Рубрики

“Jaguar XF”: cнова первый

15:36 01-08-2011

Четыре года назад бизнес-седан “XF” положил начало эпохе высоких технологий и авангардного дизайна в консервативной компании “Jaguar”. Но сейчас по адресу обновленной модели ее создатели вновь чаще всего произносят слово “первый”: первый автомобиль марки с восьмиступенчатой коробкой передач; первый в гамме с четырехцилиндровым мотором; первая модель со столь низким расходом топлива и системой “старт/стоп”… В общем, изменений в технической начинке “XF” хватает.

Jaguar XF” поддерживает в себе лидерские качества

Четыре года назад бизнес-седан “XF” положил начало эпохе высоких технологий и авангардного дизайна в консервативной компании “Jaguar”. Но сейчас по адресу обновленной модели ее создатели вновь чаще всего произносят слово “первый”: первый автомобиль марки с восьмиступенчатой коробкой передач; первый в гамме с четырехцилиндровым мотором; первая модель со столь низким расходом топлива и системой “старт/стоп”… В общем, изменений в технической начинке “XF” хватает.


– ПРИВЕТСТВУЮ вас, собрат по несчастью! Пару дней назад я оказался в точно такой же ситуации, – так на промежуточном финише обратился ко мне независимый испытатель Дэвид Мэдгвик, увидев, как я перед фотосъемкой пытаюсь смыть с бампера “XF” остатки налипших насекомых. – Только вы всего 300 км преодолели, а я 1.312 км отмахал. Представляете, как долго я машину отмывал?!

Британец и его напарник проехали на обновленном “XF” от завода “Jaguar”, что близ Бирмингема, до Мюнхена всего на одном баке солярки. А поводом для такого пробега послужил дебют самой экономичной модификации в истории марки – этот автомобиль оснащается 2,2-литровым турбодизелем “AJ-i4D”, который развивает 190 л.с., 450 Нм и при этом потребляет в среднем 5,4 л топлива на 100 км пробега. Причем Мэдгвик эти данные не только подтвердил, но и улучшил – ему удалось за время пути довести расход горючего до 4,9 л.

– Помогла система “старт/стоп”, – рассказал Дэвид. – Пока толкались на светофорах в Англии, она глушила двигатель, и мы на этом серьезно сэкономили. А у вас какие впечатления от дизеля? Не правда ли, он по всем параметрам превосходит прежний 2,7-литровый V6?

Пришлось признаться, что с самым экономичным “XF” я знаком чисто теоретически – на тест нам его просто не дали, так как в России эта версия продаваться не будет. Как пояснил мне региональный директор по зарубежным рынкам “Jaguar Land Rover”, Дмитрий Колчанов, цена такой модификации получалась неконкурентоспособной, да и вообще солидные бизнес-седаны с маленькими моторами пока не пользуются у нас спросом.

Бардачок открывается не сенсорным датчиком, а обычной кнопкой, но в интерьере “XF”
все равно хватает необычных решений. Среди них – поворотные дефлекторы
вентиляции, которые сливаются с передней панелью при отключении “климата”,
и выдвижная шайба коробки передач.

Так что я о тправился в путь на “XF” с трехлитровым битурбодизелем “AJ-V6D”. Ему слегка подновили программное обеспечение – это не сказалось на мощности (она по-прежнему составляет 275 л.с.), зато позволило снизить вредные выбросы и адаптировать двигатель к работе с первой в истории “Jaguar” восьмиступенчатой АКПП.

Экранчик в комбинации приборов стал цветным. Оранжевый треугольник на  циферблате спидометра сигнализирует о том, что система поддержания безопасной дистанции находится в режиме ожидания.

Британцы уверяют, что обновленный “XF” с такой трансмиссией расходует в среднем на 0,1 л меньше топлива, но главное – стал ощутимо плавнее и комфортабельнее на ходу. Ведь новая коробка способна менять передачи за 200 миллисекунд. Надо сказать, я пытался неоднократно спровоцировать трансмиссию на сбой в самых разных условиях – на горных серпантинах, на автобанах, – она всегда работала предельно точно и вместе с тем предельно плавно.

“XF” получил более удобное управление бортовыми функциями. Теперь основные группы
меню вызываются на экран отдельными кнопками с антибликовым черным покрытием, а сам
сенсорный дисплей стал контрастнее и четче благодаря поляризационному фильтру.

Не вдаваясь в технические подробности, отмечу: этот “автомат” приспосабливается к характеру мотора, а не наоборот, что очень важно для дизеля с узким рабочим диапазоном.

Кроме того, пониженные ступени стали короче, что помогло немного улучшить динамику автомобиля на низких скоростях. На мой взгляд, тяга на колесах стала даже несколько избыточной – в обычном режиме “Drive” седан так рвет с места, что в работу то и дело вступает система стабилизации, удерживающая его от чрезмерной пробуксовки и потери траектории…

Если же перевести поворотный селектор трансмиссии в положение “Sport” и включить для бортовых систем режим “Dynamic” (а настройки шасси и двигателя к этому, поверьте, располагают), то “XF” становится настолько резким, что при каждом торможении перед поворотом кузов начинают сотрясать жесткие толчки – столь нарочито коробка отсчитывает пониженные ступени.

Правда, почувствовать все это российским покупателям пока не суждено – машины с восьмиступенчатым “автоматом” появятся у нас в продаже только в следующем году. Причина, как пояснил Тим Кларк, один из инженеров “Jaguar”, в электронных прошивках мотора и коробки передач. Они, оказывается, заточены под работу с сажевым фильтром DPF и системой “старт/стоп”, а поскольку оба этих устройства для России сочли лишними по причине некачественного топлива и частых низких температур, то для нашей страны надо разрабатывать новые программы управления – а это не только деньги, но и время, поскольку требуется вновь проходить сертификацию, уточнять характеристики и т.д. Впрочем, работы в этом направлении уже ведутся, равно как и по адаптации новой трансмиссии к бензиновым пятилитровым V8. А пока к нам “XF” будут идти, как и раньше, с шестиступенчатым “автоматом”.

Логичные решения

РЕДКИЙ случай – в обновленном “XF” даже стилистические изменения продиктованы желанием сделать автомобиль не только красивее, но и эффективнее. Вроде бы все понятно – модели бизнес-класса пытались придать внешнюю схожесть с флагманским “XJ”, и это у дизайнеров вполне получилось. Но этим суть перемен отнюдь не исчерпывается.

Вот главный дизайнер “Jaguar” Уэйн Бургасс показывает на узкие затемненные фары:

– Мы хотели поставить такую оптику на “XF” еще четыре года назад, когда превращали концепт в серийную модель. Но тогда технологии не позволили разместить блоки ксеноновых ламп в столь компактном корпусе.

Теперь электронщики добились желаемого – сумели запихнуть в уменьшенную пластиковую коробочку не только газоразрядные лампы для ближнего и адаптивного дальнего света, но и светодиодные ходовые огни, а также дополнительные фонари подсветки поворотов.

– Посмотрите на капот, – продолжает Уэйн. – Он стал более выпуклым и массивным за счет высокой центральной выштамповки. Нам пришлось ее сделать такой ради размещения рядного турбодизеля – он выше, чем наши V-образные моторы. Но при этом получился и побочный положительный эффект – высокий капот спрятал в так называемой аэродинамической тени щетки стеклоочистителей. Теперь они не создают лишних завихрений воздуха, и уровень шума в салоне снизился.

И так далее, вплоть до вентиляционных прорезей на боковых крыльях, которые не только красивы, но и эффективнее отводят лишнее тепло из моторного отсека. А боковые передние стекла хоть и выглядят совершенно обычными, на самом деле являются гидрофобными: когда заморосил дождь, капли, не задерживаясь на стекле, улетали прочь, оставляя обзор в зеркалах открытым...

Но основной упор британцы сделали все же на модернизации интерьера. С дизайнерской точки зрения он до сих пор выглядит восхитительно: потайные сопла вентиляции, сенсорные датчики включения света, стильные клавиши с “ледяной” подсветкой… Другого столь авангардного салона в бизнес-классе, пожалуй, не найти. Но в плане современности электронной начинки “XF” был не лидером в своем сегменте.

