Рубрики

Изучаем потребительские качества “Nissan Leaf”

15:04 07-09-2011

На Западе автомобили на электрическом ходу уже начали отвоевывать рыночное пространство у машин с традиционными ДВС. А есть ли у таких автомобилей будущее в стране нефти и газа – в России? Чтобы ответить на этот вопрос, мы протестировали первый в Москве “Nissan Leaf”.

На Западе автомобили на электрическом ходу уже начали отвоевывать рыночное пространство у машин с традиционными ДВС. А есть ли у таких автомобилей будущее в стране нефти и газа – в России? Чтобы ответить на этот вопрос, мы протестировали первый в Москве “Nissan Leaf”.

У ЛЮБОГО, кто впервые садится за руль электрокара, такой автомобиль вызывает бурю эмоций – настолько новы и непривычны ощущения. До сих пор помню, как два года назад я познакомился с перспективной моделью “Nissan Leaf”. Тот прототип, оснащенный электрической установкой, был создан для ходовых испытаний, но внешне выглядел как обычный хэтчбек “Tiida” (подробности – в “Клаксоне” №16'2009). После этого довелось близко познакомиться еще с несколькими электрокарами – как бюджетными, так и нереально дорогими, – и даже с моделью на топливных ячейках.

Разумеется,  инструктор Дмитрий, приставленный ко мне от “Nissan”, не знал, что по долгу службы я стал почти экспертом в подобных машинах.

– Вам точно не нужен инструктаж по “Leaf”? Вы уверены? – несколько раз переспросил он, когда я решительно сел за руль.

– Нет, спасибо!

Инструктор скептически пожал плечами и уселся в пассажирском кресле с видом экзаменатора, готового указать нахальному ученику на его ошибки.

Светлые тона создают иллюзию простора. Но “Leaf” и в самом деле вместителен
за счет высокой крыши.

EV (проще говоря, электромобили) заводятся не ключом, а кнопкой, похожей на ту, что стоит на любом электробытовом приборе. При этом процесс запуска не ощущается: ничто не вибрирует, не щелкает, не гудит... Просто озаряется светом приборная панель, оповещая, что подано питание ко всем системам автомобиля – к усилителю рулевого управления и приводу тормозов, регулировкам зеркал и стеклоподъемникам, кондиционеру и радиоприемнику. В прототипе запуск вообще был беззвучным, отчего люди с непривычки впадали в легкий ступор. А нынешний “Leaf” на нажатие кнопки отозвался приятной мелодией с японским мотивом и анимацией на цветастой приборной панели. Оставалось лишь сдвинуть джойстик КПП к себе и назад, в положение «Drive»...

В головном устройстве помимо мультимедиа и навигации имеется отображение
мощности всех бортовых потребителей, а также история расходования энергии.

– Вижу, вы уже знакомы с «Leaf». Только очень прошу, будьте аккуратны! – не удержался от наставления Дмитрий, когда мы беззвучно тронулись в путь. – Окружающие привыкли узнавать приближающийся автомобиль на слух, поэтому “Leaf” не замечают даже с трех шагов. И шарахаются от него как от привидения.

Рабочий объем

С САМОГО начала я решил для себя, что этот тест-драйв, раз уж выдалась такая возможность, буду проводить так, словно «Leaf» – не посланец из светлого будущего, а обычный автомобиль для повседневной езды.

Всего четыре признака (это не считая футуристичного облика и интерьера) выдают в «Leaf» электрическую породу. На носу под щитком вместо радиаторной решетки прячутся раздельные гнезда для быстрой и стационарной зарядки. В салоне сиденья несколько приподняты, особенно заднее – под ними установлены литий-ионные высоковольтные батареи.  На заднем спойлере имеется солнечная панель, которая подпитывает вспомогательный 12-вольтовый аккумулятор, необходимый для того, чтобы бортовые системы оставались работоспособны даже при истощении основных батарей. Четвертый признак виден, когда открываешь пятую дверь: между салоном и багажником имеется довольно массивная переборка, в которой скрыты конденсаторы, устраняющие просадки по току при резком ускорении, а также некоторые детали системы охлаждения батарей.

– Трудностей при постановке на учет не было? – спрашиваю Дмитрия.

– Конечно, в ГИБДД возникли вопросы, когда заполняли свидетельство о регистрации. Что писать в графе «двигатель»? Какой рабочий объем указывать?.. А на техосмотре вообще случился курьез: мужики никак не могли взять в толк, куда вставлять зонд для замера CO. «Куда глушитель выведен?» – спрашивают. Отвечаем, что выбросов нет вообще, потому как кубиков в моторе ноль целых ноль десятых. А они: «Вы что, издеваетесь?» И только когда не нашли бензобак – поверили…

Клавишу терминала зарядки находишь рядом
с рычагом капота.

Если открыть капот «Leaf», то можно в самом деле подумать, что это рядовой автомобиль. Знакомый «кирпич» свинцового аккумулятора, трубки и бачки омывающей и тормозной жидкости… Большая алюминиевая плита инвертора мощности имеет явное внешнее сходство с блоком распредвалов ДВС. И лишь приглядевшись, замечаешь, что под ней – пустота. Сам мотор прячется где-то глубоко внизу.

Динамо-машина

СИНХРОННЫЙ электродвигатель на переменном токе способен развивать максимальный крутящий момент с нулевых оборотов. И вот поэтому никогда не скажешь, что под капотом всего 108 «лошадок». Привод от двигателя к колесам прямой, трансмиссионных потерь почти нет, задержки на переключение несуществующих передач тоже отсутствуют. Реакция на акселератор незамедлительная – видишь на спидометре 60 км/ч, через несколько секунд уже 80, а там и вся «сотня»!

Лишь тормоза непривычные – ход педали упругий, но какой-то недейственный. Понимаю, что это особенность электрокара, ведь при незначительном торможении замедление осуществляется за счет генерирующего режима. И лишь при сильном давлении на педаль активируются приводы тормозных суппортов. Вслух подмечаю:

– Да, разгоняется «Leaf» куда приятнее, чем тормозит.

– Это с непривычки. А при резком торможении включается и АБС, и ассистент экстренного замедления. Вдобавок у машины имеется шесть подушек безопасности. Так что в этом плане она ничем не хуже обычных автомобилей.

Выбираю широкую площадку и начинаю ехать по большому кругу, плавно увеличивая скорость. На спидометере 50 км/ч, 55, 60... На 65 км/ч колеса начинают жалобно пищать, а «Leaf» перестает ускоряться – система стабилизации VDC не дает пустить машину со сносом.

– Обычный автомобиль мог бы на такой дуге ехать быстрее, – снова ворчу я.

– Согласен, но это проблема не машины, а сверхэкононых шин, которые на ней стоят, – парирует Дмитрий. – Обуйте «Leaf» в низкопрофильные колеса с хорошим «держаком», и он вам покажется спорткаром! Хотя, понятно, в «Leaf» первична все же экономия. Вот попробуйте-ка еще эко-драйв…

Елки-палки

В РЕЖИМЕ «Эко» меняется лишь характеристика акселерации – система не допускает выхода мотора на максимальную мощность, чтобы не перегрузить высоковольтные литий-ионные батареи значительным током. Но даже в этом режиме можно поддерживать относительно высокую скорость.

Сверху  информация об условиях движения. Снизу – вся системная информация.
Логичное разделение.

– Видите, на верхней информационной панели есть полумесяц, а под ним загорелась палочка? – указывает Дмитрий. – Это растут ветки виртуальной елочки – ваша награда за разумную экономичную езду.

– И что будет, если она вырастет целиком?

– Начнет расти новая, а эта будет «пересажена» в область рядом с эконометром. Недаром там столько места – хватит для целого ельника…

Я тут же предложил Дмитрию «растить деревья» в динамичном режиме и сделал соответствующее движение джойстиком. Во взгляде инструктора явно промелькнуло сомнение в здравости моего рассудка, однако он деликатно промолчал.

Пока мы катались по Лужникам, я сосчитал в уме, сколько стоит одна зарядка. Выходило следующее. Раз на борту стоят аккумуляторы на 24 кВтч, то за время зарядки будет истрачено столько же электричества, сколько сожгут десять 100-ваттных бытовых лампочек накаливания за сутки. Вроде немало. Но дотошные британцы сосчитали, что в энергетическом плане «Leaf» является эквивалентом машины с ДВС, которая расходует всего 2,4 литра бензина на 100 км. Круто? Ну а если взять самый показательный и приближенный к реальности метод пересчета через деньги, то одна зарядка обойдется в 70-75 рублей максимум, чего хватит на 160 километров пути, а за бензин для обычной машины придется заплатить не меньше 300-400 рублей (исходя из расхода в 7-7,5 литров). То есть впятеро дешевле.

Вопрос: так стоит ли морочить себе голову виритуальными елочками?

Правильный ответ: стоит. И не жмотства ради, а чтобы энергия в батареях при реальной эксплуатации не закончилась досрочно.

– Вот вам и елочка, – похвастался я, указывая на приборную панель. – Видите, как быстро выросла!

– Как вы это делаете? – удивился Дмитрий.

– Просто избегаю резких торможений, когда энергия не возвращается, а выбрасывается зря. Так что настоящий эко-режим – он в голове, а не в системе.

Минус 25

КОГДА на одометре уже было отмотано с десяток километров, я решил устроить маленький эксперимент.

– Представим, что на улице жара. А вдобавок я еще люблю громкую музыку, – заявил я, врубив на максимум кондиционер с магнитолой.

Прибор, на котором отображался остаток хода, тут же с терхзначной цифры переключился на двухзначную.

– Минус 25! – перекричал Дмитрий рев музыки и указал на центральную консоль, где на широком дисплее появились индикаторы расхода энергии. – Говорю, «Leaf» показывает, что проедет на 25 километров меньше!

Чувствительная потеря. Но на самом деле не все так драматично. Когда мы выбрали комфортные установки кондиционера и снова отправились в путь, «Leaf» сообщил, что автономия уменьшится лишь на 14 км. А теперь самое интересное: реальная потеря оказалась еще меньше. И это несмотря на то, что при очередном заезде мы приступили к фотосъемкам и мне невольно пришлось двигаться с частыми остановками и разгонами.

– Подходящий автомобиль для московских пробок! – одобрил я. – Все в городском трафике палят бензин почем зря, а «Leaf», наоборот, сберегает энергию.

Хорошим вариантом «Leaf» показался и как транспортное средство для офисных сотрудников. Пока работает человек где-нибудь в «Сити», автомобиль заряжается на офисном паркинге. Надо отъехать по делам – пожалуйста. Дальше МКАД не умчится. А вечером сотрудник может спокойно отправляться домой, чтобы следующим утром на остатке заряда вернуться на работу – запаса хода хватит, даже ели он живет в ближнем Подмосковье. Чисто и красиво, современно и недорого.

Тут мне пришел в голову смелый план:

– Давайте устроим для “Leaf” настоящее крещение Москвой. Прокатимся от Лужников до нашей редакции на Ботанической, посмотрим, насколько проворна машина в плотном потоке… Она ведь застрахована?

Но инструктор отрицательно покачал головой.

– Хорошая идея, но нельзя. Машина находится здесь на условиях временного ввоза, поэтому кататься на ней по дорогам общего пользования может лишь ограниченный круг лиц.

Жаль… И самое обидное, что даже неизвестно, когда наступит (и наступит ли) время «Leaf» в нашей стране. В «Nissan» еще не приняли решения насчет того, стоит ли вообще продавать его в России.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Nissan читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: