Рубрики

«Jaguar XJ»: меньше цилиндров, больше передач

13:54 04-10-2012

“Jaguar XJ” посадили на диету

JaguarXJ” посадили на диету


Решив умерить топливный аппетит своего флагманского представительского седана “XJ”, компания “Jaguar” заменила на этой модели атмосферные бензиновые моторы наддувными агрегатами меньшего рабочего объема. Кроме того, автомобиль получил систему “старт/стоп” и новую более эффективную восьмиступенчатую автоматическую коробку передач. Но, как оказалось, сугубо практическая по задумке модернизация привела и к эмоциональным сдвигам в характере “XJ”.

…ЗАДНЯЯ ось нервно задергалась, едва сдерживаемая от скольжений системой стабилизации. С трудом зацепившись за влажный асфальт, “XJ” бросился вперед, увлекая зоной разрежения за кормой придорожную траву... Это уже не просто солидный степенный седан, это автомобиль, в котором живет частичка злой версии “Supercharged”! Пусть по абсолютным показателям отдачи новый компрессорный трехлитровый V6 со своими 340 л.с. и 450 Нм слегка уступает предшественнику, могучему пятилитровому V8 (что привело к потере двух десятых секунд в разгоне до “сотни”), но впечатления от вождения обновленного флагмана “Jaguar” оказались даже более яркими.

Полностью алюминиевый “3.0 V6 S/C” с непосредственным впрыском топлива и двойной системой изменения фаз газораспределения обладает весьма интересным двухступенчатым характером. И, главное, он лишен типичной для современных бензиновых моторов с наддувом черты – смещенной в зону низких оборотов максимальной тяги в ущерб отдаче на повышенных частотах вращения.

Хотя начинается все традиционно: механический компрессор типа “Vortex-Roots” начинает работать в полную силу практически с холостых, обеспечивая достаточный даже для резкого старта с места крутящий момент. Поэтому около 2.000 оборотов ощущается бодрый подхват. Второй наступает примерно на середине шкалы, когда V6 выходит на пик тяги, и после этого напор мотора уже не стихает вплоть до красной зоны, заставляя по полной отрабатывать антипробуксовочную систему…

<~1~>

Конечно, здесь сыграла весомую роль и новая восьмиступенчатая коробка передач “ZF”, которая на всех версиях “XJ” сменила прежний шестиступенчатый “автомат”. Расширенный ряд передаточных чисел и более плотная нарезка ступеней привели к тому, что для каждого режима движения АКПП быстро и, самое главное, очень плавно задействует оптимальную передачу. Даже в положении селектора “Drive” адаптация к стилю вождения владельца происходит оперативно. Настолько, что режим “Sport” придется кстати только в тех ситуациях, в которых представительскому седану бывать приходится не часто.

И при этом новая коробка не забывает думать об экономии. Стоит чуть отпустить газ, как “автомат” моментально включает максимально высокую ступень, стремясь опустить стрелку тахометра ближе к нулю. А когда машина тормозит на светофоре, с ощутимым толчком срабатывает система “старт/стоп” (она впервые появилась на топовом “Jaguar”). Комфорта это разумеется не добавляет, но выигрыш в расходе топлива оказывается существенным. “XJ” с V6 в среднем потребляет на два литра бензина меньше предшественника.

Деликатное обращение


НЕ СТОЛЬ очевидными выглядят преимущества бюджетной версии с двухлитровым 240-сильным турбомотором “i4 Ti240”, который перекочевал на “Jaguar” с внедорожников братской марки “Land Rover”. Даже если не принимать в расчет, что представительский седан с рядной “четверкой” под капотом пока еще не воспринимается многими как безоговорочный символ престижа.

Конечно, новый турбонаддувный двигатель превосходит по своим параметрам отдачи и экономичности древний атмосферный трехлитровый V6, которому формально он приходит на смену. Но если посмотреть на показатели расхода топлива и уровня выбросов вредных веществ, то получается, что они у “i4 Ti240” лишь немногим лучше, чем даже у более мощного “3.0 V6 S/C”. Это говорит о том, как тяжело маленькой “четверке” тянуть за собой внушительных размеров “XJ”.

Такая машина уже не допускает вольностей в обращении с собой. Чтобы получить достойную динамику и ровный, плавный разгон, приходится нажимать на педаль акселератора очень деликатно и прогрессивно, постепенно увеличивая подачу топлива. Если же давить газ в пол, то ничего кроме раздражающих задержек и бесполезно танцующей в красной зоне стрелки тахометра не получишь. Даже услужливый “автомат” и тот оказывается бессилен. Он пытается включить передачу пониже, понимает, что этого мало, скидывает еще на ступень вниз, но делает это уже второпях и с ощутимым трансмиссионным ударом…

Двухлитровый “XJ” отлично подойдет тем, кто формирует элитный корпоративный автопарк, или бизнесменам, которые сами предпочитают не садиться за руль и все заботы по вождению перекладывают на плечи шофера. Проблема в том, что это идет вразрез с имиджем машины, ведь “XJ” своей динамикой и управляемостью уже успел заслужить себе репутацию driver’s car в своем классе.

И ягуаровцы это активно поддерживают. Например, замена моторов на обновленных “XJ” повлекла за собой перенастройку ходовой части. Инженеры объясняют это так: мол, алюминиевые двигатели оказались настолько легкими (особенно “четверка”, которая весит всего 138 кг), что изменилась развесовка машины. И потому пришлось заново подбирать жесткость амортизаторов и упругих элементов подвески. В итоге главный хищник в семействе “Jaguar” сохранил свою характерную плотную поступь и резкие манеры. Такие настройки сибаритам не подойдут, но почитатели марки их оценят по достоинству.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: