Рубрики

Интервью с управляющим директором “Ниссан Мотор РУС”


Управляющий директор “Ниссан Мотор РУС” Такудзи Фудзии:

“Работать в России интересно, но иногда сложно”

Компания “Nissan”, несмотря на сложные экономические условия, уверенно держится в пятерке лидеров среди иностранных производителей в России. Об особенностях автобизнеса в нашей стране корреспондент “Клаксона” беседует с главой “Ниссан Мотор РУС” Такудзи Фудзии.

– ДОЛЖНОСТЬ управляющего директора “Ниссан Мотор РУС” вы заняли ровно год назад. Какое впечатление у вас сложилось о бизнесе в России за этот период?

– Первый год пребывания в России дал уникальнейший опыт – мне довелось застать как ошеломляющий рост продаж, так и стагнацию с последующим значительным падением рынка, вызванного глобальным экономическим кризисом. Но в средней и долгосрочной перспективе мы продолжаем видеть в России большой потенциал. Ведь даже сейчас, во время кризиса, в одной Москве продается больше машин марки “Nissan”, чем в некоторых европейских странах. Ну а мне, чтобы удержать бизнес на плаву, необходимо сейчас работать по схеме кризис-менеджмента, максимально быстро и правильно принимая решения.

Как вы оцениваете работу правительства России по преодолению кризиса? Можно ли ее сравнить с теми действиями, которые предпринимают в других странах?

– В краткосрочной перспективе такой шаг российского правительства, как субсидирование кредитов на покупку автомобилей, выпускающихся в России и стоящих менее 350.000 рублей, понятен. Ясно, что в первую очередь речь идет о поддержке российских производителей, многие модели которых соответствуют этим требованиям. Однако в долгосрочной перспективе такой шаг вряд ли принесет положительные результаты, так как окажет негативное влияние на конкурентоспособность в первую очередь российских автопроизводителей. Если мы говорим о таких шагах, как меры по поддержанию спроса со стороны населения, то было бы логичнее предоставлять подобные субсидированные кредиты всем участникам рынка – и тем, кто имеет производство здесь, и тем, кто импортирует автомобили. Тогда конкуренция была бы жестче, и от этого в выигрыше остались бы потребители... К примеру, в европейских странах готовятся программы по поддержке покупателей экологически чистых автомобилей, в частности, работающих на электричестве, – независимо от их марки и места производства.

Большинство автопроизводителей, включая тех, у кого есть собственные заводы в России, недовольны увеличением таможенных пошлин. Тем не менее подобные меры, например, в Китае привели к тому, что практически все автоконцерны имеют там свои предприятия...

– Повышение пошлин направлено в первую очередь на защиту российских производителей. Насколько мне известно, это не первая подобная инициатива. Однако мне кажется, что инициативы подобного рода создают скорее “парниковые” условия, а не стимулируют компании к развитию и повышению конкурентоспособности.

Если говорить о данных шагах как о мере, направленной на привлечение иностранных компаний, до сих пор не имеющих производства на территории России, то она также не кажется достаточно эффективной. Дело в том, что большинство зарубежных автогигантов еще до кризиса решили организовать здесь производство, и “Nissan” не исключение – летом начнет работу наш завод в Санкт-Петербурге. А тех, кто не планирует строительство предприятий, повышение пошлин вряд ли подстегнет сделать это. В США тарифы на импорт вообще мизерные – но зарубежные компании строят там заводы. Гораздо более эффективными были бы меры, направленные не на запрещение, а на поощрение, такие как постановление № 166 о льготах на поставку комплектующих, так это реально дало бы толчок к развитию производства.

В штаб-квартире “Nissan” вы долгое время занимались глобальными закупками. Для завода “Nissan” в нашей стране вы бы стали заказывать детали у российских поставщиков?

Это одно из требований упомянутого постановления о последовательной локализации производства. Но нам всем хорошо известна ситуация с поставщиками комплектующих в России. К сожалению, до сих пор количество компаний, выпускающих комплектующие, отвечающие мировым стандартам качества, достаточно ограничено. А зарубежных фирм, имеющих производство в России, до сих пор очень мало. И сейчас, в условиях кризиса, приход иностранных производителей автокомпонентов в вашу страну может задержаться. Опять же требуются поощрительные государственные меры по привлечению этих компаний.

– И что же, выхода нет?

– Есть – последовать опыту других стран. Российским предприятиям может потребоваться достаточно долгий срок и значительные затраты, чтобы самостоятельно начать выпускать продукцию мирового уровня. Возможно, более быстрым способом было бы создание совместных предприятий с глобальными компаниями, имеющими огромный опыт в этой области. Это выгодно всем. И российским компаниям – сохраняются рабочие места, сотрудники получают опыт работы на современном оборудовании, увеличивается объем выпуска. И зарубежным компаниям – им не надо искать площадку под завод, набирать рабочих, ну разве что необходимо обучать их... Но это все равно быстрее и дешевле, чем создавать производство самостоятельно. К тому же СП подразумевает и совместное финансовое участие, а это означает меньшие риски для инвесторов.

В нашу страну автомобили из Японии доставляют по морю. Но некоторые компании, в частности “Mazda”, уже начали пользоваться железнодорожными перевозками. Какова политика “Nissan” на этот счет?

– Мыоткрыты для обсуждения этих вопросов. Причина, по которой мы пока не пришли к использованию железных дорог, заключается, прежде всего, в стоимости перевозок, которые все еще обходятся дороже доставки морем. Если железные дороги смогут предложить более привлекательные цены и качество при транспортировке, которое в настоящее время все еще уступает качеству перевозки паромом – то мы готовы вести переговоры. К тому же выгода здесь двухсторонняя. Ведь привлечение автопроизводителей к использованию железнодорожного транспорта позволит создать много новых рабочих мест и подтолкнет развитие инфраструктуры...

Но ведь еще у нас катастрофически не хватает вагонов для транспортировки машин, да и погрузочных терминалов раз-два и обчелся...

– Разумеется, это тоже нас несколько останавливает. Но все вопросы решаемы – было бы желание...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: