Рубрики

Jaguar Land Rover демонстрирует автономные способности

12:54 06-11-2016

Мир стремительно оцифровывается. Развитые электронные коммуникации могут быть весьма полезны и для автомобилей. Как – нам рассказали в исследовательском центре JLR.

Полезные связи

Мир стремительно оцифровывается. Развитые электронные коммуникации могут быть весьма полезны и для автомобилей. Как – нам рассказали в исследовательском центре JLR.


– МЫ не слишком близко едем? – на всякий случай интересуюсь у сидящего рядом инженера, не веря в то, что электроника успеет сработать на столь короткой дистанции.

– Не беспокойся, – успокаивает он. – В этом как раз и смысл новой технологии. Время реакции человека на вспышку стоп-сигналов автомобиля впереди составляет примерно 0,7 секунды. Большинство существующих систем адаптивного круиз-контроля тоже редко срабатывает быстрее – они включаются лишь после того, как определят начало торможения впереди идущей машины, на что также требуется время. Но если у нас есть “кооперативный режим”, при котором бортовые системы автомобилей общаются напрямую, сигналы об изменении скорости передаются моментально.

Специалисты Jaguar убеждены, что обмен данными между транспортными средствами позволит сократить минимальную безопасную дистанцию, а это приведет к уменьшению пробок и снижению расхода топлива за счет движения в зоне разряжения.

Честно признаюсь, поначалу верится в это с большим трудом. Сказывается сила привычки – сложно не подчиниться инстинкту и не ударить по тормозам, когда на ведущей машине, что едет всего в паре метров впереди, вспыхивают алые фонари. Но электроника реагирует именно как обещали – без задержки. Более того, она одновременно замедляет целый конвой автомобилей, едущих с минимальными интервалами.

“Кооперативность” – серьезный шаг к автономному управлению. Но окончательно отказаться от водителей за рулем еще не получается. Ведь кто-то должен задавать темп. Да и длина конвоя автопилотов ограничена пока десятью машинами. Скорее, речь идет о том, чтобы снять с водителей чрезмерную психологическую нагрузку при движении в условиях плотного интенсивного трафика.


Специалисты Land Rover посредством беспроводного протокола научили общаться между собой и внедорожники. Однако функционал их системы отличается от ягуаровской. Off-road Connected Convoy позволяет экипажам отказаться от раций при движении по пересеченной местности. Лидер оставляет свой след на цифровой карте, а по нему уже в полуавтоматическом режиме следуют ведомые – с той же скоростью, режимом трансмиссии и установкам программой Terrain Response. Сегодня это нам демонстрируют на планшетнике, но ничего не мешает перенести технологию на центральный дисплей, где в режиме карты будут отображаться положение всех участников колонны, различные  подсказки, уведомляющие о препятствиях и смене покрытия, и другая полезная информация. Водителям остается лишь крутить руль и наслаждаться видами дикой природы.

Наверное, это будет крутая технология. Но не убьет ли она романтику внедорожных вылазок? Замыкающей машиной в колонне интеллектуальных гряземесов следовал старенький Land Rover Defender Series III начала семидесятых годов с механической коробкой и такой же мануальной раздаточной трансмиссией. Вот в него мне сейчас и хотелось пересесть...

Сталкеры

В НАСТОЯЩЕЕ время искусственный интеллект системы распознавания условий движения Terrain Response действует на внедорожниках Land Rover постфактум – компьютер по сигналам проскальзывания осей и положению колес определяет состояние покрытия и выбирает наиболее подходящую программу. Следующим витком эволюции станет система Surface ID, которая с помощью ультразвукового датчика, закрепленного на переднем бампере, сможет  сканировать поверхность на 30 метров перед собой. Таким образом, автомобиль оказывается готовым к изменениям дорожного покрытия еще до того, как на нем окажется.


Еще более эффектно прошла демонстрация возможностей ассистента TBSA. За этой неблагозвучной аббревиатурой скрывается самый продвинутый круиз-контроль для бездорожья. Садишься за руль обычного с виду Range Rover, у которого на лобовом стекле закреплен дополнительный экран. Он показывает, как машина считывает ландшафт перед собой, и это поистине завораживающее зрелище. Оптика улавливает не только профиль, но и разницу в отражающих способностях поверхностей. Компьютер с учетом всего этого, а также поворотов и перепадов высоты создает в своем виртуальном мире оптимальную дорогу-траекторию. Мне остается лишь подруливать и наблюдать за действиями стороннего разума – набрав скорость на гладкой грунтовке, внедорожник сам начинает плавно замедляться, завидев камни, а затем и вовсе почти останавливается перед тем, как преодолеть брод. Другой особенностью TBSA является механизм самообучения за счет сохранения данных о пройденных маршрутах. Они анализируются, и при повторном прохождении система ведет машину чуть быстрее или по улучшенному алгоритму.

Слежка в 3D

БАНАЛЬНАЯ ситуация – выезд с второстепенной дороги. Водитель впереди стоящего автомобиля, завидев просвет в потоке, начинает движение, но, усомнившись в собственном глазомере, останавливается в последний момент. Подлость ситуации состоит в том, что вы, скорее всего, уже переключили свое внимание с того, что происходит впереди, на зеркала и сами пытаетесь поймать “окно” среди движущегося транспорта. Закономерный итог – удар в бампер...

Инженеры Jaguar придумали способ предотвращать подобные недоразумения. Сигнал от стереокамеры за лобовым стеклом не разрешит автомобилю тронуться в сторону препятствия, даже если селектор автомата стоит в “драйве” и вжата педаль газа. Алгоритм настолько прост и эффективен, что невольно задаешься вопросом: почему до этого никто не додумался раньше? Ведь для работы системы, которую в Jaguar назвали Safe Pullaway, в теории и замысловатого “стереовидения” не нужно – для детекции опасного сближения достаточно и обычных ультразвуковых датчиков парковки на серийных автомобилях.


Новая камера с двумя объективами является стержневым элементом и для других электронных помощников. С их помощью компьютер “видит” окружающий мир почти как человек. Следовательно, машина сможет, например, сама оценивать размеры приближающихся объектов, “просчитывать” высоту проезда и ширину паркинга. В алгоритм можно включить поправку на габариты из-за багажника на крыше или закрепленных на кузове велосипедов.


Программа, получившая название Overhead Clearance, появится и на внедорожниках Land Rover. Она убережет от ударов низко свисающих веток или поможет безопасно протиснуться между крупных камней. Дистанция, с которой система сможет определять параметры проезда, составляет 60 метров – этого вполне достаточно для принятия водителем решения. Главное, двигаться не быстрее 20 км/ч – на больших скоростях “машинный глазомер” еще не работает с должной точностью.

Трехмерный видеоконтроль поможет автономно передвигаться также в зоне дорожных работ. По сути, это новый виток развития адаптивного круиз-контроля. Roadwork Assist без вмешательства водителя проведет машину между конусов или по временной разметке, самостоятельно вычисляя осевую линию и поворачивая колеса так, чтобы избежать препятствий.

Правда, есть большие сомнения, что подобная технология вот так же идеально сможет работать там, где дорожные работы не принято обставлять, как это делают в цивилизованных странах, световыми знаками, указателями и разметкой. А это значит, что без хлеба IT-специалисты в автомобильной отрасли еще долго не останутся.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: