры – например, возвращают в салоны автомобили предыдущих поколений, примечательные только одним – ценой. У “Ford” нет таких планов?
– Мы делать этого никогда не будем. Продавать “хорошо забытое старое” – не наш метод. Я нахожу его оскорбительным для покупателей “Ford”.
- Российское правительство пытается стимулироваться продажи новых машин в стране. Например, расширяет список автомобилей, проходящих по льготной программе. Вы ожидаете соответствующего эффекта?
– Увеличение суммы субсидированных кредитов до 600.000 рублей должно позитивно сказаться на продажах. Мы регулярно общаемся с российским правительством и уже давно говорили о необходимости расширять рамки госкредитов. Но принципиально проблему это не решит. Пример Германии и других европейских стран показывает, что наиболее эффективно работает схема, когда потребители получают премию за утилизацию старого автомобиля. Не уверен, что в России удастся ее быстро организовать – потребуется долгая отладка процесса. Но главное начать.
– А как вы относитесь к идее еще раз поднять пошлины на ввоз новых автомобилей из-за рубежа?
– Не думаю, что это произойдет. Больше того, сейчас, насколько мне известно, идет просчет эффективности этой меры по поддержке местных автопроизводителей. Мое мнение такое: в кризис подобные шаги не оправданны. Они не принесут никому облегчения.
- В России полно подержанных “Фордов”, основная часть которых была в свое время продана через дилерскую сеть. Но специальных программ по trade–in нет. Вы думаете над этим вопросом?
– “Ford”, если вы не знаете, приложил немало усилий для развития этого сектора рынка, в частности, лоббировал отмену двойного НДС. Ведь раньше дилерам приходилось работать по обходным схемам, брать машину на комиссию или же продавать через третьих лиц – ставить машину на баланс было крайне невыгодным. Наконец-то двойной НДС отменен, но из-за кризиса рынок подержанных машин тоже просел. Клиент хочет получить деньги за свою старую машину сразу, а дилер не имеет свободных средств. Но мы знаем: безвыходных ситуаций не бывает. Решение будет найдено. Полагаю, что у нас еще есть время подумать.
Беседу вел Алексей АКСЕНОВ
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Ford читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон