Согласно IIHS, с внедрением передовых систем помощи водителю водители становятся менее вовлеченными в управление автомобилем и более рассеянными. Они получают возможность выполнять многозадачность, проверяя гаждеты, принимая пищу или приводя себя в порядок. При этом многие делают это непреднамеренно, по привычке. Функции автономного вождения предназначены для обеспечения более безопасного вождения, однако, освобождая водителя от некоторых визуальных или ручных обязанностей, тем самым делают их менее внимательными.
В ходе месячного исследования, проведенного IIHS и сотрудниками Массачусетского технологического института, 29 водителей-добровольцев седана Volvo S90 2017 года выпуска, использующие систему Pilot Assist, были более склонны к отвлечению от деятельности, не связанной с вождением. При этом некоторые из них с самого начала проявляли отвлекающее поведение, в то время как у других появились аналогичные привычки, когда они освоились с технологией.
То же самое было и во втором исследовании с использованием системы автопилота Tesla Model 3 2020 года выпуска и 14 добровольцев. Как только водители определили временной интервал проверки внимания, они смогли свести к минимуму предупреждения бортовой системы. Согласно исследователям, это все равно, что симулировать участие в видеоконференции или использовать удаленное работу из дома.
По данным президента IIHS Дэвида Харки, в обоих этих исследованиях водители адаптировали свое поведение к отвлекающим действиям. «Это демонстрирует, почему системы частичной автоматизации нуждаются в более надежных мерах предосторожности для предотвращения неправильного использования».
«Эти результаты являются хорошим напоминанием о том, как люди учатся. Если вы приучите их думать, что обращать внимание — значит нажимать на руль каждые несколько секунд, то это именно то, что они будут делать».
Фото Getty Images