Буквально за пару дней перед тестом обновленной модели мне выпала возможность поездить на прежнем седане по улицам Лондона, и это помогло освежить не лучшие впечатления. Следую подсказкам навигации: “Через 200 ярдов поворот налево… Выполняю пересчет маршрута…” И томительная пауза, в течение которой в салоне едва ли не слышался скрип “мозгов” электронного штурмана, который тщетно пытался поспеть за ритмом движения. Подобных мелочей в предыдущем “XF” было немало: замороченный алгоритм выбора настроек бортовых систем, заторможенные сенсорные датчики…

Видимо, ягуаровцы поняли, что слегка перемудрили, поэтому оборудование, вызывавшее нарекания, отправилось на свалку. Теперь мультимедиасистема у “XF” полностью новая: с встроенным жестким диском на 30 Гб и продвинутой 1.200-ваттной музыкальной установкой “Bowers&Wilkins” с 17 динамиками.

Более контрастная и четкая за счет внедрения поляризационного фильтра графика сенсорного дисплея радует глаз, а его быстродействие и чувствительность к прикосновению пальцев больше не являются поводом для критики. Впрочем, манипуляции с экраном теперь вообще сведены к минимуму: подменю различных компонентов вроде той же навигации, телефона, кресел и т.д. можно вызвать на экран нажатием всего одной клавиши.

В борьбе за удобство и комфорт дизайнеры даже наступили на горло собственной песне и отказались от сенсорного датчика открытия бардачка – его сменила обычная кнопка.

– Раньше многие путались – надо было лишь слегка прикоснуться к датчику, а люди давили на него пальцем. Вот механизм и давал сбои. Теперь все стало проще… – вздыхает Бургасс. – Зато на одном баке можно ездить дольше. Наверно, это в обычной жизни важнее…

ИНЖЕНЕРИЯ

Так выглядит новая для “Jaguar” в целом и для “XF” в частности силовая установка. Она включает в себя 2,2-литровый турбодизель “AJ-i4D” мощностью 190 л.с., который после недавней ревизии конструкции, проведенной специалистами “Land Rover”, получил турбокомпрессор с жидкостным охлаждением, детали кривошипно-шатунного механизма c антифрикционным покрытием. Приняты меры, направленные на снижение шумности. Восьмиступенчатая коробка передач немецкой фирмы ZF, несмотря на увеличенное по сравнению с предшественником количество ступеней, не превосходит его по массе и при этом обладает более высокой эффективностью – потери в новой трансмиссии сведены к минимуму за счет ранней блокировки гидротрансформатора, а также специальных систем, адаптирующих алгоритм переключений к текущим дорожным и погодным условиям. В частности, при выборе ступеней учитываются даже температура воздуха и кривизна пути.

МОДИФИКАЦИЯ

Вместе с обычным “XF” претерпела модернизацию и его спортивная модификация “XFR” Она получила тот же улучшенный интерьер, но техническая начинка автомобиля не изменилась – он по-прежнему является собранием самых прогрессивных решений британской компании. “XFR” снабжается 510-сильным компрессорным пятилитровым V8, шестиступенчатой автоматической коробкой передач, заднеприводной трансмиссией, адаптивной подвеской и электронно-управляемым межколесным дифференциалом. Весь этот арсенал позволяет “заряженной” версии разменивать “сотню” за 4,9 с и разгоняться до 250 км/ч. Но теперь недюжинные способности машины подчеркиваются не только характеристиками, но и ее внешним видом. Утратив прежнюю сдержанность в дизайне, “XFR” стал сильнее отличаться от обычного седана за счет ряда характерных деталей вроде увеличенных до предела воздухозаборников в переднем бампере, выставленного на показ диффузора, оригинальных колес. В общем, как сказал главный дизайнер “Jaguar” Уэйн Бургасс, “если раньше “XFR” был волком в овечьей шкуре, то теперь это волк в волчьей шкуре”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: